ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 1159
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования города москвы
1. Организационно - методический раздел:
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.
Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов
Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 11. Культурно-просветительная и социальная
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 13. Социально-культурная деятельность в
Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности
Тема 24. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:
6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)
6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы
Структура и содержание реферативного обзора.
6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:
7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:
8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
8.1. Рекомендации для преподавателей:
8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):
9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.
V1: Клубные формы в культуре средневековья.
V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.
V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V1: Теория Социально-культурной деятельности
V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.
V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.
V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.
V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.
V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.
V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.
9.2. Уровень требований и критерии оценок:
10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
10.1. Рекомендуемые нормативные акты:
10.3.Рекомендуемая основная литература:
10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:
2. Требования к содержанию курсовой работы
3.2. Оформление титульного листа
3.5. Оформление иллюстративного материала
3.8. Оформление списка использованных источников и литературы
3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.
1. Подготовка и проведение лекций:
1.2. Подготовка и проведение лекции:
2.Подготовка и проведение семинаров:
Заключительное слово преподавателя должно содержать:
Основные направления культурно-просветительной работы в тылу: организация агитационно-пропагандистской, массово-политической, оборонно-массовой работы, проведение широкой справочной работы, участие культпросветучреждений в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий, помощь в развитии соцсоревнования. Развертывание художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации людей на борьбу с фашизмом, организация их отдыха и досуга в условиях тяжелого труда.
Восстановление разрушенных культпросветучреждений, возобновление в них работы, участие в этом общественности; освобождение помещений профсоюзных клубов, Домов и Дворцов культуры, ранее используемых не по назначению. Увеличение государственных ассигнований на социально-культурные цели.
Участие культпросветучреждений армии и флота в восстановлении очагов культуры на территории, освобожденной от фашистской оккупации в СССР и за его пределами. Развитие художественной самодеятельности в армии и на флоте. Организация отдыха и досуга воинов.
Участие культурно-просветительных учреждений в различных патриотических движениях трудящихся.
Социально-культурные последствия второй мировой войны для народов СССР.
Тема 11. Культурно-просветительная и социальная
РАБОТА В 1945-1955 ГГ.
Социально-культурная ситуация в СССР после Великой Отечественной войны (демографическая ситуация; положение семей погибших на войне, сирот и инвалидов; состояние жилищного фонда, учреждений образования, культуры). Результаты насильственного «переселения» народов.
Состояние социального обеспечения населения страны. Продовольственный и жилищный кризисы.
Деятельность культурно-просветительных учреждений по мобилизации народа на восстановление, дальнейшее развитие народного хозяйства и преодоление последствий войны.
Восстановление и развитие учреждений культуры, образования, здравоохранения, санаторно-курортных, детских дошкольных, культурно-просветительных и др. Жилищное строительство, рост числа клубов, библиотек, музеев.
Увеличение государственных денежных ассигнований на культурное строительство, развитие печати, радио, кино, телевидения. Рост сети городских клубных учреждений и сельских библиотек. Завершение процесса реорганизации изб-читален в сельские клубы.
Перестройка культурно-просветительной работы в соответствии с задачами мирного времени, трудности в ее организации. Возникновение общественной научно-просветительной организации - «Общества по распространению политических и научных знаний», создание развитой сети этого общества в регионах страны.
Доминирование в культурно-просветительных, образовательных учреждениях идейно-политического воспитания. Клубы как центры массовой агитационно-пропагандистской деятельности. Организация в широких масштабах производственно-технической, сельскохозяйственной пропаганды в культурно-просветительных учреждениях. Пропаганда литературы и искусства в культурно-просветительных учреждениях.
Негативное влияние на развитие культуры в стране, на деятельность КПУ постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства (1946-1948 гг.). Ошибочность и вред постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Новая волна «запре-тительства».
Усиление репрессий по отношению к целым народам, отдельным социальным группам, слоям общества.
Развитие художественной самодеятельности. Народные праздники, гуляния и их значение в организации культурно-просветительной работы.
Расширение системы подготовки и повышения квалификации кадров культпросветработников.
Образование Министерства культуры СССР, министерств культуры союзных республик и органов управления учреждениями культуры на местах.
Разоблачение культа личности и начало процесса демократизации культурно-просветительной работы.
Активизация исследования истории КПР, теоретического осмысления актуальных проблем ее содержания, организации и методики.
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
XX съезд КПСС и его значение для социально-культурной жизни общества. «Оттепель» середины 50-х гг. Реабилитация репрессированных: ее политическое, нравственное, социально-культурное значение.
Привлечение внимания широкой общественности к культурно-просветительной работе, повышение ответственности руководителей предприятий за состояние материальной базы культуры. Государственные и общественные союзы, комитеты, общества, комиссии социально-культурной направленности. Дальнейшее развитие и укрепление системы социальной помощи населению; социальные реформы.
Возрастание роли профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и советов в культурно-просветительной, социальной работе. Развитие досуговых форм деятельности. Праздники песни, молодежи в прибалтийских республиках; праздники «Русская зима», «День луга», «Русская березка», «Сабантуй» и др.
