ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 823

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

Историко-культурное направление и его особенности. Основные задачи историко-культурного движения на современном этапе; его функции. Привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной, экологической среды своего региона. Альтернативные формы общения и взаимодействия культурно-досуговых и религиозно-культовых учреждений в утверждении и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей.

Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных территорий, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов.

Нравственное направление и его основные особенности. Приоритетное направление и его основные особенности. Приоритетная роль нравственных начал народной педагогики, акцент на интерес, инициативную деятельность различных групп населения региона, развитие культурной активности. Создание кружков и объединений с целью обучения молодежи и подростков способами преодоления конфликтных ситуаций, метода поиска вариантов их разрешения. Движение милосердие и клубы социальной помощи как наиболее распространенные формы организации досуга в сфере нравственной культуры.

Физкультурно-оздоровительное направление в социально-культурной деятельности. Содержание, формы и организация работы. Взаимодействие учреждений физкультуры и спорта с другими культурно-досуговыми центрами в реализации программ выходного дня, Дня здоровья, массовых спортивных соревнований, спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов и объединений. Участие школьных, внешкольных, учебных, трудовых коллективов и учреждений досуга в утверждении здорового образа жизни. Создание программ психолого-личностной ориентации и оздоровления людей посредством различных форм социально-культурной деятельности (клубы аутотренинга, психологического тренинга, йоги, китайских гимнастик, клубы знакомств и другие).

Художественное направление и его специфика. Развитие традиций народной культуры, создание условий для культуротворчества населения, возрождение и пропаганда фольклора, народного творчества, художественных промыслов и ремесел, поддержка мастеров и семейных династий в прикладном искусстве.

Основные задачи эстетического воспитания населения и формирования художественной культуры личности. Создание условий для контактов с художественными ценностями и активного восприятия художественных произведений. Возрождение местных народных традиций.


Развитие самодеятельного любительского творчества. Особенности, объем и перспективное содержание художественного, научно-технического, народно-прикладного самодеятельного творчества. Расширение жанрово-видового состава самодеятельного творчества и форм организации их деятельности. Использование резервов неорганизованной самодеятельности для пропаганды традиционных видов и жанров самодеятельного творчества и повышения эстетической культуры населения.


Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Социально-культурные институты, учреждения и организации как субъекты социально-культурной деятельности. Ведущие социальные институты и общности – семья, микросоциум, церковь, государственные и негосудаственные институты, организации и объединения: учебные (образовательные), социально-культурные, производственные, социально-защитные, благотворительные, художественно-творческие, спортивные и другие. Их специальное назначение как субъектов социально-культурной деятельности.

Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций – как объект социально-культурной деятельности. Социально-психологические и педагогические принципы типологизации объекта социально-культурной деятельности. Массовые, групповые и индивидуальные объекты культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности, учет конкретно проявленных интересов, потребностей, ценностных ориентаций как важное условие его типологизации.

Понятие об открытой и закрытой, организационной и неорганизационной, постоянной и эпизодической аудитории. Реальный и потенциальный объект культурно-досуговой деятельности.

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Общественные организации, фонды и движения как субъекты социально-культурной деятельности. Связь массовых общественных формирований с политической, экономической и духовной жизнью людей.

Формы взаимодействия общественных организаций, фондов и движений на региональном уровне: совместные социально-культурные инициативы по рациональному использованию свободного времени; проведение совместных мероприятий; представительство в государственных, муниципальных структурах, органах управления социально-культурной сферой; помощь общественным формированиям со стороны государственных органов и учреждений в реализации их социально-культурных функций.

Уровни взаимосвязи государственных и общественных структур в социально-культурной сфере. Типология общественных фондов и движений. Социально-культурная деятельность профсоюзов; государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству; центры и службы социально-медицинской реабилитации и психологической помощи; государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот; неформальные группы и объединения различных социальных возрастных категорий населения; общества и ассоциации работников сферы социальной помощи и защиты разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительные центры и институты.


Научно-просветительное общество «Знание» и формы его работы. Научно-технические общества и их основные задачи. Пропагандистская, воспитательная и социокультурная деятельность обществ охраны природы, охраны памятников истории и культуры, спортивных клубов и обществ и других общественных формирований социально-культурного профиля.

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Категория «специалист» в области социально-культурной деятельности. Профессиональный и обыденный уровень досуговой деятельности. Должностные инструкции работника социально-культурной сферы. Типы учебных заведений, выпускающие специалистов для работы в социально-культурной сфере. Творческая, научно-методическая, педагогическая, организаторская, управленческая и экономическая профессиональная деятельность специалистов. Институционная и неистуционная деятельность в сфере досуга. Практика привлечения к социально-культурной деятельности непрофессионалов. Исторические традиции диллентантизма в социально-культурной сфере. Салонная и клубная культура России XVIII-XIX вв. Клубные общественно-публистические программы 20-30 годов нашего столетия – как этап широкого вовлечения масс в качестве субъекта культурно-провсетительной работы.

Современная волонтерская деятельность в сфере досуга. Культуротворческая направленность инициативной деятельности в социально-культурной сфере. Благотворительная деятельность коммерческих структур в качестве организаторов досуговых и эстетических программ в регионе. Социальные инициативы в сфере досуга. Субкультурные объединения досуговой направленности. Молодежные объединения с культурологической тематикой работы.


Тема 24. Социально-культурная деятельность

ДОСУГОВЫХ ОБЩНОСТЕЙ И ЦЕНТРОВ

Современные клубные структуры (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) как комплексные институты воспитания и самообразования, основанные на социально-культурной активности людей в сфере свободного времени. Становление и состояние современных клубных структур. Основные задачи клуба как социально-культурного института. Основные структурные единицы клуба как учреждения (учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества и т.д.). Сеть и типы клубных учреждений.

Роль и место библиотек в социально-культурных процессах. Типы библиотечных учреждений. Общественные функции, содержание, формы и принципы организации социально-культурной деятельности библиотек.

Парки – как социально-культурные центры. Их классификация и основные досуговые функции. Специфические особенности массовых и детских парков культуры и отдыха, национальных и историко-мемориальных парков – усадеб, лесопарков и заповедников, ботанических парков и зоопарков, спортивных и гидропарков, парков – выставок и зон отдыха. Дифференциация содержания и форм социально-культурной деятельности парков с учетом специфики организации досуга разных групп населения.

Роль и место музеев в системе социально-культурных институтов общества. Их классификация. Основные функции и назначение музеев. Экскурсия как ведущая форма музейной работы. Лектории, клубные объединения, концертно-зрелищные мероприятия и иные формы работы музея с различными группами населения. Принцип организации и функционирования народных музеев с различными фондами и социально-культурными объединениями.

Санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные центры – как центры рационального досуга, интегрирующие задачи отдыха и укрепления здоровья с духовным обогащением и разносторонним развитием личности. Использование основных функций социально-культурной деятельности в работе санитарно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристко-экскурсионных центров. Особенности содержания и форм социально-культурной деятельности и ее дифференциация с учетом характера лечебно-оздоровительной деятельности, половозрастных, профессиональных и других особенностей отдыхающих.