ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 1133
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования города москвы
1. Организационно - методический раздел:
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.
Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов
Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 11. Культурно-просветительная и социальная
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 13. Социально-культурная деятельность в
Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности
Тема 24. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:
6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)
6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы
Структура и содержание реферативного обзора.
6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:
7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:
8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
8.1. Рекомендации для преподавателей:
8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):
9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.
V1: Клубные формы в культуре средневековья.
V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.
V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V1: Теория Социально-культурной деятельности
V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.
V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.
V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.
V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.
V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.
V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.
9.2. Уровень требований и критерии оценок:
10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
10.1. Рекомендуемые нормативные акты:
10.3.Рекомендуемая основная литература:
10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:
2. Требования к содержанию курсовой работы
3.2. Оформление титульного листа
3.5. Оформление иллюстративного материала
3.8. Оформление списка использованных источников и литературы
3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.
1. Подготовка и проведение лекций:
1.2. Подготовка и проведение лекции:
2.Подготовка и проведение семинаров:
Заключительное слово преподавателя должно содержать:
Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Понятие о психологическом и педагогическом компонентах в социально-культурной деятельности. Теория и практика педагогики досуга. Социально-психологические механизмы досуговых коммуникаций. Теория и уровни развития коллектива. Социально-психологический климат, потребности, мотивация, интересы, ориентации и установки участников социально-культурной деятельности. Изучение и учет социально-психологических особенностей детей, подростков и взрослых – участников социально-культурных процессов.
Педагогическая сущность социально-культурной деятельности. Понятие о педагогическом результате и педагогической эффективности. Связь между целями, задачами, принципами, средствами, содержанием, организацией работы и результатами деятельности. Понятие о педагогическом потенциале социально-культурной деятельности. Подсистема разнотипных социальных институтов; социально-культурных общностей; индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени. Педагогическое руководство социально-культурной деятельностью в регионе. Ее диагностический и формирующий этапы. Использование передового опыта и совершенствование педагогической технологии.
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Роль и место государственных и негосударственных социальных институтов в развитии, регулировании и совершенствовании культурно-досуговой сферы. Их деятельность как организующих субъектов социально-культурного развития, проведения эффективной муниципальной социально-культурной политики.
Конституция Российской Федерации о культуре, искусстве, досуге, творчестве. Государственная федеральная программа сохранения и развития искусства России как отражение государственной культурной политики и способ поддержки культурного потенциала России.
Генеральная цель государственной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры. Задачи: инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов; сохранение и развитие национальных культур; поддержка культурных инноваций; развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона; ориентация на приоритетные социальные группы и категории населения; возрождение и развитие культур малых городов и российского села; поддержка научных исследований в области культуры.
Цели и задачи муниципальной, культурной политики: взаимодействие трудовой, общественной, политической и культурно-досуговой деятельности; активизация самодеятельного участия населения и трудовых коллективов в развитии культурно-досуговой сферы региона; развитие широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирование культурно-творческой активности населения; создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции. Развитие малого бизнеса в социально-культурной сфере.
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Отражение приоритетных задач и направлений социальной работы, социальной педагогики, психологии и культурологии в содержании социально-культурной деятельности.
«Социально-культурная среда», «государственная и региональная социально-культурная политика», «гуманитарная политика в едином культурном пространстве социума», «система социально-культурных институтов – как основа сущности социально-культурной деятельности». Характерные черты современной социокультурной ситуации в России: недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур; кризис культуры; отставание социально-культурной сферы в сравнении с другими странами; неразвитость культурных запросов значительной части населения.
Основы региональной, культурной политики на современном этапе. Разработка основных направлений и приоритетов развития социокультурной жизни. Формирование региональных программ социокультурного развития. Основные задачи и тенденции социокультурного развития. Сущность социально-культурной политики, ее цели, направленность и взаимосвязь с современной практикой.
Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности
Определение функций социально-культурной деятельности применительно к ее содержанию. Основные функции социально-культурной деятельности, их социально-защитный и реабилитирующий характер. Стимулирование социальной активности, духовной реабилитации и адаптации личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения людей. Развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей. Организация отдыха и развлечений на основе широкого удовлетворения досуговых интересов, увлечений и потребностей людей.
Развивающий характер функций социально-культурной деятельности. Взаимосвязь и взаимозависимость ее развивающих функций в целостном процессе формирования личности.
Подвижность и изменяемость функций досуговой деятельность под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления, характерных для нынешнего этапа развития общества.
Понятие принципов организации социально-культурной деятельности и их методологической основы. Влияние процессов социально-экономического и духовного обновления общества на трансформацию принципов социально-культурной деятельности.
Принцип плюрализма в социально-культурной деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации. Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Принцип всеобщего массового культуротворчества как доминирующего признака. Принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга. Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами в регионе, основанный на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики.
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социально-значимые виды общественной организации свободного времени и различные формы социально-культурной деятельности масс как ведущие средства социально-культурной деятельности. Развивающая и рекреационная роль печати, радио и телевидения. Роль и место печати, радиовещания и телевидения в социально-культурной деятельности. Воспитательный потенциал живого слова, искусства, наглядности и других средств социально-культурной деятельности. Инновационные подходы в использовании средств идейного и эмоционального воздействия в учреждениях социально-культурной сферы.
Понятие о методах социально-культурной деятельности и их характеристика. Методы формирования общественного сознания. Методы включения в социально-культурную деятельность. Метод стимулирования социально-культурной активности. Методы социологических исследований социально-культурной деятельности.
Понятие о формах социально-культурной деятельности и их типология. Эпизодические и стабильные формы. Динамика форм социально-культурной деятельности. Классификация форм: по субъекту организации воспитательной работы в сфере досуга; по количественным показателям аудитории; по социально-демографическим характеристикам; по основным направлениям социально-культурной деятельности; по организационным особенностям. Взаимосвязь и взаимодополнения средств, форм и методов социально-культурной деятельности.
Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.
Содержание как форма интеграции основных направлений социально-культурной деятельности. Влияние социокультурной ситуации на характер и содержание досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования и воспитания. Общественно-политическое направление и совершенствование социально-культурной деятельности. Ориентация на человека, его интересы и потребности. Формирование политической и экономической культуры. Разработка и реализация программ культурно-досуговой деятельности в сфере политики. Активизация общественной и государственной жизни региона средствами социально-культурной деятельности. Развитие позитивных социально-политических инициатив граждан, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности.