ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 1123
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования города москвы
1. Организационно - методический раздел:
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.
Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов
Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 11. Культурно-просветительная и социальная
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 13. Социально-культурная деятельность в
Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности
Тема 24. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:
6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)
6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы
Структура и содержание реферативного обзора.
6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:
7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:
8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
8.1. Рекомендации для преподавателей:
8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):
9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.
V1: Клубные формы в культуре средневековья.
V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.
V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V1: Теория Социально-культурной деятельности
V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.
V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.
V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.
V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.
V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.
V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.
9.2. Уровень требований и критерии оценок:
10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
10.1. Рекомендуемые нормативные акты:
10.3.Рекомендуемая основная литература:
10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:
2. Требования к содержанию курсовой работы
3.2. Оформление титульного листа
3.5. Оформление иллюстративного материала
3.8. Оформление списка использованных источников и литературы
3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.
1. Подготовка и проведение лекций:
1.2. Подготовка и проведение лекции:
2.Подготовка и проведение семинаров:
Заключительное слово преподавателя должно содержать:
Историко-культурное направление и его особенности. Основные задачи историко-культурного движения на современном этапе; его функции. Привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной, экологической среды своего региона. Альтернативные формы общения и взаимодействия культурно-досуговых и религиозно-культовых учреждений в утверждении и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей.
Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных территорий, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов.
Нравственное направление и его основные особенности. Приоритетное направление и его основные особенности. Приоритетная роль нравственных начал народной педагогики, акцент на интерес, инициативную деятельность различных групп населения региона, развитие культурной активности. Создание кружков и объединений с целью обучения молодежи и подростков способами преодоления конфликтных ситуаций, метода поиска вариантов их разрешения. Движение милосердие и клубы социальной помощи как наиболее распространенные формы организации досуга в сфере нравственной культуры.
Физкультурно-оздоровительное направление в социально-культурной деятельности. Содержание, формы и организация работы. Взаимодействие учреждений физкультуры и спорта с другими культурно-досуговыми центрами в реализации программ выходного дня, Дня здоровья, массовых спортивных соревнований, спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов и объединений. Участие школьных, внешкольных, учебных, трудовых коллективов и учреждений досуга в утверждении здорового образа жизни. Создание программ психолого-личностной ориентации и оздоровления людей посредством различных форм социально-культурной деятельности (клубы аутотренинга, психологического тренинга, йоги, китайских гимнастик, клубы знакомств и другие).
Художественное направление и его специфика. Развитие традиций народной культуры, создание условий для культуротворчества населения, возрождение и пропаганда фольклора, народного творчества, художественных промыслов и ремесел, поддержка мастеров и семейных династий в прикладном искусстве.
Основные задачи эстетического воспитания населения и формирования художественной культуры личности. Создание условий для контактов с художественными ценностями и активного восприятия художественных произведений. Возрождение местных народных традиций.
Развитие самодеятельного любительского творчества. Особенности, объем и перспективное содержание художественного, научно-технического, народно-прикладного самодеятельного творчества. Расширение жанрово-видового состава самодеятельного творчества и форм организации их деятельности. Использование резервов неорганизованной самодеятельности для пропаганды традиционных видов и жанров самодеятельного творчества и повышения эстетической культуры населения.
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Социально-культурные институты, учреждения и организации как субъекты социально-культурной деятельности. Ведущие социальные институты и общности – семья, микросоциум, церковь, государственные и негосудаственные институты, организации и объединения: учебные (образовательные), социально-культурные, производственные, социально-защитные, благотворительные, художественно-творческие, спортивные и другие. Их специальное назначение как субъектов социально-культурной деятельности.
Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций – как объект социально-культурной деятельности. Социально-психологические и педагогические принципы типологизации объекта социально-культурной деятельности. Массовые, групповые и индивидуальные объекты культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности, учет конкретно проявленных интересов, потребностей, ценностных ориентаций как важное условие его типологизации.
Понятие об открытой и закрытой, организационной и неорганизационной, постоянной и эпизодической аудитории. Реальный и потенциальный объект культурно-досуговой деятельности.
Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы
Общественные организации, фонды и движения как субъекты социально-культурной деятельности. Связь массовых общественных формирований с политической, экономической и духовной жизнью людей.
Формы взаимодействия общественных организаций, фондов и движений на региональном уровне: совместные социально-культурные инициативы по рациональному использованию свободного времени; проведение совместных мероприятий; представительство в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функций.
Уровни взаимосвязи государственных и общественных структур в социально-культурной сфере. Типология общественных фондов и движений. Социально-культурная деятельность профсоюзов; государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству; центры и службы социально-медицинской реабилитации и психологической помощи; государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот; неформальные группы и объединения различных социальных возрастных категорий населения; общества и ассоциации работников сферы социальной помощи и защиты разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительные центры и институты.
Научно-просветительное общество «Знание» и формы его работы. Научно-технические общества и их основные задачи. Пропагандистская, воспитательная и социокультурная деятельность обществ охраны природы, охраны памятников истории и культуры, спортивных клубов и обществ и других общественных формирований социально-культурного профиля.
Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности
Категория «специалист» в области социально-культурной деятельности. Профессиональный и обыденный уровень досуговой деятельности. Должностные инструкции работника социально-культурной сферы. Типы учебных заведений, выпускающие специалистов для работы в социально-культурной сфере. Творческая, научно-методическая, педагогическая, организаторская, управленческая и экономическая профессиональная деятельность специалистов. Институционная и неистуционная деятельность в сфере досуга. Практика привлечения к социально-культурной деятельности непрофессионалов. Исторические традиции диллентантизма в социально-культурной сфере. Салонная и клубная культура России XVIII-XIX вв. Клубные общественно-публистические программы 20-30 годов нашего столетия – как этап широкого вовлечения масс в качестве субъекта культурно-провсетительной работы.
Современная волонтерская деятельность в сфере досуга. Культуротворческая направленность инициативной деятельности в социально-культурной сфере. Благотворительная деятельность коммерческих структур в качестве организаторов досуговых и эстетических программ в регионе. Социальные инициативы в сфере досуга. Субкультурные объединения досуговой направленности. Молодежные объединения с культурологической тематикой работы.
Тема 24. Социально-культурная деятельность
ДОСУГОВЫХ ОБЩНОСТЕЙ И ЦЕНТРОВ
Современные клубные структуры (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) как комплексные институты воспитания и самообразования, основанные на социально-культурной активности людей в сфере свободного времени. Становление и состояние современных клубных структур. Основные задачи клуба как социально-культурного института. Основные структурные единицы клуба как учреждения (учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества и т.д.). Сеть и типы клубных учреждений.
Роль и место библиотек в социально-культурных процессах. Типы библиотечных учреждений. Общественные функции, содержание, формы и принципы организации социально-культурной деятельности библиотек.
Парки – как социально-культурные центры. Их классификация и основные досуговые функции. Специфические особенности массовых и детских парков культуры и отдыха, национальных и историко-мемориальных парков – усадеб, лесопарков и заповедников, ботанических парков и зоопарков, спортивных и гидропарков, парков – выставок и зон отдыха. Дифференциация содержания и форм социально-культурной деятельности парков с учетом специфики организации досуга разных групп населения.
Роль и место музеев в системе социально-культурных институтов общества. Их классификация. Основные функции и назначение музеев. Экскурсия как ведущая форма музейной работы. Лектории, клубные объединения, концертно-зрелищные мероприятия и иные формы работы музея с различными группами населения. Принцип организации и функционирования народных музеев с различными фондами и социально-культурными объединениями.
Санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные центры – как центры рационального досуга, интегрирующие задачи отдыха и укрепления здоровья с духовным обогащением и разносторонним развитием личности. Использование основных функций социально-культурной деятельности в работе санитарно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристко-экскурсионных центров. Особенности содержания и форм социально-культурной деятельности и ее дифференциация с учетом характера лечебно-оздоровительной деятельности, половозрастных, профессиональных и других особенностей отдыхающих.