ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 804

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

1. Министерство культуры Российской Федерации как субъект государственной политики в социально-культурной сфере.

2. Принцип государственного управления в социально-культурной сфере.

3. Формирование целевых федеральных и региональных программ и проектов развития социально-культурной деятельности.

4. Научно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности.

Список литературы:

  1. Бирженюк Г.М., Маркова А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговой программы. СПб., 1992.

  2. Жидков В. С, Соколов К. Б. Культурная политика России: теория и история. М.: Издательский сервис, 2001. 592 с.

  3. Теоретические основы культурной политики. М: Российский институт культурологии, 1993.

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Тестирование по итогам изучения материалов темы № 17.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме № 17, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

1. Федеральные программы развития культуры.

2. Проблемы государственного финансирования и кадрового обеспечения развития социально-культурной сферы.

3. Разработка основных направлений и приоритетов развития социокультурной жизни на региональном уровне.

Список литературы:

  1. Ариарский М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. СПб.: СПбГУКИ, 1999. 530 с.

  1. Бирженюк Г.М., Маркова А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговой программы. СПб., 1992.

  2. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. М., 1989.

  3. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. М., 1994.

  4. Киселева Т.Г., Красилъников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995. 136 с.

  5. Киселева Т.Г., Красилъников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.: МГУК, 2004. 539 с.

  6. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь – справочник. Омск, 1992.

  7. Работы культурно-спортивных комплексов: Учебное пособие. Л., 1987.

  8. Теоретические основы культурной политики. М: Российский институт культурологии, 1993.

  9. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. – М., 2004.



Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тестирование по итогам изучения материалов темы № 18-19.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме № 18-19, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

1.Социально-значимые виды общественной организации свободного времени и различные формы социально-культурной деятельности масс как ведущие средства социально-культурной деятельности.

2. Развивающая и рекреационная роль печати, радио и телевидения.

3. Воспитательный потенциал живого слова, искусства, наглядности и других средств социально-культурной деятельности.

4. Инновационные подходы в использовании средств идейного и эмоционального воздействия в учреждениях социально-культурной сферы.

5. Понятие о методах социально-культурной деятельности и их характеристика.

6. Понятие о формах социально-культурной деятельности и их типология.

Список литературы:

  1. Ариарский М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. СПб.: СПбГУКИ, 1999. 530 с.

  2. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. М., 1989.

  3. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. М., 1994.

  4. Киселева Т. Г., Красилъников Ю. Д. Социально-культурпая деятельность. М.: МГУК, 2004. 539 с.

  5. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь – справочник. Омск, 1992.

  6. Триодин В. Е. Теория социокультурной деятельности: объект и предмет исследования // Магистр. 1998. № 1. С. 26-36.

  7. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М.: МГУКИ, 2000. 204 с.

  8. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. – М., 2004.

Тема 20. Содержание социально-культурной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тестирование по итогам изучения материалов темы № 20.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме № 20, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:


1. Влияние социокультурной ситуации на характер и содержание досуговой деятельности.

2. Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования и воспитания.

3. Общественно-политическое направление и совершенствование социально-культурной деятельности.

4. Разработка и реализация программ культурно-досуговой деятельности в сфере политики.

5. Активизация общественной и государственной жизни региона средствами социально-культурной деятельности.

6. Основные задачи историко-культурного движения на современном этапе; его функции.

7. Нравственное направление и его основные особенности.

8. Физкультурно-оздоровительное направление в социально-культурной деятельности. Содержание, формы и организация работы.

9. Художественное и эстетическое направление и их специфика.

10. Использование резервов неорганизованной самодеятельности для пропаганды традиционных видов и жанров самодеятельного творчества и повышения эстетической культуры населения.

Список литературы:

  1. Ариарскии М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. СПб.: СПбГУКИ, 1999. 530 с.

  2. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. М., 1989.

  3. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. М., 1994.

  4. Киселева Т. Г., Красилъников Ю. Д. Социально-культурпая деятельность. М.: МГУК, 2004. 539 с.

  5. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь – справочник. Омск, 1992.

  6. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. М., 1987.

  7. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2004. – 175 с.

  8. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительской работы. М., 1988.

  9. Триодин В. Е. Теория социокультурной деятельности: объект и предмет исследования // Магистр. 1998. № 1. С. 26-36.

  10. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М.: МГУКИ, 2000. 204 с.

  11. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. – М., 2004.


Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тестирование по итогам изучения материалов темы № 21.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме № 21, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

1. Ведущие социальные институты и общности – семья, микросоциум, церковь, государственные и негосудаственные институты, организации и объединения: учебные (образовательные), социально-культурные, производственные, социально-защитные, благотворительные, художественно-творческие, спортивные и другие. Их специальное назначение как субъектов социально-культурной деятельности.

2. Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций – как объект социально-культурной деятельности.

3. Понятие об открытой и закрытой, организационной и неорганизационной, постоянной и эпизодической аудитории.

4. Реальный и потенциальный объект культурно-досуговой деятельности.

5. Традиции меценатства в отечественной культуре.

6. Инфраструктура и основные направления благотворительной деятельности.

7. Волонтерское движение на современном этапе.

Список литературы:

  1. Ариарский М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. СПб.: СПбГУКИ, 1999. 530 с.

  2. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. М., 1989.

  3. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. М., 1994.

  4. Киселева Т. Г., Красилъников Ю. Д. Социально-культурная деятельность. М.: МГУК, 2004. 539 с.

  5. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь – справочник. Омск, 1992.

  6. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. М., 1987.

  7. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2004. – 175 с.

  8. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительской работы. М., 1988.

  9. Триодин В. Е. Теория социокультурной деятельности: объект и предмет исследования // Магистр. 1998. № 1. С. 26-36.

  10. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М.: МГУКИ, 2000. 204 с.

  11. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. – М., 2004.