ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 806

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

1.2. Подготовка и проведение лекции:

Подготовка лекции - это процесс, включающий в себя сбор, накопление и распределение материала по времени, продумывание логического построения лекции, лекции, выделение наиболее важных моментов из всего материала, который необходимо изложить. Лекция должна аккумулировать все накопленные материалы, так или иначе относящиеся к теме. Процесс подготовки к лекции индивидуален и во многом зависит от сложности темы, подготовленности преподавателя, особенностей учебной группы. Однако, несмотря на это, можно выделить основные этапы в процессе подготовки лекции, характерные для лекции по любому учебному предмету. К ним относятся:

  • изучение исходной документации;

  • разработка замысла лекции и выбор целесообразной методики;

  • оформление лекции, репетиция.

Структура лекции.

  • название темы лекции;

  • указание времени на лекцию в целом, вводную часть, основную часть, заключение;

  • вводная часть;

  • основная часть;

  • краткие выводы по каждому из вопросов;

  • заключение;

  • список использованной литературы

К исходной документации, которой обязан руководствоваться преподаватель, относится программа учебной дисциплины, учебники и учебно-методические пособия, частные методики преподавания дисциплины, расписание занятий со студентами. При разработке замысла лекции одной из важных задач преподавателя является постановка учебной проблемы. Умение найти основную идею в каждой лекционной теме имеет решающее значение для ее успеха. Как правило, тема лекции определена учебной программой данной дисциплины. Она обязательна для преподавателя. Изменения в названии темы, постановке учебных вопросов обязательно обсуждаются на ПМК или кафедре и только после соответствующего утверждения вносятся коррективы. Самостоятельно изменять их формулировку преподаватель не имеет права. Его право – выбирать содержание, соответствующее теме и учебным вопросам, а также методы, ведущие к достижению оптимального результата познавательной деятельности курсантов. При выборе методов преподаватель исходит из соображения педагогической целесообразности и учета состава студенческой аудитории. При разработке структуры лекции важно смоделировать эффект ее воздействия, расчленить учебный материал на модули, логически увязанные друг с другом, сформулировать основные идеи и выводы по каждому учебному вопросу и теме в целом надо так подойти к собранному материалу и так знать его, чтобы найти каждому учебному модулю его логическое место. Логическая стройность, соразмерность и взаимосвязь отдельных частей ведет к четкости ее изложения, ясности освещения вопроса, облегчает ее понимание студентами.


Оформление лекции заключается, как правило, в разработке ее полного текста или план-конспекта. Полный текст лекции предполагает дословное изложение со всеми примерами, выкладками, обозначением мест, в которых планируется применение наглядности выделением фраз, после которых намечено включение и выключение ТСО. Полный текст лекции необходим при чтении лекции по особо важному учебному материалу. В план-конспекте дается краткое содержание излагаемых вопросов, фактический материал, выводы и обобщения, пометки о времени и месте демонстрации средств наглядности, а также другие пометки, необходимые преподавателю в ходе чтения лекции. В отдельных случаях преподаватель составляет краткий план лекции, включая в него обязательные входные данные и перечень вопросов с распределением их по времени.

При оформлении лекции наибольшее затруднение вызывает формулирование целевой установки. Сформулировать целевую установку – это, значит, указать, какой материал должны усвоить студенты, чему конкретно должны научиться. Содержательная часть лекции выполняется на отдельных листах бумаги. Полный текст лекции на два академических часа должен составлять до 25 страниц машинописного текста, напечатанного через два интервала. На полях лекции производится разметка текста по времени и необходимые пометки.

Вводная часть (введение)

После разработки плана необходимо, прежде всего, написать вводную часть. Здесь преподаватель коротко характеризует место и значение данной темы в курсе. Характеризует обстановку, в которой разработана теоретическая проблема, называет учебные вопросы и кратко указывает их значение. При необходимости дает обзор важнейших литературных источников и показывает особенности изучения студентами учебного материала по данной проблеме.

Вступление (введение) определяет не только тему и план, но и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию на слушание лекции. Придя на лекцию и установив контакт с аудиторией, преподаватель, не торопясь, четко и ясно называет тему лекции, дает студентам записать их. Затем переходит к изложению вводной части, в которой сообщает о месте темы в изучаемом курсе и ее значении для практической деятельности студентов, сообщает о распределении времени на тему. Если это не первая лекция по теме, преподаватель проводить связь с предшествующей лекцией. Далее он сообщает учебные вопросы и дает возможность записать их.

Проведение лекции может предусматривать различные варианты ее начала, однако в целом вводная часть лекции должна четко ориентировать студентов, присутствующих на лекции, в харак­тере рассматриваемой проблемы, а также содержать четкие указа­ния на то, что они должны усвоить на лекции, чему кон­кретно научиться.


Обычную (информативную) лекцию чаще всего начинают с объявле­ния темы. Тема формирует первое представление о лекции. Особен­но хорошо, если название будет кратким и выражать суть темы, если будет сразу привлекать внимание аудитории, активизировать его. Затем, как правило, доводятся цели лекции и вопросы лекции с таким расчетом, чтобы ориентировать студентов в содержа­нии лекции, причем вопросы лекции необходимо или выписать на доске, или напоминать, высвечивая соответствующий слайд, в качестве определенной зрительной опоры.

Структура вводной части лекции с проблемным изложением не­сколько отличается от рассмотренной и включает в себя характе­ристику ситуации и подведение обучаемых к проблеме, постановку основной проблемы, создание проблемной ситуации, а затем уже сообща­ется название темы лекции, ее цели, учебные вопросы и рекомен­дованная литература. Следующим шагом является постановка част­ной проблемы и переход к ее рассмотрению.

