ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 1149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

Основные направления культурно-просветительной работы в тылу: организация агитационно-пропагандистской, массово-политической, оборонно-массовой работы, проведение широкой справочной работы, участие культпросветучреждений в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий, помощь в развитии соцсоревнования. Развертывание художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации людей на борьбу с фашизмом, организация их отдыха и досуга в условиях тяжелого труда.

Восстановление разрушенных культпросветучреждений, возобновление в них работы, участие в этом общественности; освобождение помещений профсоюзных клубов, Домов и Дворцов культуры, ранее используемых не по назначению. Увеличение государственных ассигнований на социально-культурные цели.

Участие культпросветучреждений армии и флота в восстановлении очагов культуры на территории, освобожденной от фашистской оккупации в СССР и за его пределами. Развитие художественной самодеятельности в армии и на флоте. Организация отдыха и досуга воинов.

Участие культурно-просветительных учреждений в различных патриотических движениях трудящихся.

Социально-культурные последствия второй мировой войны для народов СССР.


Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

РАБОТА В 1945-1955 ГГ.

Социально-культурная ситуация в СССР после Великой Отечественной войны (демографическая ситуация; положение семей погибших на войне, сирот и инвалидов; состояние жилищного фонда, учреждений образования, культуры). Результаты насильственного «переселения» народов.

Состояние социального обеспечения населения страны. Продовольственный и жилищный кризисы.

Деятельность культурно-просветительных учреждений по мобилизации народа на восстановление, дальнейшее развитие народного хозяйства и преодоление последствий войны.

Восстановление и развитие учреждений культуры, образования, здравоохранения, санаторно-курортных, детских до­школьных, культурно-просветительных и др. Жилищное строительство, рост числа клубов, библиотек, музеев.

Увеличение государственных денежных ассигнований на культурное строительство, развитие печати, радио, кино, телевидения. Рост сети городских клубных учреждений и сельских библиотек. Завершение процесса реорганизации изб-читален в сельские клубы.

Перестройка культурно-просветительной работы в соответствии с задачами мирного времени, трудности в ее организации. Возникновение общественной научно-просветительной организации - «Общества по распространению политических и научных знаний», создание развитой сети этого общества в регионах страны.

Доминирование в культурно-просветительных, образовательных учреждениях идейно-политического воспитания. Клубы как центры массовой агитационно-пропагандистской деятельности. Организация в широких масштабах производственно-технической, сельскохозяйственной пропаганды в культурно-просветительных учреждениях. Пропаганда литературы и искусства в культурно-просветительных учреждениях.

Негативное влияние на развитие культуры в стране, на деятельность КПУ постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства (1946-1948 гг.). Ошибочность и вред постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Новая волна «запре-тительства».

Усиление репрессий по отношению к целым народам, отдельным социальным группам, слоям общества.

Развитие художественной самодеятельности. Народные праздники, гуляния и их значение в организации культурно-просветительной работы.

Расширение системы подготовки и повышения квалификации кадров культпросветработников.


Образование Министерства культуры СССР, министерств культуры союзных республик и органов управления учреждениями культуры на местах.

Разоблачение культа личности и начало процесса демократизации культурно-просветительной работы.

Активизация исследования истории КПР, теоретического осмысления актуальных проблем ее содержания, организации и методики.

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

XX съезд КПСС и его значение для социально-культурной жизни общества. «Оттепель» середины 50-х гг. Реабилитация репрессированных: ее политическое, нравственное, социально-культурное значение.

Привлечение внимания широкой общественности к культурно-просветительной работе, повышение ответственности руководителей предприятий за состояние материальной базы культуры. Государственные и общественные союзы, комитеты, общества, комиссии социально-культурной направленности. Дальнейшее развитие и укрепление системы социальной помощи населению; социальные реформы.

Возрастание роли профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и советов в культурно-просветительной, социальной работе. Развитие досуговых форм деятельности. Праздники песни, молодежи в прибалтийских республиках; праздники «Русская зима», «День луга», «Русская березка», «Сабантуй» и др.

Развитие народных университетов, народных театров, общественно-политических объединений («Прометей», «Красная гвоздика», «Родина» и др.), клубов ветеранов труда, объединений любителей театра, музыки, кино и литературы, тематических вечеров, устных журналов и т.д. Развитие семейных форм досуга. Возросшее внимание культпросветучреждений к пропаганде революционных, боевых и трудовых традиций.

Всесоюзные фестивали и смотры самодеятельного искусства, народного творчества в ознаменование юбилеев, памятных дат.

