ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 1117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

Попытка создать в России в XVIII веке систему народного просвещения; планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей».

Развитие и применение идей философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей в России.

Значение деятельности М.В. Ломоносова для развития в России науки и просвещения. Открытие Московского университета в 1755 г.

Традиционные досуговые формы общения крестьянства. Развитие досуговых форм общения и организаций типа клубных в сфере русского дворянства. Специфика досуга городского «работного люда». Особенности общественных форм досуга детей, подростков, семей.

Развитие европейских форм досуга в России.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Собрания нового типа «журфисты». Первые начинания культурных традиций времяпрепровождения на уровне высшего сословия. Влияние Петра 1 на появление в России ассамблей (в конце 1718 года), балов, маскарадов. Формы организации досуга, связанные с природой клубов. Дворянские салоны, клубы. Возникновение Московского благородного дворянского собрания и его роль в появлении новых досуговых занятий.

Становление клуба «Великобританский славный монастырь» («всешутейший собор») - с регламентом веселого монастыря для иностранцев. Балы, праздники, маскарады как неотъемлимая часть жизни русского дворянства. Организация зверинцев, шутовских потех как замена локальных форм общения.

Реформы Петра I в области социального призрения (создание благотворительных учреждений для инвалидов, пленных, детей, бездомных; запреты на профессиональное нищенство. Лишение церкви монополии на филантропию, социальное призрение, создание новых административно-государственных органов для государственного регулирования социальных процессов и др.). Петровские реформы и рост образованности высшего сословия. Уменьшение числа грамотных в низшем сословии: «Образованность.., возвысившись качественно, понизилась количествен­но» (Соболевский Л.П. Образованность Московской Руси XII-ХУ11 вв.-СПб., 1894).

Проведение свободного времени купечеством. Ориентация на досуговые формы развлечений дворянства и близость к патриархальным крестьянским традициям. Образование первых купеческих клубов.

Досуговые развлечения мещан. Образование любительских театров, общественных библиотек, музеев.


Влияние Екатерины II на развитие социальной помощи населению. Клубы Екатерины Великой. Формы клубной организации - большие и малые эрмитажные собрания. Появление первых клубов (клобов). Карточная игра как обязательный элемент досуга дворян. Ф. Гарднеръ - основатель первого российского клуба (Английского клуба). Устав, специфика деятельности.

Деятельность Вольного экономического общества (с 1765 г.) по распространению практических сельскохозяйственных, меди­цинских и других знаний.


Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

XIX– НАЧАЛАXXВЕКА

Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX- началеXXвв.

Распространение общественных, политических, литературных, художественных обществ, различных кружков в студенческой, литературно-художественной, военной, купеческой среде. Воссоздание Английского клуба, функционирование Купеческого клуба, московского Немецкого клуба.

Деятельность знаменитых людей - Куракины, Лопухины, Головины, Тургеневы, Строгановы и других по организации клубов.

Клуб «Соединенного общества» и его эволюционные этапы развития. Клубные формы досуга и внешнеклубная организация жизни.

Благотворительная деятельность клубов. Увеселительные мероприятия. Конец 1810-х - 1820-х г. - форма жесткого общения - менталитет человека XIX века. Появление кружков - нового объединения людей.

Художественное творчество крепостных.

Особенности организации, форм, содержания призрения в первой половине XIX в. «Закрытое» и «открытое» призрение. Начало женского образования в России.

Учреждение первых благотворительных обществ в России. Деятельность императрицы Марии Федоровны в области социального призрения и благотворительности.

Бурное развитие культурно-просветительной мысли общественного и частного призрения в России во второй половине XIX в. Отмена крепостного права. Влияние реформ 60-х гг. на экономическое и социально-культурное развитие общества. Перестройка системы просвещения в стране после отмены крепостного права. Внешкольное образование в пореформенный период. Влияние процесса распространения грамотности на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию.

Возникновение и развитие воскресных школ. Роль земства в развитии образования, культурно-просветительной деятельности.

Развитие наряду с традиционным фольклорным художественным исполнительством любительского организованного творчества, художественной самодеятельности.

Культурно-просветительные и социокультурные просветительные идеи и деятельность декабристов. В.Г. Белинский и А.И. Герцен о просвещении народа и распространении культуры.

Роль литературы в воспитательной, культурно-просветительной работе; общечеловеческие и общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в литературе.


Влияние разночинной интеллигенции, либеральной буржуазии на проникновение в народную среду художественной культуры. Организация С.И. Тургеневым в 1816 г. «Русского клуба». 1819г. - деятельность клуба «Зеленая лампа». Создание и развитие хоров, драмкружков, образцовых кружков и ансамблей. Культурно-просветительная деятельность выдающихся представителей отечественной культуры. Деятель­ность «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» — объединения русских композиторов.

Кружок Н.В. Станкевича. «Кружки образованных людей», домашние кружки. Кружок - организация мужского общения, салоны - культурное пространство женщин.

Российские клубы революционных времен.

Зарождение и развитие профессиональных союзов в России в годы революции 1905-1907 гг. Социально-политическая и культурно-просветительная деятельность союзов.

Создание различных комитетов, обществ, попечительств (трезвости, грамотности, университетов, народных развлечений и гуляний, бедных и др.).

Дальнейшее формирование системы социального призрения в России. Благотворительная деятельность русской православной церкви, религиозных организаций различных конфессий. Вклад российских меценатов: дворян, купцов, мещан, заводчиков, фабрикантов, мастеровых в развитие культуры, просвещения, здравоохранения, социального призрения. Начало подготовки специалистов для социальной работы.

Состояние грамотности населения России; темпы развития образования.

Появление специальных внешкольных учреждений - Народных домов. Инициатива кооперативов, сельских обществ в строительстве Народных домов; участие земств, казны, частных лиц. Основные принципы деятельности Народных домов - «отсутствие принуждения, свобода выбора, общедоступность, поучительность и общепонятность».

Анализ уставов различных Народных домов, организуемых для того, чтобы человек мог «с пользой употреблять свое свободное время и получать образовательные и разумные развлечения», а также «с целью развития культурно-просветительных начал среди местного населения» и предоставления ему возможности «использования праздничного и свободного от занятий времени».

Развитие публичных библиотек, публичных чтений, музейной работы. Культурно-просветительная, экскурсионная, лекционная деятельность музеев. Появление радио, кинематографа. Развитие спортивных видов досуговой деятельности.


Зарождение и развитие детских клубов, женских клубов, педагогического, санитарно-просветительного воспитания родителей, создание обществ врачей, краеведов, театральных и литературных обществ. Идеи о взаимодействии семьи и школы.

Научно-педагогическая деятельность А.У. Зеленко, С.Т. Шацкого.

Просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина. Вечерне-воскресные школы общества самообразования. Дом В.Д. Поленова. Его роль в организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам.

Развитие первых легальных и подпольных рабочих и социал-демократических клубов. Особенности их культурно-просветительной, общественно-политической работы в конце 90-х гг. и начале XX в.

Церковь и досуг в России. Сущность и особенности влияния. Ослабление нравственного влияния церкви.

Расширение рекреативной и развивающей функций досуга в начале XX в. Развитие исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России.

Революционные события в России в начале XX в. Изменение содержания культурно-просветительной и досуговой деятельности.

Особенности социальной работы в условиях первой мировой войны: помощь жертвам войны, беженцам, инфекционным больным и др.

Социально-культурные проблемы российского общества накануне свержения самодержавия.