ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 1160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

250

Департамент образования города москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Н.ГРИГОРЬЕВ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Для студентов, обучающихся по направлению социально-культурная деятельность 531200.62

Рекомендовано Ученым советом факультета социально-культурной деятельности

(протокол № 2 от 24 сентября 2010 года)

Председатель Ученого совета факультета социально-культурной деятельности

__________________ к.п.н., доцент И.Д. Левина

Одобрено кафедрой теории и методики социально-культурной деятельности

(протокол № 1 от 30 августа 2010 года)

Зав. кафедрой теории и методики социально-культурной деятельности

___________________к.п.н., профессор Э.И. Медведь

Москва – 2010 г.

УДК

ББК

Григорьев Илья Николаевич, канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры теории и методики социально-культурная деятельность

Рецензент: Моздокова Ю.С., д.п.н., профессор.

Учебно-методический комплекс разработан для студентов, обучающихся по специальности для специальности 071401 «Социально - культурная деятельность». — М.: Московский гуманитарный педагогический институт, кафедра «Теории и методики социально-культурной деятельности», 2010 г. - 195 с.

Аннотация: Дисциплина «Социально-культурная деятельность» является дисциплиной блока ДН(М). Ф1, которая изучается студентами 1-го курса в 1 и 2 семестрах и 2-го курса 1 семестре. В учебно-методическом комплексе представлена учебная программа и тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к экзамену, один из вариантов экзаменационных билетов.


Содержание:

  1. Организационно - методический раздел________________________5

  2. Программа дисциплины_____________________________________13

  3. Тематика и планы семинарских и/или практических занятий_______________________________________________________59

  4. Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий и методические рекомендации по их выполнению____________________82

  5. Тематика курсовых работ__________________________________85

  6. Самостоятельная работа студентов___________________________87

  7. Используемые инновационные методы в процессе преподавания_________________________________________________92

  8. Методические рекомендации по изучению дисциплины__________________________________________________93

  9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования к их проведению___________________________________________________95

  10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины_______________136

  11. Приложения_______________________________________________142


1. Организационно - методический раздел:

1.1. Цель и задачи курса

Курс «Социально-культурная деятельность» является дисциплиной федерального компонента цикла специальных дисциплин, входящей в программу обучения в Московском гуманитарном педагогическом институте. Её цель – сформировать у студентов систему знаний по истории и теории социально-культурной деятельности.

Достижение поставленной цели предусматривает последовательное решение следующих задач:

- познакомить с историей развития социально-культурной деятельности в различные исторические эпохи;

-раскрыть теоретико-методологические основы организации социально-культурной деятельности людей в условиях свободного времени;

- последовательно обосновать сущность, специфику, общественные функции, принципы, формы и содержание социально-культурной деятельности;

- познакомить с ведущими сферами проявления и уровнями организации социально-культурной деятельности;

- предопределить профессиональный подход к пониманию современной социокультурной ситуации в России;

- изучить основы региональной культурной политики.

Предметом дисциплины являются процессы зарождения досуговых форм деятельности различных сословий российского общества, представления о досуге в различные исторические эпохи, а также обоснование сущности, специфики, общественных функций, принципов, форм и методов организации социально-культурной деятельности.

1.2. Требования к уровню освоения дисциплины:

Изучив дисциплину «Социально-культурная деятельность» студент должен знать:

- основные понятия курса;

- исторические корни социально-культурной деятельности;

- особенности развития социально-культурной деятельности в различные исторические эпохи;

- методологию социально-культурной деятельности как объект научного исследования;

- государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности;

- функции и принципы социально-культурной деятельности;

- общую характеристику средств, форм и методов социально-культурной деятельности;

- содержание социально-культурной деятельности;

- субъекты и объекты социально-культурной деятельности;


- социально-культурную деятельность досуговых общностей и центров.

Студент должен уметь:

- ориентироваться в вопросах современной культурной политики;

- разбираться в содержании социально-культурной деятельности;

- ориентироваться в методах, принципах и средствах социально-культурной деятельности;

- использовать знания по истории социально-культурной деятельности и использовать их для практического применения.

владеть:

- основами создания целевых федеральных и региональных программ и проектов развития социально-культурной деятельности.

- принципами научно-методического обеспечения социально-культурной деятельности.

иметь представление:

- о важнейших сферах общественной практики, в которых находит отражение социально-культурная деятельность и все многообразие социокультурных ценностей, норм, ориентации и отношений;

- о реально существующей системе социально-культурных институтов (учреждений, объединений, организаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-культурной политики на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях.

Формы контроля:

  1. Зачет

  2. Итоговый контроль – экзамен.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Виды занятий

Объем дисциплины, час

Название специальностей

очное отделение

заочное отделение

Общая трудоемкость

175

Аудиторные занятия:

Лекции(Л)

Семинары(С) и/или Практические занятия (ПЗ)

68

32

32

Самостоятельная работа

105

КСР

2

Форма итогового контроля

Зачет и экзамен

Зачет и экзамен

Формы работы по данному курсу разнообразны: лекция-диалог, лекция-демонстрация, лекция-дискуссия; семинар-собеседование, семинар-дискуссия, семинар - «круглый стол», семинар-аукцион творческих идей и др. Практические занятия могут проводиться в форме деловой игры, клуба альтернативных идей, индивидуальной защиты социально-культурного проекта в учебной аудитории, в досуговом центре, на предприятии, в форме учебно-творческой лаборатории, индивидуальных занятий, консультаций, встреч с руководителями культурно-досуговых социальных учреждений, государственных и общественных органов культуры и социальной защиты, учеными, журналистами, зарубежными гостями, самостоятельная работа.

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных, семинарско - практических занятий и самостоятельную работу студентов.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Очное

Заочное

л

пр

с

1.

ИСТОРИЯ CОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире

1

-

2

2.

Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

1

-

2

3.

Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

1

-

2

4.

Клубные формы в культуре средневековья

1

-

2

5.

Социально-культурный уклад России в XV-XVII вв.

1

-

2

6.

Исторические предпосылки зарождения первых клубов

1

-

-

7.

Влияние европейских культурных традиций на становление клубных форм в России

1

-

-

8.

Клубные традиции культурной жизни XIX – начала XX века

1

-

2

9.

Социально-культурная политика в период Октябрьской революции

1

-

-

10.

Культурно-просветительная работа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

1

-

2

11.

Культурно-просветительная и социальная работа в 1945-1955 гг.

2

-

-

12.

Просветительная работа и социально-культурные процессы в 1956-1990 гг.

2

-

2

13.

Социально-культурная деятельность в посткоммунистической России

2

-

-

14.

Теория cоциально-культурной деятельности

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

1

-

-

15.

Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.

1

-

-

16.

Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

2

-

2

17.

Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

1

-

2

18.

Функции и принципы социально-культурной деятельности

1

-

-

19.

Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

2

-

2

20.

Содержание социально-культурной деятельности.

2

-

2

21.

Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

2

-

2

22

Общественно-добровольные формирования, фонды и движения и их роль в развитии социально-культурной сферы.

1

-

2

23

Профессиональные и непрофессиональные формы работы в социально-культурной деятельности.

1

-

1

24

Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров.

1

-

1

25

Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

1

-

2

Итого:

32

-

32

68