Реорганизация высшего и среднего специального культур­но-просветительного образования.

Возвратные формы репрессивной политики по отношению к религии, религиозным деятелям и верующим.

Нарастание негативных процессов в экономике, социальной и духовной сферах на рубеже 70-80-х гг. Торможение процессов демократизации в обществе, в т.ч. и в культурно-просветительной работе. Причины этого торможения. Возобладание в деятельности культпросветучреждений формализма, стремления к количественным показателям. Отрыв многих учреждений культуры от запросов и интересов населения в сфере досуга; низкая эффективность культурно-просветительной работы.


«Всеохватность» культурно-просветительной работы. Широкий спектр идеологических, производственных мероприятий.

Культурно-просветительная работа и социалистическое соревнование, школы коммунистического труда, экономическое образование трудящихся.

Развитие интеграционных процессов в клубном и библиотечном деле. Создание и деятельность клубных и библиотечных централизованных систем, районных и сельских культурных комплексов, культурно-спортивных комплексов; участие сельских школ в культурно-просветительной работе. Развитие сети детских (подростковых) клубов.

Развитие в сельской местности филиалов и спутников театров и филармоний, клубов-спутников крупных Дворцов культуры промышленных предприятии.

Перестройка методического руководства культурно-просветительной работой и народным творчеством. Образование научно-методических центров народного творчества и культпросветработы. Рост сети народных театров, музеев.

Новые документы, нормативные акты о деятельности клубных учреждений, клубов по интересам, социально-культурных объединений.

Широкое развитие самодеятельного движения в стране. Легализация общественно-политических движений, естественнонаучных, религиозных, художественных и др. объединений. Появление и развитие новых типов культурно-досуговых учреждений: центров досуга, эстетического развития детей и юношества, молодежных культурных центров и др.

Социально-экономические реформы и их последствия. Борьба с пьянством и алкоголизмом, нарушениями трудовой дисциплины. Обострение экономических, национальных, социально-культурных проблем в СССР. Дефицит продовольствия, товаров, услуг как образ жизни. Снижение уровня жизни населения.

Начало глубокой перестройки культурно-просветительной работы (демократизация системы управления и деятельности, ориентация на социальную досуговую деятельность, на переосмысление принципов и функций культурно-просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма). Ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, изучение запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени и др.

Начало осмысления необходимости подготовки педагогических кадров для социально-культурной сферы, первые исследования; их результаты.


Тема 13. Социально-культурная деятельность в

«ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОЙ» РОССИИ

Преемственность культурно-просветительской работы и со­циально-культурной деятельности.

Распад СССР и социокультурная ситуация в России в 1990-х гг. Реформирование экономики и обострение экономических, национальных, социально-культурных проблем. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь.

Международные, федеральные, местные фонды, программы социально-культурной поддержки, развития.

Влияние Закона о культуре РФ (ноябрь 1992 г.) на социально-культурную жизнь общества.

Приватизация и ее последствия для деятельности учреждений культуры, досуга. Развитие коммерческих начал в социально-культурной, досуговой сферах.

Изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях.

Возрастание роли и значения религии в социально-культурной жизни общества.

Особенности и проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.

Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е гг. Расширение классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусства, педагогических и др. Новое содержание и новые образовательные технологии. Государственные образовательные стандарты.

Многоуровневость образования. Дополнительное профессиональное образование. Введение платного обучения. Государственные и негосударственные учебные заведения. Развитие филиалов.

Реорганизация научно-методической службы народного творчества.

Научные исследования в области социально-культурной деятельности.

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Сущность теории как формы научного знания о социально-культурной деятельности; ее место в общественно-политической и духовной жизни населения. Государственный заказ на разработку истории, теории и методики социально-культурной деятельности как самостоятельной отрасли научного знания. Взаимосвязь предмета с философией, историей, культурологией, педагогикой, психологией, теорией культуры, этикой, эстетикой, искусствоведением и другими смежными науками. Аксиология предмета. Переход от традиционных дефиниций к новой терминологии на основе изучения и переосмысления новейших данных практического опыта и научных исследований. Основные понятия: досуг, отдых, свободное время, рекреация, досуговая и рекреационная деятельность. Социальные функции досуговой деятельности и ее инфраструктуры; функции, принципы, содержание и методики социально-культурной деятельности и т.д. Вспомогательные понятия: социально-культурные общности, институты, объединения в досуговой сфере, уровни организации и самоорганизации досуга и их альтернативные формы. Взаимосвязь основных и вспомогательных понятий.