Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 730

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Пастораль (франц. pastorale, «пастушья музыка»). Пьеса в размере 6/8 или 12/8 с изящной задумчивой мелодией, которую часто поддерживают тянущиеся звуки в басу, изображающие пастушью волынку. Жанр пасторали нередко встречается в произведениях, связанных с темой Рождества Христова (например, кончерто гроссо № 8 А.Корелли, написанное к празднику Рождества; Рождественская оратория Баха, «Мессия» Генделя). 

Период в музыке – наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Также может выступать в качестве формы самостоятельного произведения.

Песня (романс). В русском языке существует принципиальное различие между терминами «песня» и «романс»: первый относится, прежде всего, к фольклорным жанрам, а также к разным типам их обработок и модификаций в композиторском творчестве; второй – к произведениям для голоса с аккомпанементом, преимущественно профессиональным и на профессиональные поэтические тексты, но иногда и к фольклорным (например, русский городской романс XIX в.). В немецком языке широкое распространение имеет термин Lied, соответствующий английскому song; оба они могут относиться к разным явлениям. Термин Lied появляется в рыцарских песнях миннезингеров (В. фон дер Фогельвейде); позднее им обозначали: произведения мейстерзингеров (например, самого известного среди них – Г. Сакса); полифонические песни XVI в. (Л. Зенфль, О. Лассо); песни XVII в. с аккомпанементом типа bassо continuo, который исполнялся на любом клавишном инструменте (или вообще на любом инструменте, где возможно извлечение аккордов), иногда вместе со струнными или духовыми (Адам Кригер); песни XVIII в., в которых фольклорная простота сочетается с утонченным лиризмом; великолепные песни Гайдна, Моцарта и Бетховена; художественная песня Германии романтической эпохи – огромный корпус замечательной вокальной лирики. Наиболее крупными авторами романтической песни были Ф. Шуберт, Р. Шуман, Г. Вольф, Р.Франц, Р.Штраус и Г.Малер. В русском языке по отношению к этим произведениям применяются и термин «песня», и термин «романс». Равным образом оба термина могут прилагаться к произведениям в данном жанре русских классиков, от Глинки до Прокофьева; сочинения современных авторов чаще называются «романсами», но иногда и «песнями» (например, песни Свиридова). Выражение «песенная форма» часто указывает на простую двухчастную (а–в) или трехчастную (а–в–а) инструментальную форму, имеющую источником песню, как правило, фольклорную. 


Планктус (лат. pianctus – «плач»). В средневековой Европе – жалобная песня с текстом на латыни или на народном языке. Духовные и светские планктусы известны с IX века; в XII веке особенно широкое распространение получили любовные планктусы (французские complaintesd'amour) и планктусы Девы Марии. По форме планктусы XII века родственны секвенциям или позднейшим северофранцузским лэ (таковы планктусы Абе­ляра).Планктусы Девы Марии не входили в состав богослужения, однако иногда, в соответствии с местными обычаями, исполнялись в церкви.

Постлюдия(от лат. post – после и ludo – играю), дополнительный раздел музыкального произведения, чаще всего – инструментальное заключение вокального сочинения (романса, песни); изредка встречается и в инструментальных произведениях («Ludus tonalis») П. Хиндемита. Во второй половине XX века постлюдия приобретает статус самостоятельного жанра инструментальной музыки (творчество В. Сильвестрова, Ф. Караева).

Прелюдия (франц. prelude; от лат. praeludere, «играть прежде»). Инструментальное произведение, служащее вступлением к последующей музыке. В XV и XVI вв. прелюдиями иногда именовались небольшие пьесы для лютни (Ф. Спиначчино) или для клавира (У. Бёрд, Дж. Булл) в аккордовой фактуре. Начиная с XVII в. прелюдия образует цикл с фугой, как, например, в Хорошо темперированном клавире Баха, либо открывает собой сюиту (Английские сюиты Баха), либо же служит вступлением к пению хорала (хоральные прелюдии). В XIX в. прелюдией может называться и оперная увертюра, особенно написанная в свободной форме. Тогда же название «прелюдия» как обозначение самостоятельного жанра появляется в фортепианной литературе (Шопен, Рахманинов, Скрябин), а также и в оркестровой (симфоническая прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»). 