Развитие народных университетов, народных театров, общественно-политических объединений («Прометей», «Красная гвоздика», «Родина» и др.), клубов ветеранов труда, объединений любителей театра, музыки, кино и литературы, тематических вечеров, устных журналов и т.д. Развитие семейных форм досуга. Возросшее внимание культпросветучреждений к пропаганде революционных, боевых и трудовых традиций.
Всесоюзные фестивали и смотры самодеятельного искусства, народного творчества в ознаменование юбилеев, памятных дат.
Реорганизация высшего и среднего специального культурно-просветительного образования.
Возвратные формы репрессивной политики по отношению к религии, религиозным деятелям и верующим.
Нарастание негативных процессов в экономике, социальной и духовной сферах на рубеже 70-80-х гг. Торможение процессов демократизации в обществе, в т.ч. и в культурно-просветительной работе. Причины этого торможения. Возобладание в деятельности культпросветучреждений формализма, стремления к количественным показателям. Отрыв многих учреждений культуры от запросов и интересов населения в сфере досуга; низкая эффективность культурно-просветительной работы.
«Всеохватность» культурно-просветительной работы. Широкий спектр идеологических, производственных мероприятий.
Культурно-просветительная работа и социалистическое соревнование, школы коммунистического труда, экономическое образование трудящихся.
Развитие интеграционных процессов в клубном и библиотечном деле. Создание и деятельность клубных и библиотечных централизованных систем, районных и сельских культурных комплексов, культурно-спортивных комплексов; участие сельских школ в культурно-просветительной работе. Развитие сети детских (подростковых) клубов.
Развитие в сельской местности филиалов и спутников театров и филармоний, клубов-спутников крупных Дворцов культуры промышленных предприятии.
Перестройка методического руководства культурно-просветительной работой и народным творчеством. Образование научно-методических центров народного творчества и культпросветработы. Рост сети народных театров, музеев.
Новые документы, нормативные акты о деятельности клубных учреждений, клубов по интересам, социально-культурных объединений.
Широкое развитие самодеятельного движения в стране. Легализация общественно-политических движений, естественнонаучных, религиозных, художественных и др. объединений. Появление и развитие новых типов культурно-досуговых учреждений: центров досуга, эстетического развития детей и юношества, молодежных культурных центров и др.
Социально-экономические реформы и их последствия. Борьба с пьянством и алкоголизмом, нарушениями трудовой дисциплины. Обострение экономических, национальных, социально-культурных проблем в СССР. Дефицит продовольствия, товаров, услуг как образ жизни. Снижение уровня жизни населения.
Начало глубокой перестройки культурно-просветительной работы (демократизация системы управления и деятельности, ориентация на социальную досуговую деятельность, на переосмысление принципов и функций культурно-просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма). Ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, изучение запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени и др.
Начало осмысления необходимости подготовки педагогических кадров для социально-культурной сферы, первые исследования; их результаты.
Тема 13. Социально-культурная деятельность в
«ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОЙ» РОССИИ
Преемственность культурно-просветительской работы и социально-культурной деятельности.
Распад СССР и социокультурная ситуация в России в 1990-х гг. Реформирование экономики и обострение экономических, национальных, социально-культурных проблем. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь.
Международные, федеральные, местные фонды, программы социально-культурной поддержки, развития.
Влияние Закона о культуре РФ (ноябрь 1992 г.) на социально-культурную жизнь общества.
Приватизация и ее последствия для деятельности учреждений культуры, досуга. Развитие коммерческих начал в социально-культурной, досуговой сферах.
Изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях.
Возрастание роли и значения религии в социально-культурной жизни общества.
Особенности и проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.
Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е гг. Расширение классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусства, педагогических и др. Новое содержание и новые образовательные технологии. Государственные образовательные стандарты.
Многоуровневость образования. Дополнительное профессиональное образование. Введение платного обучения. Государственные и негосударственные учебные заведения. Развитие филиалов.
Реорганизация научно-методической службы народного творчества.
Научные исследования в области социально-культурной деятельности.
Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Сущность теории как формы научного знания о социально-культурной деятельности; ее место в общественно-политической и духовной жизни населения. Государственный заказ на разработку истории, теории и методики социально-культурной деятельности как самостоятельной отрасли научного знания. Взаимосвязь предмета с философией, историей, культурологией, педагогикой, психологией, теорией культуры, этикой, эстетикой, искусствоведением и другими смежными науками. Аксиология предмета. Переход от традиционных дефиниций к новой терминологии на основе изучения и переосмысления новейших данных практического опыта и научных исследований. Основные понятия: досуг, отдых, свободное время, рекреация, досуговая и рекреационная деятельность. Социальные функции досуговой деятельности и ее инфраструктуры; функции, принципы, содержание и методики социально-культурной деятельности и т.д. Вспомогательные понятия: социально-культурные общности, институты, объединения в досуговой сфере, уровни организации и самоорганизации досуга и их альтернативные формы. Взаимосвязь основных и вспомогательных понятий.