Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1417

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.



Возможные реформы:

  • Государство может выступать инициатором создания или трансформации ГИС в цифровые платформы. Например, федеральный портал госуслуг (gosuslugi.ru) в  перспективе можно рассматривать как ГЦП, на которой, с одной стороны, представлены органы власти всех уровней и бюджетные организации, а с другой стороны  – физические и юридические лица. Одним из  важнейших условий трансформации портала госуслуг в платформу является привлечение к предоставлению на портале услуг негосударственных организаций, например, услуг по межеванию земельных участков. Также можно ввести или интегрировать отдельную независимую платформу с системой рейтингования аккредитованных кадастровых инженеров на основе отзывов потребителей, стоимости услуг и др. Помимо кадастровых услуг, это могут быть нотариальные услуги, услуги страхования, банковские сервисы и т.д.

  • Государство может стимулировать создание коммерческих цифровых платформ на тех рынках и в отраслях, где это экономически целесообразно. Это не должно означать исключительно выделение бюджетных средств на создание цифровых платформ. Это могут быть стимулы нескольких видов, например, предоставление доступа к важным для формирования цифровой платформы данным из  ГИС, перечням, реестрам и  т.д. (например, данные о недвижимости и наложенных на нее обременениях являются важными для запуска сервисов продажи и аренды недвижимости)

Государство может делегировать часть регуляторных функций уже созданным или создаваемым рыночным платформам, тем самым сокращая масштабы госрегулирования. В действующей модели государственного регулирования объектом регулирования являются участники рынка, которые, в зависимости от осуществляемой деятельности, должны получать государственные лицензии (разрешения), периодически проходить проверки, предоставлять отчетность, оплачивать налоги (сборы) и т.д. При переходе участников рынка на платформу последняя берет на себя часть функций регулятора. Например, допуск участников через систему соответствия заданным критериям, контроль качества услуг и система страхования вместо государственного контроля.



20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).


Новый проектный подход к решению поставленных задач и целевое финансирование нацпроектов породили большие ожидания качественного улучшения социальной политики федеральных властей. Однако реализация нацпроектов показала не только достижения, но и значительные недоработки федеральной власти:

Во-первых, национальные проекты не имеют четкой научно проработанной программы.

Во-вторых, весьма противоречиво отношение общества к приоритетным национальным проектам.

Национальный проект «Образование» ставит целью ускорение процессов модернизации российского образования, приведение его в соответствие с развивающимися запросами общества и экономики страны.

Одним из существенных недостатков реализации национального проекта «Образование» является избирательность. При таком распределении финансовой поддержки, во-первых, невозможно надеяться на научно-профессиональную и общественную поддержку этих проектов, а во-вторых, стирается главный признак национального проекта – всенародность.

Еще одно из направлений реализации ПНП «Образование», вызывающих оживленные дискуссии, – это нормативно-подушевой принцип финансирования общего образования. По мнению некоторых экспертов, предлагаемый принцип является разрушительным для существующей сферы образования. Следствием предлагаемого принципа стало то, что зарплата учителей зависит от количества учащихся в школе. В результате российские школы потеряют свои лучшие кадры. Некоторым школам придется закрыться.

Проблемы реализации национального проекта «Здравоохранение»:

Финансирование. Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». Тяжелее решался вопрос о «северной надбавке». Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» возмещается только тем, кто обращается за этим в суд.



Оплата труда. Одним из существенных недостатков проекта является попытка раскола медицинского сообщества путем повышения зарплаты отдельным категориям медицинских работников. Повышение уровня оплаты труда отдельным категориям (муниципальным) врачам первичной медико-санитарной помощи хотя и явилось оправданным, но в действительности внесло раскол во врачебное сообщество, что свидетельствует о непродуманности данного вопроса.


21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.


Особенности современной социальной политики государства в РФ заключаются в переходе от краткосрочных и среднесрочных программ модернизации и развития социальной сферы к разработке долгосрочных концепций (стратегий) социально-экономического развития страны с органичным включением в них целей, задач и разделов, посвященных комплексной реализации социальной политики, в том числе в ведущих отраслях социальной сферы. При этом определяется их общая нацеленность на развитие человеческого капитала и человеческого потенциала.