Псалм(греч. – «хвалебная песнь», «бряцаю» или «перебираю» [струны]) – гимны еврейской религиозной поэзии. Псалмы появились в период от Моисея (XIII век до н.э.) до первого собирателя священных книг Ездры (V век до н.э.); они составляют библейскую книгу Псалтирь. С псалмами Псалтири не следует смешивать т.н. псалмы и песни Соломона, представляющие собой раннехристианскую гимнографию. Как правило, каждый из псалмов содержит в начале указание на авторскую принадлежность (иногда и на повод, послуживший к его сочинению), а также на общее содержание, способ исполнения и музыкальную модель для него. Псалмы имели строфическое строение. В некоторых псалмах строфы разделяет рефрен. По содержанию выделяют псалмы хвалебные, покаянные, дидактические и мессианские. Язык псалмов богат фигуральными выражениями. Одноголосное речитативное исполнение псалмов в силлабическом стиле (1, редко 2 звука на один слог) обозначается термином «псалмодия». В Иерусалимском храме псалмы исполнялись ежедневно профессиональными певцами-левитами в сопровождении музыкальных инструментов. В христианском богослужении поются как полные тексты псалмов (в т.ч. е добавлением рефренов, вставляемых между стихами), так и отдельные псалмовые стихи в составе антифонных и респонсорных песнопений. Различаются 3 вида псалмодии. Прямой псалмодией называется сольное исполнение псалмов последовательно, стих за стихом; антифонной – поочередное пение псалмовых стихов двумя хорами (обычно с добавлением рефрена); респонсорной – чередование псалмовых стихов, исполняемых солистом, с хоровым рефреном (респонсом).


Рапсодия (греч. rhapsodia; от rhaptein, «сшивать», «составлять», «сочинять» и ode, «песня»). Рапсодией может называться инструментальное (изредка вокальное – например, у Брамса) сочинение, написанное в свободном, импровизационном, эпическом стиле, иногда включающее подлинные народные мотивы (Венгерские рапсодии Листа, Рапсодия в стиле блюз Гершвина). 

Речитатив (итал. recitativо; от recitare, «декламировать», «читать вслух», «рассказывать»). Мелодизированная речь, или музыкальная декламация, была впервые использована в ранних операх XVI в., хотя корни речитатива, несомненно, уходят в древнее пение за католической литургией (cantus planus). Как самостоятельное выразительное средство речитатив особенно культивируется в период раннего барокко: в речитативе композиторы пытались воспроизвести в обобщенном виде естественные речевые интонации, усиливая их смысл средствами мелодики и гармонии. Тогда речитативы обычно звучали в сопровождении клавира или органа, причем линия баса дублировалась струнными или духовыми. В опере и оратории XVII–XIX вв. речитатив служил развитию драматического действия: он воспроизводил разговоры или монологи персонажей, которые помещались между ариями, ансамблями и хорами. Простейший речитатив «recitativo secco» («сухой речитатив») исполнялся в свободном ритме и лишь изредка поддерживался аккордами. Затем стал преобладать более мелодизированный и выразительный речитатив (хорошо известный по реформаторским операм К. В. Глюка), «recitativo accompagnato» (или stromentato) – «аккомпанированный», или «инструментальный» речитатив – и сопровождался всем оркестром.

Ричеркар (итал. ricercar; от ricercare, «искать»). Инструментальная форма, весьма распространенная в искусстве XVI–XVII вв. Для нее характерен постоянный поиск (что отразилось в названии) возвращающихся тем и их места в общей структуре композиции. Подобно фантазии, ричеркар в области инструментальной соответствует мотету в области вокальной: форма возникает из последовательного фугированного развития нескольких мелодий. В отличие от мотета, где возникновение новых тем обусловлено появлением новых стихотворных (или прозаических) строк, в ричеркаре главенство принадлежит все же одной теме, и потому данную форму можно считать предшественницей высокоразвитой фуги баховской эпохи. Термин «ричеркар» может относиться и к неимитационному произведению, написанному в свободном инструментальном стиле и по характеру напоминающему токкату.


Рондель (лат. rondellus, фр. rondel) 1) Cтихотворение (твёрдая форма), состоящее из 13 стихов, в трёх строфах. Рифменная схема: АВbа аbАВ аbbаА. Рондель возник в средневековой французской поэзии, где писался преимущественно восьмисложником; у истоков формы стоял, по-видимому, Э. Дешан. Знаменитые рондели принадлежат К. Орлеанскому, а в новейшее время С. Малларме. 2) Техника трехголосной композиции, распространенная в средневековой Англии; пьеса, сочиненная в этой технике. Для ронделя характерен т. н. обмен голосов, который осуществляется либо между двумя верхними голосами на фоне повторяющейся фигуры в теноре, либо между всеми тремя голосами. Уникальный образец шестиголосной композиции, которую можно рассматривать как рондель, – знаменитый «Летний канон» (представляет собой сочетание роты в 4 верхних голосах и ронделя в 2 нижних). Практика ронделя существовала уже в конце XII века; ранние образцы ронделя происходят из соседних с Уэльсом областей. На континенте эта разновидность многоголосия стала известна не позднее 1225 года под названием «английская практика». В континентальных теоретических трактатах слово rondellus часто употреблялось как латинский вариант термина рондо. Жанр ронделя исчез вскоре после 1300 года, одновременно с практикой обмена голосов.

