ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 1141
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования города москвы
1. Организационно - методический раздел:
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.
Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов
Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 11. Культурно-просветительная и социальная
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 13. Социально-культурная деятельность в
Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности
Тема 24. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:
6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)
6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы
Структура и содержание реферативного обзора.
6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:
7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:
8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
8.1. Рекомендации для преподавателей:
8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):
9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.
V1: Клубные формы в культуре средневековья.
V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.
V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V1: Теория Социально-культурной деятельности
V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.
V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.
V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.
V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.
V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.
V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.
9.2. Уровень требований и критерии оценок:
10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
10.1. Рекомендуемые нормативные акты:
10.3.Рекомендуемая основная литература:
10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:
2. Требования к содержанию курсовой работы
3.2. Оформление титульного листа
3.5. Оформление иллюстративного материала
3.8. Оформление списка использованных источников и литературы
3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.
1. Подготовка и проведение лекций:
1.2. Подготовка и проведение лекции:
2.Подготовка и проведение семинаров:
Заключительное слово преподавателя должно содержать:
Попытка создать в России в XVIII веке систему народного просвещения; планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей».
Развитие и применение идей философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей в России.
Значение деятельности М.В. Ломоносова для развития в России науки и просвещения. Открытие Московского университета в 1755 г.
Традиционные досуговые формы общения крестьянства. Развитие досуговых форм общения и организаций типа клубных в сфере русского дворянства. Специфика досуга городского «работного люда». Особенности общественных форм досуга детей, подростков, семей.
Развитие европейских форм досуга в России.
Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.
Собрания нового типа «журфисты». Первые начинания культурных традиций времяпрепровождения на уровне высшего сословия. Влияние Петра 1 на появление в России ассамблей (в конце 1718 года), балов, маскарадов. Формы организации досуга, связанные с природой клубов. Дворянские салоны, клубы. Возникновение Московского благородного дворянского собрания и его роль в появлении новых досуговых занятий.
Становление клуба «Великобританский славный монастырь» («всешутейший собор») - с регламентом веселого монастыря для иностранцев. Балы, праздники, маскарады как неотъемлимая часть жизни русского дворянства. Организация зверинцев, шутовских потех как замена локальных форм общения.
Реформы Петра I в области социального призрения (создание благотворительных учреждений для инвалидов, пленных, детей, бездомных; запреты на профессиональное нищенство. Лишение церкви монополии на филантропию, социальное призрение, создание новых административно-государственных органов для государственного регулирования социальных процессов и др.). Петровские реформы и рост образованности высшего сословия. Уменьшение числа грамотных в низшем сословии: «Образованность.., возвысившись качественно, понизилась количественно» (Соболевский Л.П. Образованность Московской Руси XII-ХУ11 вв.-СПб., 1894).
Проведение свободного времени купечеством. Ориентация на досуговые формы развлечений дворянства и близость к патриархальным крестьянским традициям. Образование первых купеческих клубов.
Досуговые развлечения мещан. Образование любительских театров, общественных библиотек, музеев.
Влияние Екатерины II на развитие социальной помощи населению. Клубы Екатерины Великой. Формы клубной организации - большие и малые эрмитажные собрания. Появление первых клубов (клобов). Карточная игра как обязательный элемент досуга дворян. Ф. Гарднеръ - основатель первого российского клуба (Английского клуба). Устав, специфика деятельности.
Деятельность Вольного экономического общества (с 1765 г.) по распространению практических сельскохозяйственных, медицинских и других знаний.
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
XIX– НАЧАЛАXXВЕКА
Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX- началеXXвв.
Распространение общественных, политических, литературных, художественных обществ, различных кружков в студенческой, литературно-художественной, военной, купеческой среде. Воссоздание Английского клуба, функционирование Купеческого клуба, московского Немецкого клуба.
Деятельность знаменитых людей - Куракины, Лопухины, Головины, Тургеневы, Строгановы и других по организации клубов.
Клуб «Соединенного общества» и его эволюционные этапы развития. Клубные формы досуга и внешнеклубная организация жизни.
Благотворительная деятельность клубов. Увеселительные мероприятия. Конец 1810-х - 1820-х г. - форма жесткого общения - менталитет человека XIX века. Появление кружков - нового объединения людей.
Художественное творчество крепостных.
