ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 831

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

У

УТРЕННИК - торжественными и весёлыми музыкально-художественными утренниками отмечаются революционные праздники и памятные даты в детских садах - учреждениях для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Д. с. как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования

УМЕРЕННЫЕ МЕТАЛЛИСТЫ - российская группировка молодежи, выделившаяся в 1986г. из металлистов в результате длительного периода споров и разногласий. К 1987г. в группе умеренных металлистов помимо провозглашенных ранее целей совместного прослушивания и обсуждения исполнительского уровня музыкальных групп, обозначились цели и давно имевшиеся у них: беседы об актуальных проблемах современного мира, нашего общества, дискуссии о других направлениях эстрадной музыки. Вместе с тем ряд лидеров этой группировки в то время выдвигали цели насильственной борьбы с фарцовщиками, спекулянтами, националистически и нацистски настроенными группировками молодежи, считая работу милиции и прокуратуры в этой сфере крайне неэффективной. Некоторые лидеры объясняли суть насильственных действий в отношении указанных групп молодежи желанием сделать фарцовку, спекуляцию, национализм и нацизм непопулярными в глазах подростков, избивая «всю эту расплодившуюся сволочь». На почве этой «самостийной» борьбы у умеренных металлистов возникали «союзы» с «умеренными» панками.

УТИЛИТАРИСТСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Нового времени, в которой доминировали и определяли логику осмысления любого культурного явления полезность, утилитарность, применимость.

Ф

ФАНАТЫ - (от лат. fanaticus - исступленный, безумный, неистовый) - группировки молодежи, объединенные одной целью: поддержать игру предпочитаемой ими спортивной (как правило, футбольной) команды, клуба. Эти группировки достаточно хорошо организованы, их лидеры обычно обладают прекрасными организаторскими способностями, хорошо разбираются в тактике спортивной игры, фанатами которой являются, истории развития спортивных команд и т.п. Лидерами фанатов являются люди более взрослые, чем основная масса. Они выступают против пьянства, наркомании и т.п., хотя, по их признанию, среди фанатов попадаются и «излишне возбужденные ребята и способные выпить». Часть спортивных фанатов агрессивна, отмечаются случаи их коллективного хулиганства, вандализма. «Вооружены» они деревянными палками и металлическими прутами, резиновыми дубинками, кастетами, плетками с палками и свинцом на конце, металлическими цепями, газовыми баллончиками и т.п. Среди фанатов не так много начитанных и глубоко развитых ребят. Основная масса фанатов вне своей группы (так сказать, «вне строя») ведет себя, как и другие подростки, которым некуда девать свою энергию, могут быть и задиристыми, и в чем-то вызывающими. Их характеризует и определенный налет потребительства, стремление получать удовольствия за деньги родителей. В своей же группе («в строю») фанат ведет себя иначе: он организован, исполнителен, желает передвигаться строем, подчиняется решениям лидера.


ФАРЦОВЩИК - (вероятно, от франц. force - сила; нем. forsch - молодцеватый; польск. forsowacвынуждать, добывать силой; forsa - деньга) - тот, кто скупал у иностранцев носильные вещи для дальнейшей их перепродажи по значительно более высокой цене. Фарцовка была одним из средств «делать деньги» у мажоров.

ФЕНОМЕН - (от греч. phainome-non - являющееся) - 1) явление, в котором выражается, обнаруживается сущность чего-либо; 2) любое проявление чего-либо.

ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ - различные формы проявления сущности культуры, такие, как мораль, право, религия, искусство, экономика, политика, наука, техника и др.

ФЕТИШ - (от франц. fetiche - амулет, волшебство) - неодушевленный предмет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит

сколько он получает и т.п., чем само его творчество. Они действуют больше по расчету, чем сообразно чувствам.

ХАКЕРЫ - (от англ. hacker, нем. hacken - подцеплять, подсекать) - компьютерщики высшего класса, занимающиеся взломом программ и перепродажей данных; компьютерный жулик.

