ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 1168
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования города москвы
1. Организационно - методический раздел:
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.
Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов
Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 11. Культурно-просветительная и социальная
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 13. Социально-культурная деятельность в
Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности
Тема 24. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:
6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)
6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы
Структура и содержание реферативного обзора.
6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:
7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:
8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
8.1. Рекомендации для преподавателей:
8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):
9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.
V1: Клубные формы в культуре средневековья.
V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.
V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V1: Теория Социально-культурной деятельности
V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.
V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.
V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.
V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.
V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.
V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.
9.2. Уровень требований и критерии оценок:
10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
10.1. Рекомендуемые нормативные акты:
10.3.Рекомендуемая основная литература:
10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:
2. Требования к содержанию курсовой работы
3.2. Оформление титульного листа
3.5. Оформление иллюстративного материала
3.8. Оформление списка использованных источников и литературы
3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.
1. Подготовка и проведение лекций:
1.2. Подготовка и проведение лекции:
2.Подготовка и проведение семинаров:
Заключительное слово преподавателя должно содержать:
У
УТРЕННИК - торжественными и весёлыми музыкально-художественными утренниками отмечаются революционные праздники и памятные даты в детских садах - учреждениях для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Д. с. как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования
УМЕРЕННЫЕ МЕТАЛЛИСТЫ - российская группировка молодежи, выделившаяся в 1986г. из металлистов в результате длительного периода споров и разногласий. К 1987г. в группе умеренных металлистов помимо провозглашенных ранее целей совместного прослушивания и обсуждения исполнительского уровня музыкальных групп, обозначились цели и давно имевшиеся у них: беседы об актуальных проблемах современного мира, нашего общества, дискуссии о других направлениях эстрадной музыки. Вместе с тем ряд лидеров этой группировки в то время выдвигали цели насильственной борьбы с фарцовщиками, спекулянтами, националистически и нацистски настроенными группировками молодежи, считая работу милиции и прокуратуры в этой сфере крайне неэффективной. Некоторые лидеры объясняли суть насильственных действий в отношении указанных групп молодежи желанием сделать фарцовку, спекуляцию, национализм и нацизм непопулярными в глазах подростков, избивая «всю эту расплодившуюся сволочь». На почве этой «самостийной» борьбы у умеренных металлистов возникали «союзы» с «умеренными» панками.
УТИЛИТАРИСТСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Нового времени, в которой доминировали и определяли логику осмысления любого культурного явления полезность, утилитарность, применимость.
Ф
ФАНАТЫ - (от лат. fanaticus - исступленный, безумный, неистовый) - группировки молодежи, объединенные одной целью: поддержать игру предпочитаемой ими спортивной (как правило, футбольной) команды, клуба. Эти группировки достаточно хорошо организованы, их лидеры обычно обладают прекрасными организаторскими способностями, хорошо разбираются в тактике спортивной игры, фанатами которой являются, истории развития спортивных команд и т.п. Лидерами фанатов являются люди более взрослые, чем основная масса. Они выступают против пьянства, наркомании и т.п., хотя, по их признанию, среди фанатов попадаются и «излишне возбужденные ребята и способные выпить». Часть спортивных фанатов агрессивна, отмечаются случаи их коллективного хулиганства, вандализма. «Вооружены» они деревянными палками и металлическими прутами, резиновыми дубинками, кастетами, плетками с палками и свинцом на конце, металлическими цепями, газовыми баллончиками и т.п. Среди фанатов не так много начитанных и глубоко развитых ребят. Основная масса фанатов вне своей группы (так сказать, «вне строя») ведет себя, как и другие подростки, которым некуда девать свою энергию, могут быть и задиристыми, и в чем-то вызывающими. Их характеризует и определенный налет потребительства, стремление получать удовольствия за деньги родителей. В своей же группе («в строю») фанат ведет себя иначе: он организован, исполнителен, желает передвигаться строем, подчиняется решениям лидера.
ФАРЦОВЩИК - (вероятно, от франц. force - сила; нем. forsch - молодцеватый; польск. forsowac — вынуждать, добывать силой; forsa - деньга) - тот, кто скупал у иностранцев носильные вещи для дальнейшей их перепродажи по значительно более высокой цене. Фарцовка была одним из средств «делать деньги» у мажоров.
ФЕНОМЕН - (от греч. phainome-non - являющееся) - 1) явление, в котором выражается, обнаруживается сущность чего-либо; 2) любое проявление чего-либо.
ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ - различные формы проявления сущности культуры, такие, как мораль, право, религия, искусство, экономика, политика, наука, техника и др.
ФЕТИШ - (от франц. fetiche - амулет, волшебство) - неодушевленный предмет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит
сколько он получает и т.п., чем само его творчество. Они действуют больше по расчету, чем сообразно чувствам.
ХАКЕРЫ - (от англ. hacker, нем. hacken - подцеплять, подсекать) - компьютерщики высшего класса, занимающиеся взломом программ и перепродажей данных; компьютерный жулик.
ХАРИЗМА - (от греч. charisma - милость, божественный дар) - исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Носители харизмы - великие герои, созидатели, реформаторы (харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности). Харизматическая личность вызывает преклонение перед ней и безусловную веру в ее возможности. Такая личность обладает особой притягательностью.
ХИППИ - (от англ. hippy, hippie; hip - меланхолия, уныние; hipped - увлеченный) -молодые люди, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни. Отличаются экстравагантным поведением, распущенностью, нарочито небрежной и претенциозной одеждой.
ХИТ - (от англ. hit - удар, попадание) - очень модная песня, шлягер; боевик, спектакль, фильм, книга и т.п., пользующиеся большим успехом.
ХИЧ-ХАЙКЕРЫ - любители путешествовать автостопом.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - сфера культуры, связанная с формированием, организацией и воспроизведением отношений между членами общества, складывающихся в процессе их совместной практической деятельности и направленных на жизнеобеспечение.
ХРИСТИАНСТВО - (от греч. christos - «помазанник», «мессия») - одна из трех мировых религий. Названа по имени ее предполагаемого основателя Христа. Христианство возникло в начале I в. в Палестине, в IV в. превратилось в господствующую религию Римской империи. Христианизация Древней Руси началась с 988г. Христианство вырастает из иудаизма, одновременно развивая и отрицая его. Принципиальным отличием христианства от иудаизма стало то, что в основе последнего была идея исключительности еврейского народа и следования евреев всему, что заповедует Бог евреев; христианство же опирается на идею Вселенского братства всех верующих перед единым Богом, согласно которой все люди братья в вере единому Богу, который любит всех и все должны любить его и всех, кто его любит. Христианская религия не является единой. Она распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых - католицизм, православие, протестантизм. Сохраняя в основном ортодоксальные положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга своеобразной трактовкой нкоторых догматов, отдельными особенностями культа.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе.
ХЭППЕНИНГ - (от англ. happening - буквально: происходящее, случающееся; случай, событие) - одна из форм театрального представления, возникшая на рубеже 50—60-х гг. Выражалась в спонтанных, алогичных совместных действиях театральной труппы в присутствии и при участии публики. В хэппенинге предпринимались попытки стереть грань между актерами и зрителями и сделать так, чтобы все было «как в жизни», чтобы зрители в театре были не посторонними наблюдателями, а соучастниками происходившего действия. Поэтому хэппенинги объединяют пластические искусства, театральное действие, музыку, внехудожественные феномены. Для хэппенингов характерными являются экспромт на сцене при отсутствии литературного текста; импровизированное бесфабульное театрализованное действие, развивающееся без заранее запрограммированного сценария и рассчитанное на спонтанные акции исполнителей; нарочито абсурдные либо копирующие повседневный быт (еда, одевание, бритье и т.д.) действия; активное соучастие зрительской аудитории. В хэппенингах утверждается тезис социальной пластики: «каждый человек - художник». Основными принципами хэппенинга являются:
•дезинтеграция художественного объекта, т.е. замена результатов художественной деятельности процессом создания художественного продукта, и участие зрителя; •ликвидация границы между художником и зрителем, что нарушает привычную для эстетики триаду: художник—произведение—зритель;
•«расширение» границ сознания и преобразование социума посредством представления хэппенинга как подменной модели социально-политического творчества;
•обращение к прошлому с целью изменения современных социальных отношений и сохранения единства и целостности культуры;
•лозунг: «Искусство есть жизнь, жизнь есть искусство».
ХОББИ - (англ. hobby), увлечение, любимое занятие на досуге.
ХОККЕЙ - (англ. hockey, возможно, от старофранц. hoquet - пастуший посох с крюком), спортивная командная игра с клюшками и мячом (или шайбой), содержание и цель которой -используя индивидуальное ведение и передачи мяча партнёром, забить его наибольшее число раз в ворота соперника. Существуют 3 основных вида хоккея: 1) с шайбой; 2) с мячом; 3) на траве (собственно хоккей).
ХОРЕОГРАФИЯ - (от греч. choreia - пляска), 1) первоначальное значение термина -запись танца. В конце 15 - начале 16 вв. была предпринята первая попытка записи, но только в конце 17 - начале 18 вв. французские балетмейстеры и учителя танцев (П.Бошан, Р.Фёйе, П.Рамо) положили начало системе записи танца, получившей затем широкое распространение. Термин "хореография" введён танцмейстером Фёйе, автором книги "Хореография, или искусство записи танца..." (1700). В России в конце 18 в. были созданы две системы записи: А. Я. Цорна (1889), использовавшаяся преимущественно преподавателями бальных танцев, и В. И. Степанова (1891), по его системе записаны 27 балетов из репертуара Мариинского театра (Петербург). 2) искусство сочинения танцев и балетов (в этом значении термин применяется с середины 19 в.). Поэтому автора балетов балетмейстера иногда называют хореографом. 3) Танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением.
ХРАМ - культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы X. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах. Архитектура X. (святилища, христианской церкви, мусульманской мечети, иудаистские синагоги, буддийские X.) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие. Значение X. часто гораздо шире культовых функций, им выполняемых, и религиозных идей, которые он воплощает. В символике архитектуры и декоративного убранства X. раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно - в средние века в Европе) X. были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер. Выделявшиеся среди рядовой застройки монументальные здания X., расположенные в узловых точках города, имели большое градостроительное значение. В эпоху капитализма архитектура X. становится эклектичной, лишь во 2-й половине 20 в. возведение X., по сравнению с другими отраслями строительства менее подчинённое практическим и экономическим требованиям, привлекает архитекторов возможностью экспериментов в области формообразования, эффектов освещения, поисками эмоционально выразительных решений пространственной структуры, основанной на применении новых комбинаций старых конструкций. В СССР здания X., являющиеся выдающимися памятниками национального зодчества, находятся под охраной государства.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - непрофессиональное творчество народа. Если в профессиональном искусстве стоит задача эстетического воспитания зрителей, то в художественной самодеятельности - эстетического воспитания самих участников, так как они занимаются художественной самодеятельностью в часы досуга.
ц
ЦЕРКОВЬ - [от греч. kyriake (oikia)- божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе обтттности вепоучения и культа: главные отличительные поизнаки П.: наличие более разработанной догматической и культовой системы; иерархический характер, централизация управления; разделение всех, принадлежащих к Ц., на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонистических социальных системах Ц. связана с господствующими классами, выполняет важные политические, правовые и идеологические функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения. В социалистических странах Ц. осуществляет исключительно религиозные функции. Религиозные организации, представляющие собой частные объединения верующих, имеют единственную цель - совместное отправление религиозного культа; обязаны соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистических стран Ц. отделена от государства.
ЦЕНТР - полит., а) средоточие торгово-промышленных предприятий или научно-образовательных учреждений в как.-либо городе или области; б) парлам., в представительн. учреждениях политич. партии, занимающие место между правыми и левыми партиями.
Ч
ЧЕМПИОНАТ -, официальные спортивные соревнования (в каком-либо виде спорта) высшего уровня для определённых коллективов, территории (района, города, области, страны, континента, мира), розыгрыш первенства с целью установления победителя-чемпиона (спортсмена или команды). В отдельных случаях понятия "Ч." и "первенство" различаются (например, Ч. СССР по футболу, хоккею - среди взрослых и всесоюзные первенства по этим видам спорта - для юниоров, спортивных обществ).
Э
ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. expositio - выставление напоказ, изложение) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры, исторических документов. Цель и задачи как постоянной, так и временной Э.- дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения художественной и научной ценности, их места в историко-культурном процессе, особенностей материала. Э. может быть построена свободно или с учётом маршрута посетителей при осмотре. В современных условиях Э. обеспечивается оборудованием, отвечающим правилам хранения экспонатов (температурный режим, влажность и т. д.), этикетажем, содержащим краткую характеристику экспоната, развёрнутыми пояснениями - экспликациями.