ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 766

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме № 22, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

1. Общественные организации, фонды и движения как субъекты социально-культурной деятельности.

2. Связь массовых общественных формирований с политической, экономической и духовной жизнью людей.

3. Формы взаимодействия общественных организаций, фондов и движений на региональном уровне.

4. Социально-культурная деятельность профсоюзов.

5. Государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству.

6. Центры и службы социально-медицинской реабилитации и психологической помощи.

7. Неформальные группы и объединения различных социальных возрастных категорий населения.

8. Пропагандистская, воспитательная и социокультурная деятельность обществ охраны природы, охраны памятников истории и культуры, спортивных клубов и обществ и других общественных формирований социально-культурного профиля.

Список литературы:

  1. Ариарскии М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. СПб.: СПбГУКИ, 1999. 530 с.

  2. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. М., 1989.

  3. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. М., 1994.

  4. Киселева Т. Г., Красилъников Ю. Д. Социально-культурпая деятельность. М.: МГУК, 2004. 539 с.

  5. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь – справочник. Омск, 1992.

  6. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. М., 1987.

  7. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2004. – 175 с.


Тема 23. Социально-культурная деятельность

ДОСУГОВЫХ ОБЩНОСТЕЙ И ЦЕНТРОВ

Тестирование по итогам изучения материалов темы №22, 23.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме № 23, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

1.Современные клубные структуры (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) как комплексные институты воспитания и самообразования, основанные на социально-культурной активности людей в сфере свободного времени.

2. Становление и состояние современных клубных структур.

3. Сеть и типы клубных учреждений.

4. Роль и место библиотек в социально-культурных процессах. Типы библиотечных учреждений.

5. Парки – как социально-культурные центры. Их классификация и основные досуговые функции.

6. Роль и место музеев в системе социально-культурных институтов общества. Их классификация.

7. Санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные центры – как центры рационального досуга, интегрирующие задачи отдыха и укрепления здоровья с духовным обогащением и разносторонним развитием личности.

8. Социально-культурные комплексы и центры открытого типа. Их классификация

Список литературы:

  1. Ариарскии М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. СПб.: СПбГУКИ, 1999. 530 с.

  2. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. М., 1989.

  3. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. М., 1994.

  4. Киселева Т. Г., Красилъников Ю. Д. Основы социально-культурпой деятельности. М.: МГУК, 1995. 136 с.

  5. Киселева Т. Г., Красилъников Ю. Д. Социально-культурпая деятельность. М.: МГУК, 2004. 539 с.

  6. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь – справочник. Омск, 1992.

  7. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. М., 1987.

  8. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2004. – 175 с.

  9. Работы культурно-спортивных комплексов: Учебное пособие. Л., 1987.

  10. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительской работы. М., 1988.

  11. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.

  12. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Уч. пособие. – СПб., 2003. – 208 с.

  13. Триодин В. Е. Теория социокультурной деятельности: объект и предмет исследования // Магистр. 1998. № 1. С. 26-36.

  14. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М.: МГУКИ, 2000. 204 с.

  15. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. – М., 2004.


Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тестирование по итогам изучения материалов темы № 24,25.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме № 23, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

1. Современный статус специалиста-организатора социально-культурной деятельности.

2. Профессиональная этика менеджера социально-культурной сферы.

3. Структура и содержание профессионального мастерства работников сферы культуры. Основные свойства и качества личности.

4. Функции специалиста социально-культурной сферы.

5. Роль государственных и муниципальных субъектов регулирования социально-культурной деятельности в подготовке и переподготовке специалистов-организаторов сферы культуры.

6. Квалификационная характеристика специалиста как совокупность профессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуемых а процессе выполнения конкретных профессиональных обязанностей в социально-культурной сфере.

Список литературы:

  1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1996.

  2. Беседина Т.В. Психолого-педагогические основы клубной работы. М., 1988.

  3. Исаенко В.П. Лидерская направленность в деятельности специалиста социально-культурной сферы. М., 2002. 148 с.

  4. Каргин А., Цагарелли Ю. Призвание и мастерство. М., 1986.

  5. Мосягин М.И. Теория и методика развития личности менеджера: Учебное пособие – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2005. – 86 с.

  6. Новаторов В.Е. Интернальный маркетинг в организациях социально-культурной сферы. – Омск, 2001. – 190 с.

  7. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь – справочник. Омск, 1992.

  8. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. М., 1987.

  9. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2004. – 175 с.


4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

4.1. Тематика эссе:

В процессе самостоятельной работы по изучению данной учебной дисциплины студента обязаны подготовить и представить преподавателю для проверки и последующего обсуждения в ходе семинарских и практических занятий эссе по следующим темам:

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций на становление клубных форм в России.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в посткоммунистической России.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности.

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения и их роль в развитии социально-культурной сферы.

Непосредственно название (тему) эссе студент определяет самостоятельно, стараясь при этом наиболее ёмко отразить сущность и содержание своих мыслей представленных в последующем материале.

Методические рекомендации по написанию студентами эссе представлены в разделе № 10.3.

4.2. Тематика реферативного обзора литературы:

Изучение курса «Социально-культурная деятельность» предусматривает проведение студентами углубленного реферативного обзора научной, учебной и учебно – методической литературы по следующим темам:

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная работа в 1945-1955 гг.

Социально-культурная деятельность в посткоммунистической России.

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в социально-культурной деятельности.

Тема 24. Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров.

По итогам проведённого обзора составляется отчёт, который сдаётся для проверки и оценки преподавателю. Более подробные методические рекомендации по вопросам проведения реферативного обзора литературы содержатся в разделе №10.2.

4.3. Перечень тем, по которым представляется отчёт об итогах изучения основной и дополнительной литературы:


Изучение любой темы данного курса в обязательном порядке предусматривает исследование научной, учебной и учебно - методической литературы по данной проблеме. Однако в ряде случаев этот процесс осуществляется в русле подготовки к семинарским и практическим занятиям, в ходе выполнения курсовых работ и написания эссе, подготовки реферативного обзора. В данном случае самостоятельный отчёт о проделанной работе не требуется. Рассмотрение следующих тем обязывает студента по итогам изучения литературы представить преподавателю рабочую тетрадь с конспектами соответствующих источников.

п/п

Тема занятия

2.

Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

6.

Исторические предпосылки зарождения первых клубов

7.

Влияние европейских культурных традиций на становление клубных форм в России

10.

Культурно-просветительная работа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

13.

Социально-культурная деятельность в посткоммунистической России

17.

Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

18.

Функции и принципы социально-культурной деятельности

19.

Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

21.

Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

23

Профессиональные и непрофессиональные формы работы в социально-культурной деятельности.

24

Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров.

25

Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.