ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 1170
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования города москвы
1. Организационно - методический раздел:
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.
Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов
Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 11. Культурно-просветительная и социальная
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 13. Социально-культурная деятельность в
Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности
Тема 24. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:
6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)
6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы
Структура и содержание реферативного обзора.
6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:
7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:
8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
8.1. Рекомендации для преподавателей:
8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):
9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.
V1: Клубные формы в культуре средневековья.
V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.
V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V1: Теория Социально-культурной деятельности
V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.
V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.
V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.
V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.
V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.
V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.
9.2. Уровень требований и критерии оценок:
10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
10.1. Рекомендуемые нормативные акты:
10.3.Рекомендуемая основная литература:
10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:
2. Требования к содержанию курсовой работы
3.2. Оформление титульного листа
3.5. Оформление иллюстративного материала
3.8. Оформление списка использованных источников и литературы
3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.
1. Подготовка и проведение лекций:
1.2. Подготовка и проведение лекции:
2.Подготовка и проведение семинаров:
Заключительное слово преподавателя должно содержать:
Заключительное слово преподавателя должно содержать:
характеристику подготовленности группы к семинарскому (практическому) занятию и его оценку в целом, положительные стороны и существенные недостатки;
анализ доклада и выступлений студентов, дополнение и углубление содержания рассмотренных учебных проблем;
рекомендации докладчику;
учет пропагандистского мастерства, умения установить контакт с аудиторий, проявленных управленческих качеств, форм изложения, логичности, убедительности и доходчивости речи;
оценку самостоятельности разработки докладчиком темы доклада.
При разборе выступлений студентов рекомендуется:
вначале сказать о степени активности группы, отметить тех, кто выступал впервые, кто отмалчивался на предыдущих занятиях;
указать, насколько точно студенты умеют, как будущие управленцы, реагировать на неточности и ошибки выступающих товарищей;
подчеркнуть, правильно ли ставились аудиторией вопросы докладчику;
насколько глубоко и всесторонне обсужден материал темы семинара.
исправить допущенные в ходе семинара и не замеченные курсантами неточности и ошибки, дать правильное, научное толкование вопроса;
раскрыть содержание вопросов, которые ставились, но не получили освещения;
ответить на вопросы студентов;
сделать выводы по теме семинара;
дать задание на самостоятельную работу.
Научная педагогика не допускает «распекания» выступавших студентов, унижение их достоинства. Рекомендуется продолжительность заключения на 4-х часовом семинаре – до 20 минут, на 6 часовом семинаре – до 45 минут.
Глоссарий
А
АККУЛЬТУРАЦИЯ - (англ. acculturation; "от лат ad+cultura - образование, развитие) -процесс взаимовлияния, как правило, различных по уровню развития культур. Выражается в том, что менее развитая культура полностью или частично воспринимает другую, более развитую. Термин возник в 30-х гг. XX столетия в США и используется при рассмотрении многообразия процессов ассимиляции и этнической консолидации.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ИСТОЛКОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» - два сосуществующих подхода, в основе которого лежит вопрос об объеме понятия «культура»: включает ли оно только положительные или же и отрицательные моменты. Согласно первому (ценностному) подходу, под культурой можно понимать лишь такую небиологическую активность человека, которая приводит к положительным результатам; согласно второму подходу, понятие «культура» распространяется на любую (и положительную и отрицательную) небиологическую деятельность человека, а также ее результаты.
Сторонники аксиологического подхода истолкования понятия «культура» считают, что оно связано лишь с «истинной человечностью», направлено на духовное совершенство человека. При этом в сторону отбрасывается большинство созданий человека, которые нельзя отметить знаком плюс (бомба, нацеленная на разрушение, военное искусство, вандализм и т.п.). Это приводит к сужению понятия «культура», нежеланию признания амбивалентности действий людей, субъективности (поскольку для различных людей критерий ценностей различный). Кроме того, при подобном подходе одни и те же создания людей в зависимости от ситуации могут выступать и как «культура», и как «некультура»; так, например, топор, который используют при строительстве храма, следует относить к понятию «культура»; а тот же топор, которым станут что-либо разрушать или кого-либо убивать, уже нельзя будет отнести к понятию «культура». Сторонники антропологического подхода истолкования понятия «культура» исходят из того, что оно вбирает в себя все виды небиологической деятельности человека, а также ее результаты (как со знаком плюс, так и со знаком минус). Культура - это все, что создано и создается людьми.
АНКЕТИРОВАНИЕ - (от франц. enquete, буквально - расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе А. каждому лицу из группы, выбранной для А., предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты. А. может проводиться 3 способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" А., когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. С целью повышения эффективности опроса перед массовым А., как правило, проводятся пробные опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных ("неработающих") вопросов.
АНСАМБЛИ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ - (или танца, иногда — Ансамбли народной песни и пляски), вид художественных концертно-эстрадных коллективов. А. п. и п. включают различные искусства: вокальное (хор, ансамбль, соло), музыкальное (оркестр симфонический, народных инструментов и др.), хореографическое (сольные танцы, ансамбли и др.). Основу А. п. и п. составляют хор или танцевальная группа. В репертуар ансамблей входят произведения советских и зарубежных композиторов, старинные и современные образцы песенного, танцевального и инструментального фольклора. Программа А.п. и п. может объединяться сквозной темой или состоять из отдельных номеров; обычно содержит элементы театрализации. В А.п. и п. привлекаются особо одарённые исполнители из участников художественной самодеятельности, а также артисты-профессионалы.
АРТЕФАКТ - (от лат. arte/actum - искусственно сделанное) - любой искусственно созданный объект (например, предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, художественная утварь, жилище, дороги и т.д., созданные людьми).
АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ - (от лат. aspectus - взгляд, вид) - точка зрения, с которых рассматривают культуру. В культурологии выделяют следующие пять аспектов культуры: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксеологический; 4) нормативный; 5) социологический.
АУДИТОРИЯ КЛУБА - это участники досуговых занятий, слушатели лекций, зрители массовых мероприятий. Это аудитория подразделяется на реальную и потенциальную. Реальная - люди, которых клубные работники привлекли к различным формам культурно-досуговой деятельности (делится на стабильную и нестабильную). Потенциальная - часть населения, которую клубным работникам еще предстоит приобщать к культурно-досуговой деятельности.
АУКЦИОН - (лат. audio - продажа с публичных торгов) способ продажи товаров на основе конкурса покупателей. Победителем аукциона, получающим право приобретения товара, является покупатель, предложивший более высокую цену. Обычно аукцион предусматривает не одновременное, а поочередное предложение товаров с правом их предварительного осмотра. Аукционы проводятся в постоянных или заранее назначенных местах в традиционное или заранее установленное время.
Б
БАЛАГАН - (от перс, балахане — верхняя комната, балкон), 1) временное здание для театральных, цирковых или эстрадных представлений. Б. известны в России с середины 18в. Первоначально для представлений приспосабливались ярмарочные торговые помещения. Позднее строились специальные деревянные здания; крыша делалась из брезента или мешковины. Перед Б. сооружался балкон (раус), с которого артисты зазывали публику на представление. В Б. ставились арлекинады, фарсы; псевдопатриотические пьесы, произведения классиков в сильно сокращённом виде; здесь выступали фокусники, акробаты, силачи,
гимнасты, народные хоры, кукольники с Петрушкой и марионетками. В 1880 в Петербурге на Марсовом Поле был организован Б. нового типа — «Развлечение и польза», художественную часть в нём возглавлял А. Я. Алексеев-Яковлев, деятельность которого связана с народным театром. В Б. начали свой путь многие впоследствии известные артисты — А. Л. и В. Л. Дуровы, И. С. Радунский (Бим), Е. А. Лепковский и др. Б. существовали вплоть до 30-х гг. 20 в. (в этот период в них показывали эстрадные дивертисменты). 2) В переносном значении — действия, поступки людей, подобные балаганному представлению, шутовские, грубоватые.
БАЛЕТ - (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo — танцую), вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально-музыкальных образах. Термин «балет» служит преимущественно для обозначения европейского балета, сложившегося на протяжении 16-19вв., но в 20в. стал трактоваться расширенно, в частности применительно к восточным танцевальным представлениям.
БАР - 1) арабская река, море.-2) Отмель, образующаяся против устья реки от наносного песку, затрудняет вход судов.-3) Американская таверна, кабачок, кафе.
БАРД - (от кельт, bard) - поэт и музыкант, исполнитель собственных песен.
БЕСЕДА - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах.
БЕСЕДА О КНИГАХ - разговор с читателями, проводимый в библиотеках при выдаче и приеме литературы. Различают два вида беседы: рекомендательную и беседу о прочитанном. Беседа является основной формой индивидуальной работы с читателями в библиотеке.
«БЕШЕНЫЕ МЕТАЛЛИСТЫ» - российская группировка молодежи, поклонников «тяжелого рока», отклонившаяся от «металлистов» к концу 1986г. XX века, в результате длительного периода споров и разногласий. Агрессивны по отношению к другим группам молодежи. На черной униформе «бешеные» носят браслеты и ошейники с большими шипами, которые при случае используют в драке. Группа представляет определенную опасность для общественного порядка, поскольку в ней имеют вес молодые люди, ранее привлекавшиеся к суду.
БИБИЛИОТЕКА - учреждение, организующее коллективное, индивидуальное, бесплатное пользование произведениями печати, ведет активную пропаганду книг, брошюр, журналов, осуществляя выдачу их населению во временное пользование, как в помещениях библиотеки, так и на дому. Библиотеки бывают: государственные, республиканские, областные, районные, городские.
БИБИЛИОТЕКА НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ - библиотека, организованная на основе личных собраний книг и других произведений печати, предоставляющая эти собрания в общественное пользование.
БИБЛИОБУС - передвижная библиотека, располагающаяся в специально оборудованной автомашине и предназначенная для обслуживания читателей, которые по характеру своей трудовой деятельности или условиям быта не могут пользоваться стационарной библиотекой.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО - область идеологической, культурно-просветительной и научно-информационной деятельности, обеспечивающая удовлетворение потребностей населения в произведениях печати и других документах посредством библиотек.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - деятельность библиотеки по пропаганде и выдаче произведений печати и других документов или их копий, оказанию помощи в их выборе и использовании.
БИЛЬЯРД - {франц). - 1) игра шарами из слоновой кости на особом покрытом сукном столе, обнесением бортами и снабженном лузами (мешочками) по углам и середине. Распространены 5 шаровая (русская) игра, 3 шаровая (берлинская), карамболь (французская) и пирамида (15 шаров). - 2) Стол для бильярда. - 3) Китайский Б., бикс, небольшой наклонный столик для китайск. игры шарами.
БИТ ЛОМАНЫ - горячие поклонники группы «Битлз».
БИТНИКИ - (от англ. beat + русский суффикс «ник») - литературно-художественное молодежное движение в США середины 50-х - начала 60-х гг. XX столетия. Провозглашало добровольную бедность, бродяжничество, эротическую, сексуальную свободу, анархических гедонизм, отрешенность от социального мира.
БОГЕМА - (от франц. boheme - цыганщина) - среда художественной интеллигенции (актеры, музыканты, художники), для которой характерен беспечный, беспорядочный образ жизни при отсутствии устойчивого материального обеспечения; образ жизни, быт такой среды.
БРЕЙК-ДАНС - (от англ. break-dance, break - ломать, ломанный + dance - танец) - танец середины 80-х гг. XX столетия, имитирующий движения роботов и содержащий элементы акробатики; зародился в негритянских кварталах американских городов.
БРЕЙКЕРЫ - (от англ. break - перерыв, пауза, внезапная остановка) - российская группа неформалов, объединяющая любителей танцев типа «брейк». Политические взгляды, если они имеются, достаточно наивные. В моральном отношении за членами группы отклонений не замечалось. Брейкеры негативно относятся к молодым людям, которые курят, употребляют алкоголь и наркотики; стараются поддерживать хорошую спортивную форму. Объявленная цель группы - пропаганда танцев типа «брейк», соединяющих элементы рока и художественной гимнастики, насущенных акробатикой. Отличительные признаки брейкеров: узкие черные очки, белые перчатки, облегающая легкая спортиная одежда, кроссовки, налобные повязки и ленты.