ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 765

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

ТЕХНИКА - (от греч. technike - искусная; techne - искусство, мастерство) - совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества; в технике материализуются знания и опыт, накопленные человеком в процессе развития общественного производства. В собирательном смысле под техникой понимаются машины, механизмы, приборы, устройства, орудия. Кроме того, под техникой понимается совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства (напр., техника стихосложения, строительная техника и т.п.).

ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - данный подход является наиболее распространенным и разделяется такими авторами, как У.Ростоу, Д.Белл, О.Тоффлер. Технократический подход к типологии цивилизаций характеризует развитие цивилизации и фиксирует ее основные типы. Первый тип - аграрная цивилизация (доиндустриальная), которая характеризуется примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами. Хронологические рамки этой цивилизации охватывают XVII-XVIII вв. Второй тип - промышленная цивилизация (индустриальная), которая характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения. Хронологически эта цивилизация началась в период промышленной революции и продолжается по сей день.

Третий тип - информационная цивилизация (постиндустриальная) еще называется обществом «высокого массового потребления». Она характеризуется тем, что основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания. Согласно авторам концепции, этот тип цивилизации - эра индустриального гуманизма, когда преимущества технического прогресса соединяются с возрастанием роли человека, его интересов и потребностей.

ТЕХНОСФЕРА - (от греч. techno - искусство, мастерство + sphaira - шар, сфера) - часть биосферы, преобразованная людьми посредством воздействия технических средств.

ТИНЭЙДЖЕР - (от англ. teen-ager; teen - вторая составная часть числительных от 13 до 19 + age - возраст) - человек в возрасте от 13 до 19 лет, подросток. В культурологии термин используется в связи с рассмотрением молодежных субкультур.


ТИП - (от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - своеобразная идеальная, теоретическая модель, шаблон, трафарет для группы предметов, явлений, объектов, в которой фиксируются их общие признаки, свойства, принципы существования. Выделение типов связано с системообразующими принципами, лежащими в основе процесса обобщения.

ТИПОЛОГИЯ -йетод научного исследования, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск их идентификации, стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР - (от греч. Typos - форма, образец + logos - знание, учение) -научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различения культур по определенным существенным основаниям. Выделяют синхронную, диахронную, структурную, а также типологию культуры по методу «идеальных типов».

ТИЧ-ИН - (от англ. teach-in: teach - учить+ in - в, вовнутрь) - вид социального протеста, органи-зуемого «новыми левыми» в американских университетах в 60-х гг., проявлявшегося в форме продления на неопределенно долгое время лекций-семинаров, которые шли без перерывов.

ТОЛКИНИСТЫ - (или толкиенисты) - интеллектуальное неформальное объединение поклонников писателя-сказочника Д.Р.Толкиена, создавшего в своих книгах сказочные страны, кишащие злобными и добродушными персонажами. Распространение получило в крупных городах среди старшеклассников и студентов. Является вариантом ностальгизма, эскапизма.

ТОТЕМ - (от англ. totem - из языка индейцев, означающее «его род») - животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания; каждый род носил имя своего тотема. Термин введен в научный обиход английским путешественником Дж.Лонгом.

ТОТЕМИЗМ - древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается не божеством, а родичем, предком и другом. Связан с системой запретов (табу) убивать и поедать тотемическое животное.


ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА - нединамичная культура, характерной особенностью которой является то, что изменения, происходящие в ней, идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием носителей данной культуры. Традиционная культура передается из поколения в поколение посредством бесписьменной и нейербальной коммуникации.

ТРАДИЦИЯ - (от лат. traditio - передача, повествование) -нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п., обнаруживаемые в элементах социально-культурного наследия. Культурные традиции осуществляют связь времен.

ТУСОВКА - (вероятно, от рус. «тасование карт, тасовка, перемешивание», возможно, от франц. toussier - кашлять, в том числе и от дыма) - первоначально: досуговая встреча студентов; впоследствии - досуговое совместное времяпрепровождение молодежи. На жаргоне «системы» - компания, группа людей; мероприятие, примечательное событие.

ТВОРЧЕСТВО - сюда входит изобретательство, рисование, поисковая деятельность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР - это массовое клубное мероприятие, в котором тема раскрывается в определенной логической и композиционной последовательности. Тематический вечер - комплексное художественно-публицистическое действие, в котором в связанной цепи устных выступлений, зрительных и музыкальных образах раскрывается на конкретном сюжете жизненная проблема. В основе должна лежать социально важная и близкая аудитории тема.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА - выставка произведений печати и других материалов определенной тематики с целью их наглядной пропаганды.

ТРАДИЦИЯ - (от лат. traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве Т. выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

ТУРИЗМ - (французское tourisme, от tour — прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. Туризм — наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды рекреационной деятельности — оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека и др. Туризм — составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности. (По существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения, к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания.) Лиц, пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 ч, считают экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием «внутренний (национальный) туризм», а за её пределами — «иностранный туризм». По данным международных официальных туристических организаций, в середине 70-х гг. 20 в. от общего количества 700—800 млн. туристов в мире 75—80% приходится на внутренний туризм.


ТУРНИР - (немецкое Turnier, от старо-французского tournei), 1) военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Цель Т. - показ боевых качеств рыцарей, составлявших основу феодальных ополчений. Т. обычно устраивались королём или др. крупным сеньором по какому-либо торжественному случаю и происходили публично. Рыцари на конях и в полном вооружении выступали друг против друга в одиночку, попарно или отрядами; бывали также и пешие поединки. Победитель Т. добивался славы, получал денежную награду. Иногда Т., являвшиеся в известной мере узаконенным видом феодальной войны, сопровождались тяжёлыми ранениями и даже гибелью участников. В большинстве стран прекратились в 16в. 2) Форма проведения спортивных соревнований при числе участников свыше 2, главным образом в видах спорта, в которых происходит непосредственное (личное или командное) противоборство (спортивные игры, борьба, бокс, шахматы, шашки и т.п.). Основные системы проведения Т.: круговая - каждый участник последовательно встречается со всеми один или несколько раз; кубковая (олимпийская)-на каждом этапе побежденные выбывают, пока не выявится единственный победитель; так называемая швейцарская -количество встреч (туров) значительно меньше количества участников; в 1-м туре пары определяются обычной жеребьёвкой, в следующих - жеребьёвка соединяет противников, имеющих равное количество очков. На протяжении одного соревнования возможно поэтапное применение различных систем.

ТУРНЕ - (французское tournee, от tourner - поворачивать, обойти кругом), 1) путешествие по круговому маршруту. 2) Поездка артистов и др. по определённому маршруту для гастрольных выступлений.

объектом религиозного поклонения. С помощью фетиша человек якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желание. В переносном смысле это - предмет слепого поклонения.

Ф

ФЕТИШИЗМ - (от франц. fetichisme) - религиозное поклонение фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетиш - общий и постоянный элемент многих религий; например, в современных религиях фетишизм проявляется в поклонении иконам, мощам (в христианстве), признанием священных «ступ» (в буддизме), священных мест и «черного камня» (у мусульман) и т.п. В переносном смысле это - слепое поклонение чему-либо.

ФОРУМНОСТЬ КУЛЬТУР - равноправие культур, признание их собственного достоинства и суверенности.


ФЕСТИВАЛЬ - (франц. festival - празднество, от лат. festivus - весёлый, праздничный), массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Первоначально возникли музыкальные Ф. (Великобритания, начала 18 в.); в 20в. получили распространение международные фестивали. Большое значение в борьбе за мир имеют Всемирные фестивали молодежи и студентов, Музыкальный фестиваль, Театральный фестиваль, Кинофестиваль.

ФОЛЬКЛОР - (англ. folklore, буквально - народная мудрость) народоведение, отдел этнографии, изучает народные нравы и обычаи, верования, суеверия, обряды, пословицы, сказки, поэтические произведения, язык и тому подобное.

ФОНД - содействия - организация, созданная для оказания содействия определенным видам деятельности, социальным группам людей: благотворительный, научный, культурный и т.п

ФОРМЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - виды культурно-досуговых акций, которые рассчитаны на определенную категорию людей. Это формы организации воспитательного процесса, то есть это то, во что вливаются наши средства. Формы бывают: массовые (праздники, фестивали, карнавалы, народные университеты, галереи, парки, выставки и т.п.), групповые (кружки, студии, секции, клубы, объединения, деловые игры и т.п.), индивидуальные (беседы, лекции, диспуты, дискуссии и т.п.).

ФОРУМ - 1) в древн. Риме городская рыночн. площадь (Forum Romanum), во время республики центр рим. госуд. жизни, с многими храмами; ныне раскопаны развалины древнего Ф. (Сатро vaccino). В средние века также название местностей, имевших свою особую подсудность, например, Forum Livu (ныне Форли), Forum Julii (ныне Фрежюс); 2) На судебн. языке - суд, подсудность (forum delicti, forum domicilii и т. д.).

ФУНКЦИИ - (роль, круг деятельности, основное назначение) отражают определенные стороны и направления деятельности как целых социально-культурных институтов, так и отдельных групп людей, общностей и движений.

X

ХАЙЛАФИСТЫ - (от англ. high - высокая + life - жизнь) - российские молодые люди из «хороших семей», дети обеспеченных родителей. В основном это школьники и студенты вузов, которые в своих семьях ни в чем не ограничивались: ни материально, ни с точки зрения их личной свободы. Поскольку образование среди хайлафистов расценивается как залог преуспевания и благосостояния во взрослой жизни и гарантия быстрой удачной карьеры, они хорошо образованы, начитаны, знают несколько иностранных языков. Образование получают в привилегированных, а также престижных учебных заведениях, нередко имеют собственных воспитателей, репетиторов и гувернанток. Одеваются во все импортное и изделия лучших фирм. Места их тусовок - самые престижные театры, кафе, рестораны и т.п. Хайлафисты -завсегдатаи модных выставок, театров, концертов, благодаря чему они «соответствуют» критериям «высшего общества». Там же они обзаводятся «нужными связями», которые порой ценят выше многих символов своего достатка. Несмотря на «бурную культурную жизнь», хайлафисты, по сути дела, являются современным вариантом обывателей, скользящих лишь по поверхности: как правило, их больше интересует, где и с кем живет артист или художник,