ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 801

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Виды занятий

Объем дисциплины, час

Название специальностей

очное отделение

заочное отделение

Общая трудоемкость

Аудиторные занятия:

Лекции(Л)

Семинары(С) и/или Практические занятия (ПЗ)

68

32

32

Самостоятельная работа

105

КСР

2

Форма итогового контроля

Зачет и экзамен

Зачет и экзамен

Формы работы по данному курсу разнообразны: лекция-диалог, лекция-демонстрация, лекция-дискуссия; семинар-собеседование, семинар-дискуссия, семинар - «круглый стол», семинар-аукцион творческих идей и др. Практические занятия могут проводиться в форме деловой игры, клуба альтернативных идей, индивидуальной защиты социально-культурного проекта в учебной аудитории, в досуговом центре, на предприятии, в форме учебно-творческой лаборатории, индивидуальных занятий, консультаций, встреч с руководителями культурно-досуговых социальных учреждений, государственных и общественных органов культуры и социальной защиты, учеными, журналистами, зарубежными гостями, самостоятельная работа.

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных, семинарско - практических занятий и самостоятельную работу студентов.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Очное

Заочное

л

пр

с

1.

ИСТОРИЯ CОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире

1

-

2

2.

Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

1

-

2

3.

Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

1

-

2

4.

Клубные формы в культуре средневековья

1

-

2

5.

Социально-культурный уклад России в XV-XVII вв.

1

-

2

6.

Исторические предпосылки зарождения первых клубов

1

-

-

7.

Влияние европейских культурных традиций на становление клубных форм в России

1

-

-

8.

Клубные традиции культурной жизни XIX – начала XX века

1

-

2

9.

Социально-культурная политика в период Октябрьской революции

1

-

-

10.

Культурно-просветительная работа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

1

-

2

11.

Культурно-просветительная и социальная работа в 1945-1955 гг.

2

-

-

12.

Просветительная работа и социально-культурные процессы в 1956-1990 гг.

2

-

2

13.

Социально-культурная деятельность в посткоммунистической России

2

-

-

14.

Теория cоциально-культурной деятельности

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

1

-

-

15.

Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.

1

-

-

16.

Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

2

-

2

17.

Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

1

-

2

18.

Функции и принципы социально-культурной деятельности

1

-

-

19.

Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

2

-

2

20.

Содержание социально-культурной деятельности.

2

-

2

21.

Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

2

-

2

22

Общественно-добровольные формирования, фонды и движения и их роль в развитии социально-культурной сферы.

1

-

2

23

Профессиональные и непрофессиональные формы работы в социально-культурной деятельности.

1

-

1

24

Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров.

1

-

1

25

Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

1

-

2

Итого:

32

-

32

68


Примечание: л – лекции, пр – практические занятия, с – самостоятельная работа.


Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

п/п

Тема занятия

Л, С, ПЗ

Содержание самостоятельной работы

Форма контроля

1.

ИСТОРИЯ CОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ

опрос

2.

Социально-культурная деятельность на Руси В X-XIV вв.

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ

Проверка тетради

3.

Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ

Проверка вып. зад.

4.

Клубные формы в культуре средневековья

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ

Опрос

5.

Социально-культурный уклад России в XV-XVII вв.

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ

Опрос

6.

Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Л

Изучение лит- ры, реферат

Проверка тетради

7.

Влияние европейских культурных традиций на становление клубных форм в России

Л

Изучение лит- ры,

написание эссе

Проверка тетради

8.

Клубные традиции культурной жизни XIX – начала XX века

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ

Опрос

9.

Социально-культурная политика в период Октябрьской революции

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ

Опрос

10.

Культурно-просветительная работа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ

Проверка тетради

11.

Культурно-просветительная и социальная работа в 1945-1955 гг.

Л

Изучение лит- ры, реферат

Опрос

12.

Просветительная работа и социально-культурные процессы в 1956-1990 гг.

Л, С

Изучение лит- ры, реферат, подготовка к СЗ

Опрос

13.

Социально-культурная деятельность в посткоммунистической России

Л

Изучение лит- ры, написание эссе

Проверка тетради

14.

Теория cоциально-культурной деятельности

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

Л

Изучение лит- ры

Проверка вып. зад.

15.

Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности.

Л

Изучение лит- ры, реферат

Опрос

16.

Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ,

написание эссе

Опрос

17.

Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ

Проверка тетради

18.

Функции и принципы социально-культурной деятельности

Л

Изучение лит- ры, реферат

Проверка тетради

19.

Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ

Проверка тетради

20.

Содержание социально-культурной деятельности.

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ

Опрос

21.

Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Л, С

Изучение лит- ры, реферат, подготовка к СЗ

Проверка тетради

22

Общественно-добровольные формирования, фонды и движения и их роль в развитии социально-культурной сферы.

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ написание эссе,

Опрос

23

Профессиональные и непрофессиональные формы работы в социально-культурной деятельности.

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ, реферат

Проверка тетради

24

Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров.

Л, С

Изучение лит- ры, реферат, подготовка к СЗ

Проверка тетради

25

Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

Л, С

Изучение лит- ры, подготовка к СЗ

Опрос



Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Общинный уклад - основа воспитания и просвещения в до-государственный период.

Древние славяне. Педагогические воззрения восточных славян. Подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Особенности нравственного воспитания - обучение выполнению обрядов, поклонение языческим богам, повиновение старшим членам общины, почитание предков. Воспитывающая роль устного народного творчества. Материалы этнографов о бытовой обрядности, связанной с языческими верованиями.

Появление разновидности клубных форм первобытной эпохи в виде мужских и женских домов. Социальное деление общества на группы. Нерегламентированное общение в мужском доме как канал социализации человека в первобытном обществе. Общественный статус мужских домов в деле приобщения подростков к хозяйственным, общественным делам коллектива.

Становление иерархии отношений в первобытном обществе и роль женских домов как социальных организаций данного периода.

Просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, приговоров, пестушек, сказок, легенд, преданий. Зоофагические праздники, пляски, церемониалы, языческие символы.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Кириллица и глаголица - первые славянские азбуки.

Принятие христианства на Руси в X веке. Роль церкви Древней Руси в нравственном воспитании и просвещении народа. Влияние церкви на все сферы деятельности, сознание и поведение человека, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления о сущности и содержании процесса воспитания. Переплетение народных педагогических воззрений с христианским учением и языческими представлениями о силах природы, с суевериями.

Почитание грамотности на Руси. Усвоение философского и педагогического наследия античности, взаимодействие педагогической мысли Древней Руси с педагогическими ценностями Византии и других соседних стран - мощный фактор в развитии культуры, педагогики, просвещения.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Достижения греческой цивилизации в первобытную эпоху коллективизма. Жизнь города, государства, гражданской общины в период правления Перикла (около 490-429 до н.э.) как отражение нравственных и гражданских достижений. Понятие термина «досуг» в Древней Греции. Мужские союзы Древней Эллады. Греческая система образования.