ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 816

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

Утрата прав женщинами в афинской демократии. Социальное положение женщин в афинском обществе. Община девушек поэтессы Сафо и права их вступления в культурную жизнь, в общество.

Клубные формы организаций свободных граждан Греции. Афинские мастерские. Атмосфера клубной жизни. Рождение клуба «под открытым небом».

Преобразования культурной цивилизации после завоевания Римом Греции. Заимствование культурных греческих традиций римлянами. Возникновение клубных формирований в Риме. Бани (термы) как место общения высшего сенаторского сословия. Харчевни - место общения низшего сословия. Свободные союзы граждан как неофициальные клубные объединения и альтернатива общественному самовыражению простого человека в Древнем Риме.

Регламентированный досуг римлян. Коллегии римской эпохи и их роль в новых религиозных представлениях от греко-римской мифологии.


Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Три этапа становления средневековой эпохи (XIв.; XI-XVвв.; XVI- XVIIвв.). Два направления в культуре средних веков: век (XI) светской или рыцарской культуры; XII-XIII века - городской, крестьянской или народной культуры.

Христианство как важный фактор появления европейской культурной общности. Аскетические кружки. Монастыри как социальные институты Средневековья и центры наук и образования.

Новые прогрессивные тенденции в педагогической мысли XII в., разработка проблем познания и обучения, нравственного совершенствования личности. Развитие идей эстетического воспитания средствами природы, единства эстетических и этических аспектов, формирование чувства гордости за землю русскую, понимание необходимости связи образования и просвещения с жизненными интересами человека. «Поучение Владимира Мономаха» - литературный памятник, свидетельствующий об уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли на Руси.

Песня: свадебная, хороводная, святочная, плясовая, церковная как форма и средство просвещения и обучения. Искусство вышивки, золотого и серебряного шитья. Игровые формы общения. Связь игры с религией, трудовой, досуговой деятельностью.

Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-39 гг. и гибель культурных ценностей в период золотоордынского ига.

Последствия ига в развитии русской системы воспитания. Изменение «народного духа» в атмосфере угнетения, страха, покорности, обмана, клеветы, доносов, взяток. Изменение положения женщин. Отражение в народных песнях «боязливости, грусти, тоски».

XVII век - создание рыцарских обществ. Внешняя и внутренняя сторона проявления рыцарства. Ритуалы, символика, этикет, атрибутика. Нормы морали. Рыцарские ордена (общества - целостная социосистема с иерархической лестницей подчинения групповым интересам ордена) и рыцарские клубы (закрытые формы в виде домашних пирушек) как два разносторонних направления социокультурного порядка. Студенческие клубы, землячества, университетские общества.

Вторая половина XIV века - зарождение культуры в Италии как питательная среда эпохи Возрождения. Кризис рыцарской культуры в переходный период.

Германия XIV- XV вв. - зарождение мейстерзанга - песенной поэзии. Появление новых клубных форм в виде певческих корпораций, литературно-художественных объединений - камер-риторов.


Тема 5. Социально-культурный уклад россии

В XV-XVIIВВ.

XV-XVII вв. - время развития феодальных и крепостнических отношений. Просвещение в XV-XVII вв. и духовная жизнь народа. Неграмотность большей части населения, распространение темных суеверий, «огрубление» семейных нравов.

Положение женщины - затворницы. Раздельное проведение свободного времени мужчинами и женщинами в боярских семьях.

Идеи ранних просветителей об изначальном равенстве всех людей. Начало развития базы просвещения. Появление книгопечатания, его роль в просвещении не только феодалов, духовенства, но и простых людей. Открытие 1-й типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последующих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве.

Первые упоминания о досуге. Понятия «досуг», «досужество», «досужность», «досужий», «просуг».

Отношение к досугу в России. Праздники храмовые, календарные, трудовые, семейные. Праздники весенние, летние, осенние, зимние. Запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; наказания за плясы, громкий смех в середине XVII века. Расширение функций семьи. Внимание к семейному воспитанию в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» XVI века как свод житейских правил и наставлений духовной, социальной и семейной жизни, как сумма признаков патриархальной культуры. Научение «страху божию и также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе» («Домострой»).

Влияние социального статуса на способы, формы досуговых занятий. Особенности проведения досуга различными сословиями населения России; традиционность и европейские новшества в культурно-досуговой сфере. Крестьянский досуг в России. Ориентация дворянства на западные формы досуга.

Благотворительные функции церкви. Влияние древнерусской обители на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».

Деятельность церковной общины в области развития народного просвещения, устройства училищ. Влияние привнесенных из Византии образцов «странноприимниц», «сиропитательниц» на создание аналогичных на Руси христианско-педагогических и филантропических учреждений. Развитие «благотворения», заботы о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей.

«Взращение бесприютных детей» - нравственная обязанность духовенства. Русское духовенство - просветитель народа, его нравственная опора.


Благотворительность как необходимое условие личного нравственного здоровья.

Анализ развития просвещения на основе «рукоприкладства» по разного рода документам (челобитные, поручные, духовные, обыски и т.п.), а также исходя из фактов, отраженных в «Жити­ях» русских святых. Равенство образования различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» древнерусских монастырей и древнерусской школы.

Решения Стоглавого собора (церковно-земского) 1551 г. и их влияние на культурно-просветительскую сферу.

Раскол русской православной церкви в XVII в. и его последствия. Процесс «обмирщения» культуры XVIII века.

Открытие Московской славяно-греко-латинской академии в 1687 г., ее роль как центра просвещения в России. Роль Киевской академии как «рассадника просвещения в России» (Терещенко А. Быт русского народа).


Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Англия и ее клубные традиции. Универсальность клубных традиций. Политико-экономические аспекты возникновения клубного явления в средневековой Англии. Новые взгляды, верования, обычаи.

Появление бесчисленного количества обществ и организаций, клубных традиций. Конец XVI века - исторически фиксируемое появление клубов в Англии (между 1590-1610 годами). Организация политических клубов.

Аристократические или элитарные клубы как качество и стиль жизни в социальной системе английского общества. Устойчивые традиции клубного досуга. Появление спортивных, танцевальных, музыкальных, религиозных клубов.

Организация клубов по четко выраженной социальной ориентации. Клубы рабочих, служащих, студентов, подростков, морские клубы, военные и т.д. Характеристика клубов, содержание их деятельности по формированию норм поведения англичанина.

Общение как основной вид деятельности любого клуба. Традиционные обеды как темы общения.

Общее рабочее движение в Англии. Рабочие и политические клубы с их нелегальным характером. Возникновение 14 июня 1862 года организации «Союз рабочих клубов». Значение клубов для английского рабочего движения. Консервативные клубы как арена политической пропаганды и место отдыха рабочих. Традиции политического просвещения в клубах.

Деятельность женского политического клуба «Лига Подснежника». Нетрадиционные методы пропаганды, элементы ролевой игры.

Спектр клубных формирований: женские клубы, клубы молодых работниц, деревенские клубы. Рентабильность клубов и их функционирование по удовлетворению интересов граждан.

Французские клубы как порождение революционных эпох. Просветительские идеи революционных клубов, салонов. Их специфика организационно-просветительской деятельности. Особенности организации клубов-церкви (коммунары и католицизм): проект устава, задачи.

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Всеобъемлющий характер преобразований первой четверти XVIII века. Изменения быта различных сословий.

Предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформирование первой славянской азбуки. Создание нового гражданского алфавита, выпуск светской развлекательной, познавательной и научной литературы.