ХАРИЗМА - (от греч. charisma - милость, божественный дар) - исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Носители харизмы - великие герои, созидатели, реформаторы (харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности). Харизматическая личность вызывает преклонение перед ней и безусловную веру в ее возможности. Такая личность обладает особой притягательностью.

ХИППИ - (от англ. hippy, hippie; hip - меланхолия, уныние; hipped - увлеченный) -молодые люди, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни. Отличаются экстравагантным поведением, распущенностью, нарочито небрежной и претенциозной одеждой.

ХИТ - (от англ. hit - удар, попадание) - очень модная песня, шлягер; боевик, спектакль, фильм, книга и т.п., пользующиеся большим успехом.

ХИЧ-ХАЙКЕРЫ - любители путешествовать автостопом.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - сфера культуры, связанная с формированием, организацией и воспроизведением отношений между членами общества, складывающихся в процессе их совместной практической деятельности и направленных на жизнеобеспечение.


ХРИСТИАНСТВО - (от греч. christos - «помазанник», «мессия») - одна из трех мировых религий. Названа по имени ее предполагаемого основателя Христа. Христианство возникло в начале I в. в Палестине, в IV в. превратилось в господствующую религию Римской империи. Христианизация Древней Руси началась с 988г. Христианство вырастает из иудаизма, одновременно развивая и отрицая его. Принципиальным отличием христианства от иудаизма стало то, что в основе последнего была идея исключительности еврейского народа и следования евреев всему, что заповедует Бог евреев; христианство же опирается на идею Вселенского братства всех верующих перед единым Богом, согласно которой все люди братья в вере единому Богу, который любит всех и все должны любить его и всех, кто его любит. Христианская религия не является единой. Она распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых - католицизм, православие, протестантизм. Сохраняя в основном ортодоксальные положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга своеобразной трактовкой нкоторых догматов, отдельными особенностями культа.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе.

ХЭППЕНИНГ - (от англ. happening - буквально: происходящее, случающееся; случай, событие) - одна из форм театрального представления, возникшая на рубеже 50—60-х гг. Выражалась в спонтанных, алогичных совместных действиях театральной труппы в присутствии и при участии публики. В хэппенинге предпринимались попытки стереть грань между актерами и зрителями и сделать так, чтобы все было «как в жизни», чтобы зрители в театре были не посторонними наблюдателями, а соучастниками происходившего действия. Поэтому хэппенинги объединяют пластические искусства, театральное действие, музыку, внехудожественные феномены. Для хэппенингов характерными являются экспромт на сцене при отсутствии литературного текста; импровизированное бесфабульное театрализованное действие, развивающееся без заранее запрограммированного сценария и рассчитанное на спонтанные акции исполнителей; нарочито абсурдные либо копирующие повседневный быт (еда, одевание, бритье и т.д.) действия; активное соучастие зрительской аудитории. В хэппенингах утверждается тезис социальной пластики: «каждый человек - художник». Основными принципами хэппенинга являются:


•дезинтеграция художественного объекта, т.е. замена результатов художественной деятельности процессом создания художественного продукта, и участие зрителя; •ликвидация границы между художником и зрителем, что нарушает привычную для эстетики триаду: художник—произведение—зритель;

•«расширение» границ сознания и преобразование социума посредством представления хэппенинга как подменной модели социально-политического творчества;

•обращение к прошлому с целью изменения современных социальных отношений и сохранения единства и целостности культуры;

•лозунг: «Искусство есть жизнь, жизнь есть искусство».

ХОББИ - (англ. hobby), увлечение, любимое занятие на досуге.

ХОККЕЙ - (англ. hockey, возможно, от старофранц. hoquet - пастуший посох с крюком), спортивная командная игра с клюшками и мячом (или шайбой), содержание и цель которой -используя индивидуальное ведение и передачи мяча партнёром, забить его наибольшее число раз в ворота соперника. Существуют 3 основных вида хоккея: 1) с шайбой; 2) с мячом; 3) на траве (собственно хоккей).