В любом случае вводная часть лекции не должна занимать более 5 -7 минут. Темп ее изложения, как правило, выше темпа изложе­ния содержания учебных вопросов, что заставляет обучаемых психологически собраться и сосредоточиться.

Раскрытие основных вопросов

Основные способы изложения учебного материала:

Описание-характеристика. Преподаватель применяет ее в том случае, когда нужно показать характерные признаки того или иного явления, события.

Повествование. С его помощью раскрываются какие-либо события.

Объяснение – разъяснение преподавателем смысла явлений, событий, теоретических положений, практических действий

В особых случаях преподаватель планирует и проводит лекцию в диалоговых формах.

В круг вопросов педагогического общения в ходе лекции входят такие действия преподавателя:

  • установление и поддержание контакта со студенческой аудиторией;

  • создание у студентов интереса к учебной информации на лекции;

  • достижение убедительности речи;

  • эмоциональное воздействие на студентов;

  • применение наглядных пособий и ТСО;

  • соблюдение педагогического такта во время чтения лекции.

Большое значение для установления контакта с аудиторией, для возбуждения у студентов интереса к теме имеет начало лекции. В этих целях опытные преподаватели прибегают к ярким примерам, острой постановке проблемного вопроса. При этом он постоянно помнит о том, что запас таких средств активизации внимания студентов он должен сохранять и использовать на протяжении все лекции. Поддержание внимания студентов на протяжении всей лекции преподаватель достигает логикой изложения учебного материала, его глубиной и четким формулированием основных положений. В этих целях преподаватель продуманно применяет ТСО и включает в ткань лекции материалы из профессиональной деятельности менеджера. Созданию творческой обстановки на лекции способствует тактичное обращение преподавателя к опыту студенческой аудитории.


Для мобилизации внимания студентов, активизации их мышления преподаватель ставит их в определенные проблемные ситуации, дает возможность самим прийти к необходимым выводам. Хорошо воспринимается студентами уместная ссылка на средства массовой информации. Следует избегать слов-паразитов, канцелярщины. Излишняя привязанность преподавателя к тексту лекции, недостаточность владения материалом приводит к потере контакта с аудиторией. В то же время нельзя проводить лекцию без текста, не овладев соответствующими приемами и навыками чтения лекции без опоры на записи. В таких случаях преподаватель теряет нить повествования, допускает незапланированные повторы и пропуски важных положений лекции.

Важное условие успеха преподавателя на лекции – интонация, выразительность его речи, оптимальность ее ритма и темпа, включение элементов юмора. Определяя темп речи, преподаватель должен учитывать, что студенты записывают только то, что преподаватель подчеркивает голосом, разрядкой речи, педагогическими паузами и повторами отдельных положений, приглашением обучаемых к тому, чтобы они запомнили то или иное положение, выделенное преподавателем. Цитируя источники. Рекомендуется повторить текст и назвать источник.

Основная часть лекции - изложение. В ней реализуется тема лекции, все главные узловые вопросы, приводится вся система до­казательств с использованием наиболее целесообразных методичес­ких приемов. Именно в ходе изложения основной части лекции наи­большее значение приобретает умение лектора говорить содержа­тельно и убедительно, интересно и целеустремленно. Раскрывая тему лекции, каждый вопрос лектору целесообразно заканчивать краткими выводами, логически подводящими обучаемых к следующему вопросу лекции.

Число вопросов в одной лекции, как правило, определяется от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, если это облегчает изложение и ус­воение материала.

Заключительная часть

Заключение в структуре лекции имеет также большое значение в связи с тем, что именно оно позволяет подвести итоги сказанному, закрепить и усилить впечатление, произведенное лекцией, поста­вить перед студентами необходимые задачи, указать на связь с последующим учебным материалом и порядок подготовки к следую­щему занятию, ответить на вопросы, возникшие за время лекции. После ответов на возникшие вопросы лектор заканчивает занятие.

Хорошо закончить лекцию не менее трудно, чем ее начать. От того, насколько удачно построена заключительная часть, во мно­гом зависит впечатление от самой лекции. Именно поэтому необхо­димо тщательно продумывать содержание заключительной части лекции точно так же, как и начало лекции.


Переходя к заключительной части лекции, не следует резко убыс­трять темп речи с целью уложиться в оставшееся время. Скорее все­го, такая ускоренная речь в оставшиеся несколько минут не будет полностью воспринята студентами. Лучше, если на заключитель­ную часть лекции будет оставлено время, позволяющее провести ее в полном объеме, в том числе и ответить на вопросы, возникшие в ходе лекции.

Необходимо помнить, что к важнейшим преимуществам лекционно­го обучения относится то, что лектору можно задать вопрос и тут же получить ответ. После того, как на поступивший вопрос дан полный и достаточно обоснованный ответ, преподавателю после лек­ции следует обдумать, почему заданы такие вопросы, и внести необ­ходимые коррективы в текст лекции.

Заканчивая лекцию, не следует задерживать студентов сверх отведенного времени. Это приводит к негативным последствиям, в том числе способствует нарушению расписания занятий.

Лекторское мастерство преподавателя, как и знания, составляются из мелких частиц ежедневного опыта. Это обстоятельство требует углубленного анализа результатов каждой прочитанной лекции, как по форме ее изложения, так и по ее содержанию.