ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 1146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

Социально-культурные комплексы и центры открытого типа. Их классификация: основной профиль деятельности; социальная ориентация. Центры досуга, задачи, функции и основные направления деятельности. Порядок создания и организации деятельности центров досуга. Специфика художественной деятельности. Молодежные культурные центры, центры семейно-бытовой культуры, художественно-зрелищные и информационные центры, внешкольные досуговые центры. Их общая характеристика и типы. Структура и общественные функции. Взаимодействие традиционных и нетрадиционных центров культуры и досуга с учреждениями социально-культурной сферы.

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Современный статус специалиста-организатора социально-культурной деятельности. «Профессиональное мастерство», «профессиональная деятельность», «профессиональное мышление», «творчество» – как важнейшие качества специалиста-организатора социально-культурной деятельности. Профессиональная этика менеджера социально-культурной сферы.

Структура и содержание профессионального мастерства работников сферы культуры. Основные свойства и качества личности. Профессиональная коммуникативная компетентность работника культуры. Функции специалиста социально-культурной сферы. Роль государственных и муниципальных субъектов регулирования социально-культурной деятельности в подготовке и переподготовке специалистов-организаторов сферы культуры.

Общее и особенное в профессиональной деятельности различных категорий специалистов социально-культурной сферы.

Квалификационная характеристика специалиста как совокупность профессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуемых а процессе выполнения конкретных профессиональных обязанностей в социально-культурной сфере.


  1. Тематика и планы семинарских и/или практических занятий:

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно-методической литературы по теме №1, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

1. Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

2. Появление разновидности клубных форм первобытной эпохи в виде мужских и женских домов.

3. Педагогические воззрения восточных славян.

4. Воспитывающая роль устного народного творчества.

Список литературы:

  1. Киселева Т.Г. Народное образование и просвещение в России: Реальность и мифы. – М.: МГУКИ, 2002.

  2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. –  М.: МГУКИ, 2004.

  3. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУКИ, 2007.

  4. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1998.

  5. Очерки истории досуга / Н.Ф.Максютин. —2-е стер. изд. — Казань: Медицина, 2003.

  6. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Далекие предки I - ХVII вв. - М., 1994.

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Тестирование по итогам изучения материалов темы №1,2

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме №2, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

1. Принятие христианства на Руси в X веке.

2. Роль церкви Древней Руси в нравственном воспитании и просвещении народа.

3. Почитание грамотности на Руси.

4. Кириллица и глаголица - первые славянские азбуки.

5. Воспитание в семье на Руси в X-XIV вв.: традиции и преемственность.

Список литературы:

  1. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

  2. Бернштам Т.А. Будни и праздники: Поведение взрослых в русской крестьянской среде (ХIХ – н. ХХв.) / Под ред. А.К.Байбурина.М., 1985.

  3. Домострой. – М.: Сов. Россия, 1990.

  4. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в ХVI-ХVII вв. Т. 1. Домашний быт русских царей. - Ч. 1. Изд. 3-е. - М.: Тов. Мамонтова, 1895.

  5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. –  М.: МГУКИ, 2004.

  6. Крянев Ю.В., Павлов Т.П.Двоеверие на Руси. М., 1988.

  7. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.

  8. Ортега-и-Гасетх. Восстание масс //Вопросы философии. 1989. № 3.

  9. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И.Толстого.,т.1,М.,1995.

  10. Терещенко А.В. История культуры русского народа /А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007.


Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме №3, а также ведения рабочей тетради.


Вопросы для обсуждения:

1. Достижения греческой цивилизации в первобытную эпоху коллективизма.

2. Социальное положение женщин в афинском обществе.

3. Возникновение клубных формирований в Риме.

4. Клубные формы организаций свободных граждан Греции.

5. Заимствование культурных греческих традиций римлянами.

6. Коллегии римской эпохи и их роль в греко-римской мифологии.

7. Атмосфера клубной жизни в Древнем Риме и Греции.

Список литературы:

  1. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

  2. Бернштам Т.А. Будни и праздники: Поведение взрослых в русской крестьянской среде (ХIХ – н. ХХв.) / Под ред. А.К.Байбурина.М., 1985.

  3. Домострой. – М.: Сов. Россия, 1990.

  4. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в ХVI-ХVII вв. Т. 1. Домашний быт русских царей. - Ч. 1. Изд. 3-е. - М.: Тов. Мамонтова, 1895.

  5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. –  М.: МГУКИ, 2004.

  6. Крянев Ю.В., Павлов Т.П.Двоеверие на Руси. М., 1988.

  7. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.

  8. Ортега-и-Гасетх. Восстание масс //Вопросы философии. 1989. № 3.

  9. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И.Толстого.,т.1,М.,1995.

  10. Терещенко А.В. История культуры русского народа /А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007.

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тестирование по итогам изучения материалов темы № 3,4

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме №4, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

1. Новые прогрессивные тенденции в педагогической мысли XII в.

2. Монастыри как социальные институты Средневековья.

3. «Поучение Владимира Мономаха».

4. Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-39 гг. и гибель культурных ценностей в период золотоордынского ига.

5. Рыцарские ордена и рыцарские клубы как два разносторонних направления социокультурного порядка.

6. Зарождение культуры в Италии второй половины XIV века.

Список литературы:


  1. Виппер Р. Ю. История средних веков. - С.- П.: ООО «СМИО Пресс», 2000.-384 с.

  2. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Р. Томана. - Konemann, 1998.-501с.

  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-544 с.

  4. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский и др. - М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 1999.- 462 с.

  5. История и культурология: Учеб. Пособие / Под ред. Н. В. Шишовой. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-368 с.

  6. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. - М.: «Весь мир», 2001.- 371 с.

  7. Культурология: Учеб. пособие / Отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 2000.-304 с.

  8. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие – Мн. – НТООО «Тетра Системс», 1997.-320 с.

  9. Пигалев А. Н. Культурология: Учеб. пособие. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998.-420 с.

  10. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 479 с.