Рондо (франц. rondeau; от rond, «круг»). Одна из старейших вокальных и танцевальных форм. Типичное рондо XIII в. было гомофонным (неполифоническим) произведением: труверы Северной Франции окружали каждую строфу своих песен повторяющимся рефреном (форма «виреле»). У таких композиторов, как Г. де Машо, Ж. Беншуа и Г. Дюфаи, рондо-виреле стали полифоническими. В испанских кантигах XIII в. – песнопениях, посвященных Деве Марии, – использовались аналогичные структуры, и они же имели место в итальянской баллате XIV в. и испанских виллансико XVI в. В XVII в. рондо выступало как часть инструментальной сюиты танцев (Ф. Куперен, Ж. Шамбоньер, Ж. Ф. Рамо): повторяющиеся проведения рефрена отделяли друг от друга разнообразные эпизоды. Итальянский аналог французской формы (rondo) стал широко применяться с начала XVIII в. для обозначения самостоятельных инструментальных пьес. Структурный принцип этого рондо состоял в появлении повторяющегося раздела как обрамления эпизодов, экспонирующих новые темы. Основной тип рондо: А–В–А–С–А. К концу XVIII в. рондообразные формы усложнились (А–В–А–С–А–В–А) и приблизились к вариационным (А–В–А1–В–А2–С–А3...) или даже (в результате сквозного развития основных тем) к сонатным. 


Секвенция (лат. sequentia, «следование», «то, что идет вослед»). Музыкальное и текстовое расширение песнопения «Аллилуйя» в католической мессе. Примерно в X в. распространился обычай присоединять добавочный латинский текст (троп) к юбиляции (мелизматическому распеву, завершающему «Аллилуйю») и прежде использовавшему разные гласные (чаще всего «а» как последний гласный звук слова «аллилуйя»). В результате возник самостоятельный жанр латинской литургической поэзии – секвенция, связанный преимущественно с праздничными днями церковного года. В Средневековье исполнялись сотни разных секвенций, но постановлением Тридентского собора (1545) они были удалены из литургии, исключение составили четыре секвенции: знаменитая Dies irae (о Судном дне), Lauda Sion Salvatorem (на праздник Тела Господня), Venisanctespiritus (на праздник Троицы), Victimaepaschalilaudes(пасхальная); позже была допущена также секвенция StabatMater (богородичная). 

Секстет (нем. sextett; от лат. sextus, «шестой»). Этот термин обычно обозначает написанное в форме сонатного цикла сочинение для шести исполнителей. Состав секстета может быть разным; чаще всего это струнный квартет с двумя добавленными инструментами (например, секстет фа мажор Моцарта, К. 522, для квартета и двух валторн, секстет Брамса си-бемоль мажор, ор. 18, для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей). Название «секстет» может относиться и к вокальному ансамблю с аккомпанементом или без такового. 

Серенада (франц. serenade, итал. serenatа, «вечерняя музыка» или «вечернее развлечение»). К концу XVIII в. это название уже не подразумевало вечернего или ночного исполнения. Как и дивертисмент, серенада была распространенным жанром композиции для небольшого инструментального ансамбля, который сочетал в себе черты уходящего в прошлое жанра сюиты и устремленного в будущее жанра симфонии. В серенаду входили, с одной стороны, менуэты, марши и тому подобное, а с другой – вариации и части, написанные в формах сонаты или рондо-сонаты. Весьма известные инструментальные серенады можно найти в наследии Моцарта, Брамса, Чайковского и Дворжака. Как вокальный жанр серенада представляет собой обращение к возлюбленной, некогда исполнявшееся в ночное время под окном дамы. 

Симфоническая поэма – программное оркестровое одночастное сочинение – жанр, получивший распространение в эпоху романтизма и включающий в себя черты программной симфонии и концертной увертюры (Р. Штраус, Ф. Лист, Ф. Мендельсон, Б. Сметана, А. Дворжак, С. Франк, Э. Шоссон, Н. А. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С. Рахманинов, А. Скрябин, Д. Шостакович и др.); жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. Источники программы различны: литература, изобразительное искусство и архитектура, история и философия, картины природы. Симфонической поэме свойственно свободное развитие музыкального материала, сочетающее различные принципы формообразования, чаще всего сонатность и монотематизм с цикличностью и вариационностью. «Хореографическая поэма» «Вальс»М. Равеляпредставляет собой симфоническую поэму, предполагающую возможность сценического воплощения. Наиболее радикальное переосмысление жанра симфонической поэмы предложилД. ЛигетивСимфонической поэме для 100 метрономов. Влиянию симфонической поэмы подверглись в своем развитии и другие жанры –симфония,концерт,поэма,соната.