Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1342
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
6 августа 1905 г. был издан Манифест об учреждении Государственной Думы. В нем указывалось, что «настало время, следуя благим начинаниям… призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». В акте от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной Думы» говорилось о составе и устройстве Думы, о предметах ведения, о порядке производства дел в Думе.
Третий период, начавшийся после Февральской революции 1917 г., провозгласившей республиканскую форму правления, был прерван Октябрьской революцией.
1 сентября 1917 г. Временное правительство приняло постановление о провозглашении России республикой. Положение о выборах в Учредительное собрание по основным параметрам стояло вровень с наиболее передовыми избирательными законами того времени или даже превосходило их. Положение о выборах характеризовалось тем, что состав избирательного корпуса в России был шире, чем в других странах. Избирательные права получили женщины. Достаточно низким по тем временам был и возрастной ценз – 20 лет. Были признаны избирательные права и за военнослужащими. Отменялись имущественный ценз, цензы оседлости и грамотности. Не было в законе никаких ограничений по национальному и вероисповедному принципам.
Первая Советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 г. включала положения, направленные на обеспечение законности и правопорядка в стране. Идеями обеспечения законности была проникнута и Конституция СССР 1924 г.
Конституция СССР 1936 г. (ст. 123) установила, что равноправие граждан СССР независимо от их национальности и расы во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Однако это равноправие в конечном счете связывалось с интересами трудящихся и целями укрепления социалистического строя.
В советской литературе указывалось также, что законодательство и практика его принятия в этот период бросились из одной крайности в другую: от незаконных репрессий до насаждения беззакония. Принятые в конце 50-х гг. законодательные акты в области уголовного права и уголовного судопроизводства ослабили действие принципа, согласно которому за преступлением неотвратимо должно следовать наказание. в принципе неотвратимости наказания.
Конституция СССР 1977 г. указывала (ст. 34), что граждане СССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, что это равноправие обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Четвертый период: Современность:
Отправным юридическим документом этого процесса явилась Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая первым Съездом народных депутатов страны 12 июня 1990 г. Декларация торжественно провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР объявлялся ее многонациональный народ, который осуществляет государственную власть непосредственно через представительные органы на основе Конституции РСФСР.
Государственный суверенитет РСФСР провозглашался во имя высших целей – обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей признавалось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.
21 апреля 1992 г. в Конституцию страны, названной Законом от 25 декабря 1991 г. Российской Федерацией – Россией, вносятся изменения, связанные с фактом распада СССР и существования Российской Федерации как самостоятельного государства.
23 сентября 1993 г. был принят Указ «О досрочных выборах Президента Российской Федерации», в котором объявлялось о проведении 12 июля 1994 г. досрочных выборов Президента РФ.
Конституция ринята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года
По мнению С.А. Авакьяна идеи развития конституционализма можно разделить на пять этапов:
первый этап или его еще называют до античный этап. Данный этап характерен тем, что все идеи правового регулирования государства, разделение властей, независимость были зафиксированы в Библии, которая в данный период провозглашала главные общечеловеческие ценности.
второй этап – Античный этап. Конституционное право пока еще не является единой кодифицированной системой, имеет фрагментарный характер в системе публичного права, но с выделением основных законов и особых приемов их изложения.
Появляются первые черты конституции описанные Аристотелем: конституция это законоположение в государстве которое регламентирует работу власти, а закон выступает в роле социальной справедливости в жизни общества.
третий этап – Средневековье или эпоха Хартий (XI-XIV вв.). В данный период на начальном этапе приходит замедление конституционного строительства, законодательное регулирование жизни отступает на второй план. Все законодательные отношения строятся по принципу – власть дающие и власть исполняющие.
четвертый этап (конец XVIII – начало XX в.) данный период связан с распространением конституционального режима в Европе, начинается борьба за провозглашение принципов народности, суверенитета, единства и равенства. Созрела общая необходимость в формировании системы государственного устройства и организации системы высших органов государственной власти, с формированием систем сдержек и противовесов. Появляется идея всеобщего избирательного права.
В данный период была принята Первая Французская конституция 1791 года, после в Польше 1791 г и других странах.
пятый этап ХХ века (период после Первой мировой войны). В данный период конституционализм выступает в роли конституциональной самоидентификации, закреплением парламентских представительных систем в особенности национального характера.
Появляется острая необходимость в обосновании и регламентации принципов народовластия, суверенитета, народной инициативы.
Профессор О. Е. Кутафин отмечал:
«Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем. Следовательно, конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
Проблема Авакъян («Российский конституализм»):
Отмечаемое разными мыслителями и исследователями на протяжении двух столетий пренебрежение со стороны российских властей правом, его принципами и ценностями, в чем и находит свое выражение правовой нигилизм правящих элит, дополняется такими явлениями, как лоббизм и усложнение законодательства в юридико-техническом и структурном аспектах, - когда законы нарочито лишаются прямого действия и, соответственно, могут реализовываться исключительно через систему подзаконных актов.
Нередки также случаи принятия законов для галочки, то есть не для обеспечения реального правового нормирования общественных отношений, а в иных целях: например, сугубо для создания видимости выполнения политических обещаний.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
-
конституция РСФСР – 1918 -
конституция СССР – 1924, РСФСР – 1925 -
конституция СССР – 1936, РСФСР – 1937 -
конституция СССР – 1977, РСФСР – 1978 -
конституция России – 1993 г. 12 декабря
Подробнее:
Самодержавие по своей сути отрицало конституционализм как связанность государственной власти правом. Отметим, что те общественные отношения, которые сегодня называют конституционно-правовыми – в сфере организации и функционирования государственной власти, положения отдельных социальных групп населения, обязанностей подданных и т. д. – со времен Киевской Руси регулировались грамотами князей, их договорами, постановлениями земских соборов, императорскими указами и др.
В Российском государстве основы конституционного строя и первые законодательные акты, которые носили конституционный характер, возникли только в начале XX в.
Отправной точкой практической конституционализации и парламентаризации страны стали Высочайший Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод основных государственных законов 1906 г. («Учреждение Государственной думы», «Учреждение Государственного совета», «Правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов» и др.). В России впервые провозглашались неотъемлемые гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и Государственный совет. Подлинным парламентом данные органы не стали, однако четыре созыва Государственной думы при общем сроке легислатуры 20 лет – безусловно, значимый этап в становлении российского парламентаризма. В среде научной общественности того времени сложилось мнение, что данные акты установили в России конституционный строй, который значительно ограничивал основы самодержавия.
1. Победа Октябрьской революции в России привела к смене общественно-экономической формации, приходу к государственной власти новой политической силы. Это обусловило необходимость разработки и принятия Конституции социалистического типа. Первая Советская Конституция России была принята 10 июля 1918 г. Пятым Всероссийским съездом Советов. Конституция РСФСР 1918 г. носила четко выраженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата, полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом.