Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1401

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.



Все населенные пункты подразделяются на городские населенные пункты и сельские населенные пункты.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» к городским населенным пунктам были отнесены города республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским — все остальные населенные пункты. Поскольку большинство существующих населенных пунктов создавалось еще в советское время, их статус формировался с учетом данного нормативного акта.

Поэтому в субъектах РФ учитывают данный подход при разработке и принятии собственных законов. Например, в соответствии с Законом Московской области от 17 января 2001 г. № 12/2001-03 «Об административно-территориальном устройстве Московской области» к городским населенным пунктам относятся: город областного подчинения, город районного подчинения, поселок городского типа (рабочий поселок или дачный поселок); к сельским населенным пунктам относятся: село, поселок, деревня, хутор, слободка, местечко.

Четкое определение административно-территориальной единицы, отграничение ее от муниципального образования важно для того, чтобы избежать смешения процедур изменения административно-территориального устройства (например, при изменении границ административно-территориальной единицы мнение населения получать не обязательно) и муниципально-территориальной организации (при изменении границы муниципального образования необходимо учитывать мнение населения, а в ряде случаев необходимо получение согласия населения), подмены одной процедуры другой.

Эта позиция была сформулирована в определении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. № 406-О-П. Вопросы территориальных основ местного самоуправления, формирования муниципальных образований, с одной стороны, и административно-территориального устройства субъектов РФ — с другой, будучи связаны между собой, имеют самостоятельное значение и, обладая собственным юридическим содержанием, относятся к различным сферам ведения: первый — к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, второй — к исключительному ведению субъектов РФ. Это, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 10 июля 2003 г. № 289-0, предполагает, в частности, что для надлежащего законодательного обеспечения правового статуса муниципальных образований порядок их образования, упразднения и другие изменения в их системе должны быть урегулированы законодательством субъекта РФ о местном самоуправлении.


Устанавливаемое субъектом РФ правовое регулирование его административно-территориального устройства, включая вопросы образования, объединения, преобразования, упразднения административно-территориальных и территориальных единиц, не может, однако, подменять правовое регулирование территориальной организации местного самоуправления; во всяком случае, оно не должно предполагать или допускать изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, в порядке реорганизации территориального устройства государственной власти субъекта РФ и тем самым приводить к блокированию конституционного требования о необходимости учета мнения населения при проведении территориальных преобразований, влекущих изменение пространственных пределов реализации муниципальной власти и права граждан на местное самоуправление.

В определении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. № 406-О-П впервые была выражена правовая позиция о недопустимости внесения изменения в территориальную организацию местного самоуправления под видом административно-территориальных преобразований.

Однако на практике такие примеры имеются. Например, Законом Красноярского края от 19 ноября 2004 г. № 12-2549 «Об отнесении поселка Овсянка к категории сельских населенных пунктов» рабочий поселок Овсянка, входящий в состав территории муниципального образования «Город Дивногорск», был отнесен к категории сельских населенных пунктов и стал селом Овсянка. Это позволило включить село в состав городского округа «Дивногорск». Следует напомнить, что в состав городского округа может входить один городской населенный пункт: либо город, либо поселок.

Как говорилось выше, все населенные пункты в Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, аулы, стойбища, заимки и иные). Можно выделить различные основания классификации городских и сельских населенных пунктов.

В зависимости от численности населения ранее, в соответствии со ст. 5 Градостроительного кодекса РФ 1998 г., городские и сельские поселения подразделялись на крупные, средние и иные населенные пункты. С принятием в 2004 г. нового Градостроительного кодекса РФ от такого подхода отказались, однако в отдельных случаях в законодательстве субъектов РФ до сих пор используются эти термины, причем понимают под ними разные по численности населенные пункты. Например, в Мурманской области под крупным городом понимается город с населением свыше 30 тыс. человек. В Калининградской области к крупным городам отнесены Калининград (424,6 тыс. человек), Советск (43,2 тыс.), Черняховск (41,7 тыс.), Балтийск (33,2 тыс.), Гусев (28,1 тыс. человек). Такое разнообразие связано с тем, что вопросы административно-территориального устройства субъектов РФ находятся в их исключительном ведении. Органы государственной власти субъектов РФ принимают решение исходя из особенностей территорий.



В ст. 11 Закона № 131-ФЗ используются термины «территория с низкой плотностью населения» и «территория с высокой плотностью населения». К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с высокой или низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет. В настоящее время эти перечни утверждены распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р.

В зависимости от наличия или отсутствия внутреннего деления городских поселений выделяются города с внутренним делением (районы в городе) или без такового. В последнем случае речь идет о небольших городах. Например, в Новосибирской области город Новосибирск делится на 10 районов, а города Бердск или Обь не имеют районного деления. Анализ уставов городов позволяет сделать вывод, что в районах в городах, как правило, создаются только исполнительные органы местного самоуправления — администрации, которые являются структурными подразделениями городских исполнительных органов местного самоуправления.

В зависимости от взаимоотношений с вышестоящим территориальным уровнем выделяют города федерального значения, которые являются субъектами РФ (Москва и Санкт-Петербург), города республиканского, областного или краевого значения (например, Ижевск, Новосибирск, Хабаровск), города районного значения (например, Барабинск Новосибирской области). Города регионального значения (республиканского, краевого, областного значения), как правило, имеют деление на районы в городе.

В зависимости от функциональной направленности можно выделить курортные города (например, Ессентуки, Пятигорск), города — научные центры или наукограды (например, Обнинск Калужской области), города-здравницы и т. п. Определенными особенностями обладает, например, город Сочи — не только как курортный город, но и как центр проведения зимней Олимпиады.




21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.


В структуре Российской Федерации выделяются различные территориальные единицы, созданные для повышения эффективности управления государством и социально-экономического развития. Наиболее крупными из них являются округа (федеральные, военные, судебные, пограничные).

Федеральные округа представляют собой макрорегионы, имеющие стратегическое значение для территориального развития России, обеспечивающие реализацию полномочий главы государства (прежде всего формирование межрегионального уровня координации в контрольной, кадровой и информационной сферах) в территориальном аспекте. Федеральные округа были созданы в целях поддержания единства государственной власти и законности Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Было образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Потом было выделено еще два.

Создание этого института повлекло системное изменение в размещении многих территориальных органов федеральных органов как исполнительной власти, так и не относящихся к ней. Данные органы выполняют лишь функции отдельных федеральных органов государственной власти, особых окружных функций этих органов не существует. На уровне федерального округа не осуществляется собственное нормативное правовое регулирование, отсутствуют органы законодательной и судебной власти.

Военные округа созданы в целях оптимизации структуры управления Вооруженными Силами РФ, а также совершенствования их взаимодействия с другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении в регионах России задач в области обороны. Границы военного округа как военно-административной единицы, а также количество военных округов устанавливаются Президентом РФ по представлению министра обороны РФ. Также по представлению министра обороны РФ Президент РФ принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации военных округов.

Судебные округа