Особенности организации, форм, содержания призрения в первой половине XIX в. «Закрытое» и «открытое» призрение. Начало женского образования в России.
Учреждение первых благотворительных обществ в России. Деятельность императрицы Марии Федоровны в области социального призрения и благотворительности.
Бурное развитие культурно-просветительной мысли общественного и частного призрения в России во второй половине XIX в. Отмена крепостного права. Влияние реформ 60-х гг. на экономическое и социально-культурное развитие общества. Перестройка системы просвещения в стране после отмены крепостного права. Внешкольное образование в пореформенный период. Влияние процесса распространения грамотности на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию.
Возникновение и развитие воскресных школ. Роль земства в развитии образования, культурно-просветительной деятельности.
Развитие наряду с традиционным фольклорным художественным исполнительством любительского организованного творчества, художественной самодеятельности.
Культурно-просветительные и социокультурные просветительные идеи и деятельность декабристов. В.Г. Белинский и А.И. Герцен о просвещении народа и распространении культуры.
Роль литературы в воспитательной, культурно-просветительной работе; общечеловеческие и общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в литературе.
Влияние разночинной интеллигенции, либеральной буржуазии на проникновение в народную среду художественной культуры. Организация С.И. Тургеневым в 1816 г. «Русского клуба». 1819г. - деятельность клуба «Зеленая лампа». Создание и развитие хоров, драмкружков, образцовых кружков и ансамблей. Культурно-просветительная деятельность выдающихся представителей отечественной культуры. Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» — объединения русских композиторов.
Кружок Н.В. Станкевича. «Кружки образованных людей», домашние кружки. Кружок - организация мужского общения, салоны - культурное пространство женщин.
Российские клубы революционных времен.
Зарождение и развитие профессиональных союзов в России в годы революции 1905-1907 гг. Социально-политическая и культурно-просветительная деятельность союзов.
Создание различных комитетов, обществ, попечительств (трезвости, грамотности, университетов, народных развлечений и гуляний, бедных и др.).
Дальнейшее формирование системы социального призрения в России. Благотворительная деятельность русской православной церкви, религиозных организаций различных конфессий. Вклад российских меценатов: дворян, купцов, мещан, заводчиков, фабрикантов, мастеровых в развитие культуры, просвещения, здравоохранения, социального призрения. Начало подготовки специалистов для социальной работы.
Состояние грамотности населения России; темпы развития образования.
Появление специальных внешкольных учреждений - Народных домов. Инициатива кооперативов, сельских обществ в строительстве Народных домов; участие земств, казны, частных лиц. Основные принципы деятельности Народных домов - «отсутствие принуждения, свобода выбора, общедоступность, поучительность и общепонятность».
Анализ уставов различных Народных домов, организуемых для того, чтобы человек мог «с пользой употреблять свое свободное время и получать образовательные и разумные развлечения», а также «с целью развития культурно-просветительных начал среди местного населения» и предоставления ему возможности «использования праздничного и свободного от занятий времени».
Развитие публичных библиотек, публичных чтений, музейной работы. Культурно-просветительная, экскурсионная, лекционная деятельность музеев. Появление радио, кинематографа. Развитие спортивных видов досуговой деятельности.
Зарождение и развитие детских клубов, женских клубов, педагогического, санитарно-просветительного воспитания родителей, создание обществ врачей, краеведов, театральных и литературных обществ. Идеи о взаимодействии семьи и школы.
Научно-педагогическая деятельность А.У. Зеленко, С.Т. Шацкого.
Просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина. Вечерне-воскресные школы общества самообразования. Дом В.Д. Поленова. Его роль в организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам.
Развитие первых легальных и подпольных рабочих и социал-демократических клубов. Особенности их культурно-просветительной, общественно-политической работы в конце 90-х гг. и начале XX в.
Церковь и досуг в России. Сущность и особенности влияния. Ослабление нравственного влияния церкви.
Расширение рекреативной и развивающей функций досуга в начале XX в. Развитие исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России.
Революционные события в России в начале XX в. Изменение содержания культурно-просветительной и досуговой деятельности.
Особенности социальной работы в условиях первой мировой войны: помощь жертвам войны, беженцам, инфекционным больным и др.
Социально-культурные проблемы российского общества накануне свержения самодержавия.