ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 1164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

В XV-XVIIВВ.

Тестирование по итогам изучения материалов темы №5

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме №5, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

  1. Просвещение в XV-XVII вв. и духовная жизнь народа.

  2. Роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова.

  3. Праздники середины XVII века.

  4. «Домострой» XVI века как сумма признаков патриархальной культуры.

  5. Решения Стоглавого собора (церковно-земского) 1551 г. и их влияние на культурно-просветительскую сферу.

  6. Раскол русской православной церкви в XVII в. и его последствия.

  7. Социально-духовные функции церкви в XV-XVII вв.

  8. Развитие системы социального призрения в России в XVII в.

Список литературы

1. Виппер Р. Ю. История средних веков. - С.- П.: ООО «СМИО Пресс», 2000.-384 с.

2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-544 с.

3. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский и др. - М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 1999.- 462 с.

4. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. - М.: «Весь мир», 2001.- 371 с.

5. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие – Мн. – НТООО «Тетра Системс», 1997.-320 с.

6. Пигалев А. Н. Культурология: Учеб. пособие. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998.-420 с.

7. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 479 с.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

XIX– НАЧАЛАXXВЕКА

Тестирование по итогам изучения материалов темы №6,7,8.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по темам №6-8, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

  1. Клубные формы досуга и внешнеклубная организация жизни.

  2. Внешкольное образование в пореформенный период.

  3. Роль земства в развитии образования, культурно-просветительной деятельности.

  4. Культурно-просветительные и социокультурные просветительные идеи и деятельность декабристов.

  5. Состояние грамотности населения России; темпы развития образования.

  6. Особенности культурно-просветительной, общественно-политической работы в конце 90-х гг. и начале XX в.

  7. Научно-педагогическая деятельность А.У. Зеленко, С.Т. Шацкого.

  8. Культурно-просветительная деятельность представителей российской художественной культуры, науки, образования. Социально-культурная деятельность фабрикантов, заводчиков, купцов и др.

  9. Коллекционирование и благотворительность как формы культурно-досуговой деятельности.


Список литературы:

  1. Беловинский Л.В. История государственных учреждений дореволюционной России: Учебно-справочное пособие. – М.: МГУКИ, 2002.

  2. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Историко-педагогический очерк. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

  3. Зеленин И.Е. Общественно-политическая жизнь советской деревни, 1946-1958. М., 1978. С. 188-189.

  4. Михайлова М.В. Источники и литература о деятельности просветительных и педагогических обществ дореволюционной России //Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики. - М., 1989. - С. 174-190.

  5. Михайлова М.В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России: (Середина ХIХ - начало ХХ в.) /Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании.- М.: ИТПМИО РАО, 1993.- 163 с.

  6. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1998. – 65 с.

  7. Панарин А.С. Политология о России: между объяснением и пониманием // Модернизация и национальная культура. М., 1995. С. 63.


Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тестирование по итогам изучения материалов темы № 9.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме № 9, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблемы социально-культурного развития общества в советской России 1917-1941 годы.

  2. Организация работы по ликвидации неграмотности.

  3. Гражданская война и расширение идеологических запретов.

  4. Развертывание клубного строительства в 30-е годы.

  5. Реорганизация управления социальной сферой, народным просвещением, внешкольным образованием после Октябрьской революции.

  6. Достижения и негативные процессы в области социально-культурного развития государства в советской России 1917-1941 годы.

  7. Цели, содержание внешкольного образования, политико-просветительной работы в условиях победы советской власти.

  8. Позитивный опыт и негативные явления в практике социально-культурной работы в период 1917-1941 гг.

  9. Возрождение и развитие сети организаций и учреждений социального обеспечения.

Список литературы:

  1. Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. – М.: Т-во И.Д. Сытина, 1917. – 208 с.

  2. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Историко-педагогический очерк. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

  3. Зеленецкий М.Н. Основы культурного строительства: Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / ЛГИК им. Н.К. Крупской – Л., 1964. – 106 с.

  4. Киселева Т.Г. Народное образование и просвещение в России: Реальность и мифы. – М.: МГУКИ, 2002. – 145с.