Ключевая роль комплекса отраслей социальных услуг в развитии человеческого потенциала и капитала определена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее — Концепция).

Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования, здравоохранения и других отраслей социальной сферы, формирующих человеческий капитал и потенциал. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого капитала и потенциала, которые характеризуются:

  • — сокращением численности трудоспособного населения;

  • — растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;

  • — низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг.


В результате реализации Концепции планируется достигнуть следующих результатов:

  • — преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;

  • — повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;

  • — обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы;

  • — переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности;


  • — обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;

  • — создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;

  • — создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;

  • — обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта;

  • — улучшение экологических условий жизни человека;

  • — снижение уровня преступности;

  • — обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование современной профессиональной культуры и др.


Развитие после 2020 г. будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

Приоритеты политики в области развития человеческого потенциала в этот период включают следующее:

  • — улучшение качества социальной среды и здоровья нации, выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;

  • — ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для развитых стран;

  • — переход к комфортному типу расселения, доступному для основной массы населения;

  • — снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран.

В 2011 г. по заданию Правительства РФ научно-экспертным сообществом был подготовлен итоговый доклад “Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика”[1] (далее — Стратегия), в котором представлены альтернативные подходы к инновационному развитию экономики и высшей школы РФ с учетом последствий мирового финансово- экономического кризиса 2008-2009 гг. Обновленная Стратегия-2020 в качестве главной задачи ставит выход “на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества”. При этом важными задачами являются обеспечение опережающего развития высокотехнологичного сектора экономики страны, технико-технологической модернизации реального сектора экономики и значительного роста производительности труда в его ведущих отраслях.


Данная Стратегия предлагает задействовать факторы конкурентоспособности, которые были недоиспользованы в прошлом периоде: “относительно высокое качество человеческого капитала и определенный научный потенциал”. Такой маневр подразумевает, в частности, обновление социальной политики. “Новая социальная политика должна более полно учитывать интересы тех слоев общества, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Она призвана создавать комфортные условия для реализации такого потенциала и соответствовать более высоким социальным стандартам. С экономической точки зрения это представители среднего класса, доходы и социальные установки которых позволяют им выбирать модели трудового поведения и потребления. С культурной точки зрения это люди с высшим образованием, ориентированные на компетенции инновационной и постиндустриальной экономики”. Для того чтобы граждане с высшим образованием стали креативным классом — локомотивом инновационного социально-экономического развития страны, необходимо существенно поднять их социальный статус (оплату труда, жилищные условия, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание). Это прежде всего касается работников бюджетного сектора социальной сферы и молодых специалистов с высшим образованием. В новой Стратегии справедливо отмечается, что “необходимый вклад государства в формирование класса креативных профессионалов -— конкурентоспособная оплата труда в бюджетном секторе. Надо довести до конца движение к “эффективному контракту”, начавшееся в 2004-2010 гг. с государственных служащих и распространившееся в 2011 г. на школьных учителей. Задача 2012-2016 гг. — введение эффективного контракта с врачами, преподавателями вузов, работниками культуры”.

Авторы Стратегии предлагают ориентироваться на развитие постиндустриальной экономики. При этом, по мнению ряда ученых, нашей стране необходима “новая индустриализация” для преодоления негативных последствий деиндустриализации в переходный период с приоритетным развитием современного машиностроения и обрабатывающих отраслей промышленности как основы модернизации и диверсификации национальной экономики, дополняемой обновлением социальной сферы. “Креативный класс — люди творческого труда, создающие инновации уже в ходе своей обычной работы. Именно они будут обеспечивать решающие конкурентные преимущества в соревновании экономик XXI в.... Это предопределяет необходимость качественно иного подхода ко всем отраслям, связанным с развитием человеческого капитала”, — указано в Стратегии. “Задача восстановления и закрепления сравнительных преимуществ в области человеческого капитала является первоочередной для данной Стратегии как с позиции обеспечения экономического роста, так и устойчивости социальной политики”.