ХОРЕОГРАФИЯ - (от греч. choreia - пляска), 1) первоначальное значение термина -запись танца. В конце 15 - начале 16 вв. была предпринята первая попытка записи, но только в конце 17 - начале 18 вв. французские балетмейстеры и учителя танцев (П.Бошан, Р.Фёйе, П.Рамо) положили начало системе записи танца, получившей затем широкое распространение. Термин "хореография" введён танцмейстером Фёйе, автором книги "Хореография, или искусство записи танца..." (1700). В России в конце 18 в. были созданы две системы записи: А. Я. Цорна (1889), использовавшаяся преимущественно преподавателями бальных танцев, и В. И. Степанова (1891), по его системе записаны 27 балетов из репертуара Мариинского театра (Петербург). 2) искусство сочинения танцев и балетов (в этом значении термин применяется с середины 19 в.). Поэтому автора балетов балетмейстера иногда называют хореографом. 3) Танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением.

ХРАМ - культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы X. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах. Архитектура X. (святилища, христианской церкви, мусульманской мечети, иудаистские синагоги, буддийские X.) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие. Значение X. часто гораздо шире культовых функций, им выполняемых, и религиозных идей, которые он воплощает. В символике архитектуры и декоративного убранства X. раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно - в средние века в Европе) X. были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер. Выделявшиеся среди рядовой застройки монументальные здания X., расположенные в узловых точках города, имели большое градостроительное значение. В эпоху капитализма архитектура X. становится эклектичной, лишь во 2-й половине 20 в. возведение X., по сравнению с другими отраслями строительства менее подчинённое практическим и экономическим требованиям, привлекает архитекторов возможностью экспериментов в области формообразования, эффектов освещения, поисками эмоционально выразительных решений пространственной структуры, основанной на применении новых комбинаций старых конструкций. В СССР здания X., являющиеся выдающимися памятниками национального зодчества, находятся под охраной государства.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - непрофессиональное творчество народа. Если в профессиональном искусстве стоит задача эстетического воспитания зрителей, то в художественной самодеятельности - эстетического воспитания самих участников, так как они занимаются художественной самодеятельностью в часы досуга.

ц

ЦЕРКОВЬ - [от греч. kyriake (oikia)- божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе обтттности вепоучения и культа: главные отличительные поизнаки П.: наличие более разработанной догматической и культовой системы; иерархический характер, централизация управления; разделение всех, принадлежащих к Ц., на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонистических социальных системах Ц. связана с господствующими классами, выполняет важные политические, правовые и идеологические функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения. В социалистических странах Ц. осуществляет исключительно религиозные функции. Религиозные организации, представляющие собой частные объединения верующих, имеют единственную цель - совместное отправление религиозного культа; обязаны соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистических стран Ц. отделена от государства.

ЦЕНТР - полит., а) средоточие торгово-промышленных предприятий или научно-образовательных учреждений в как.-либо городе или области; б) парлам., в представительн. учреждениях политич. партии, занимающие место между правыми и левыми партиями.

Ч

ЧЕМПИОНАТ -, официальные спортивные соревнования (в каком-либо виде спорта) высшего уровня для определённых коллективов, территории (района, города, области, страны, континента, мира), розыгрыш первенства с целью установления победителя-чемпиона (спортсмена или команды). В отдельных случаях понятия "Ч." и "первенство" различаются (например, Ч. СССР по футболу, хоккею - среди взрослых и всесоюзные первенства по этим видам спорта - для юниоров, спортивных обществ).

Э

ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. expositio - выставление напоказ, изложение) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры, исторических документов. Цель и задачи как постоянной, так и временной Э.- дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения художественной и научной ценности, их места в историко-культурном процессе, особенностей материала. Э. может быть построена свободно или с учётом маршрута посетителей при осмотре. В современных условиях Э. обеспечивается оборудованием, отвечающим правилам хранения экспонатов (температурный режим, влажность и т. д.), этикетажем, содержащим краткую характеристику экспоната, развёрнутыми пояснениями - экспликациями.