  5. Культурное строительство в РСФСР, 1917-1977 / Редкол.: Федюкин С.А. - гл. ред. и др.; Гл. арх. упр. при Совете Министров РСФСР. Центр. гос. арх. РСФСР. - М.: Сов. Россия, 1985. - Т.2. -Ч.1. Документы и материалы, 1928-1941 /Сост. Давыдова Л.И.(отв. сост.) и др.; Ред. Есаков В.Д. - 398 с. - Серия: История культ. стр-ва в СССР. Документы и материалы, 1917-1977.

  6. Культурно-просветительная работа в РСФСР за годы Советской власти (1917-1932 гг.): Библиографический указатель литературы. Выпуск 1. В 4-х частях. – М.: МГИК, 1989. – Ч. 1, 109 с.; Ч. 2., 131 с.; Ч. 3, 142 с.; Ч. 4, 158 с.

  7. Культурно-просветительная работа в СССР: Учеб. пособие /Под. ред. Т.А. Ремизовой. – М., 1974. – 272 с.

  8. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. – М., 1981. – 285 с.

  9. Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительной работы. – 3-е изд. – М.: Наука, 1918. – 166 с.

  10. Народное образование в России. Исторический альманах. М.: изд-во «Народное образование», 2000.

  11. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1998. – 65 с.


Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тестирование по итогам изучения материалов темы № 10.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по теме № 10, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

  1. Перестройка деятельности культурно-просветительных, социальных учреждений в соответствии с требованиями военного времени.

  2. Фронтовые бригады самодеятельных артистов, их концертная деятельность.

  3. Основные направления культурно-просветительной работы в тылу.

  4. Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР как составная часть политической работы.

  5. Особенности содержания и организации политико-просветительной работы в условиях фронта и тыла.

  6. Шефские концертные бригады в годы войны.

Список литературы:

  1. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУКИ, 2007. -161 с.

  2. Культурное строительство в РСФСР, 1917-1977 / Редкол.: Федюкин С.А. - гл. ред. и др.; Гл. арх. упр. при Совете Министров РСФСР. Центр. гос. арх. РСФСР. - М.: Сов. Россия, 1985. - Т.2. -Ч.1. Документы и материалы, 1928-1941 /Сост. Давыдова Л.И.(отв. сост.) и др.; Ред. Есаков В.Д. - 398 с. - Серия: История культ. стр-ва в СССР. Документы и материалы, 1917-1977.

  3. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1998. – 65 с.


Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тестирование по итогам изучения материалов темы № 11-12.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно – методической литературы по темам № 11-12, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения:

  1. Негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах на рубеже 70-80-х гг.

  2. Развитие семейных форм досуга.

  3. Всесоюзные фестивали и смотры самодеятельного искусства, народного творчества в ознаменование юбилеев, памятных дат.

  4. Развитие интеграционных процессов в клубном и библиотечном деле.

  5. Социально-экономические реформы в 1956-1990 гг. и их последствия.

  6. Культурно-просветительная работа и социалистическое соревнование, школы коммунистического труда, экономическое образование трудящихся в 1956-1990гг.

  7. XX съезд КПСС и его значение для социально-культурной жизни общества.

  8. Роль профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и советов в культурно-просветительной, социальной работе.

  9. «Оттепель» середины 50-х г.

  10. Праздники песни, молодежи: «Русская зима», «День луга», «Русская березка», «Сабантуй» и др.

Список литературы:

  1. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУКИ, 2007. -161 с.

  2. Культурное строительство в РСФСР, 1917-1977 / Редкол.: Федюкин С.А. - гл. ред. и др.; Гл. арх. упр. при Совете Министров РСФСР. Центр. гос. арх. РСФСР. - М.: Сов. Россия, 1985. - Т.2. -Ч.1. Документы и материалы, 1928-1941 /Сост. Давыдова Л.И.(отв. сост.) и др.; Ред. Есаков В.Д. - 398 с. - Серия: История культ. стр-ва в СССР. Документы и материалы, 1917-1977.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тестирование по итогам изучения материалов темы № 13-16.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной и учебно-методической литературы по темам № 13-16, а также ведения рабочей тетради.

Вопросы для обсуждения: