Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1382
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
Следует отметить особую позицию некоторых субъектов РФ в регулировании территориальных вопросов. Например, Конституция Кабардино-Балкарской Республики гарантирует целостность и неприкосновенность территории республики (ч. 2 ст. 5) и не упоминает, что она входит в состав территории РФ. О неделимости республики говорится и в ст. 2 этой Конституции. Кроме того, в собственном ведении республики находятся государственное устройство, территория республики (п. "в" ст. 69), что, как отмечалось выше, не вполне соответствует ст. 71 Конституции РФ, относящей и федеративное устройство, и территорию РФ к исключительному ведению Федерации. Более того, в ч. 1 ст. 67 Конституции РФ указано, что территория РФ включает территории субъектов РФ.
Территория каждого субъекта РФ имеет административную границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Под административной границей субъекта РФ понимается государственно признанная и установленная линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая предел территории субъекта РФ, т.е. пространственный предел его юрисдикции. Административными границами являются только те, которые разграничивают территорию между самими субъектами РФ.
Субъект РФ может иметь внешнюю границу, отделяющую его от иностранных государств, которая является вместе с тем Государственной границей РФ. Субъект РФ не вправе определять статус и защиту государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, поскольку эти вопросы находятся в ведении Федерации и основаны только на Конституции РФ (п. "н" ст. 71) и международных договорах РФ и регулируются текущими федеральными нормативными правовыми актами.
Границы между субъектами РФ не имеют статуса государственных границ. Это означает, что при пересечении границы субъекта РФ не могут взиматься таможенные пошлины и сборы; создаваться пункты пропуска через границу, пограничные посты.
Территориальные границы субъектов РФ нередко в общих чертах описываются в региональных основных законах. Так, согласно ст. 5 Устава Нижегородской области "область граничит со следующими субъектами Российской Федерации: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Владимирская область, Ивановская область, Кировская область, Костромская область, Рязанская область. Границы области согласовываются с граничащими с областью субъектами Российской Федерации".
Более детальное описание территориальных границ содержится в Уставе Ростовской области: "На западе граница Ростовской области совпадает с государственной границей Российской Федерации с Украиной, на севере, востоке и юге Ростовская область имеет административную границу с субъектами Российской Федерации - Воронежской областью и Волгоградской областью, Республикой Калмыкия, Ставропольским краем и Краснодарским краем. На западе в Таганрогском заливе Азовского моря граница Ростовской области совпадает с морской государственной границей Российской Федерации с Украиной и проходит административная граница с Краснодарским краем. На востоке административная граница Ростовской области с Волгоградской областью частично проходит по Цимлянскому водохранилищу" (ч. 2 ст. 11).
В Уставе Новосибирской области перечислены граничащие с территорией области субъекты РФ (Алтайский край, Кемеровская, Омская и Томская области), а также содержится положение, согласно которому "часть границы Новосибирской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Республикой Казахстан" (ст. 4). В нем в отличие от Устава Нижегородской области зафиксировано, что границы Новосибирской области установлены федеральным законодательством. Сходное положение имеется и в Уставе Смоленской области: "Границы Смоленской области как субъекта Российской Федерации закрепляются федеральным законодательством" (ч. 2 ст. 15).
В ст. 85 Устава Свердловской области закреплено: "Границы Свердловской области определяются соглашениями с сопредельными субъектами Российской Федерации и обозначаются на местности".
Устав Ивановской области содержит положение о том, что границами области являются границы между Ивановской областью и сопредельными субъектами РФ. Согласованные с сопредельными субъектами РФ границы Ивановской области утверждаются областным законом об описании границ области (ст. 6).
Территориальные границы субъектов РФ сформировались еще в советский период, в разное время утверждались актами федеральной власти. В ряде конституций и уставов субъектов есть упоминание об этих актах как о правовой основе пределов территориальных границ соответствующих субъектов. Например, согласно ч. 1 ст. 2 Устава Белгородской области пределы административных границ территории установлены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 г. Сходная норма имеется и в Уставе (Основном законе) Орловской области: территория области в пределах административной границы, установленной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 г., является неотъемлемой частью территории РФ и составляет 24,7 тыс. кв. км (ч. 2 ст. 10). Устав Тюменской области содержит ссылку на Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 августа 1944 г., которым установлены границы Тюменской области (ч. 1 ст. 2). В Уставе Воронежской области зафиксировано, что область образована Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 13 июня 1934 г. и занимает территорию общей площадью 52,6 тыс. кв. км в границах, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1954 г. Согласно ч. 1 ст. 13 Устава Ростовской области область образована 13 сентября 1937 г. Постановлением ЦИК СССР "О разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область".
Весьма своеобразно положение Устава (Основного закона) Волгоградской области о правовой основе границ данного субъекта РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Устава территория области "определена границами, существующими на момент подписания Федеративного договора". По существу, правовая основа территориальных границ области здесь не указана, поскольку Федеративный договор не является учредительным, он не устанавливает и не меняет территориальные границы, а лишь разграничивает компетенцию между органами государственной власти федерального и регионального уровней.
Некоторые субъекты РФ связывают существующие территориальные границы с днем принятия их основного закона. Например, в Уставе Магаданской области закреплено, что "территория Магаданской области определяется существующей границей на день принятия настоящего Устава". Конституцией Чувашской Республики предусмотрено, что территория республики определяется существующими границами на момент принятия данной Конституции (ч. 1 ст. 60). Получается, что вопрос установления территориальных границ находится в ведении данного субъекта РФ, хотя это не согласуется с положениями ст. 71, ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, так как затрагиваются интересы иных субъектов, прежде всего сопредельных, и всей федерации в целом. Не случайно многие основные законы содержат положение, сходное с тем, которое закреплено в Уставе Сахалинской области: "Линия границы территории Сахалинской области определяется в соответствии с федеральным законом" (ч. 2 ст. 3). В Уставе Красноярского края "границами края признаются его границы, существующие на момент принятия настоящего Устава, определенные в установленном порядке органами государственной власти РСФСР и Российской Федерации" (ч. 1 ст. 30). Данная норма представляется юридически точной и соответствующей Конституции РФ.
Специфика формулировки Устава Камчатского края обусловлена объединением Камчатской области с Корякским автономным округом. Согласно ч. 2 ст. 11 границы Камчатского края совпадают с границами Камчатской области на день вступления в силу Федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" и охватывают территории двух ранее граничивших между собой объединившихся субъектов РФ - Камчатской области и Корякского автономного округа.
Отличается своеобразием положение преамбулы Устава Саратовской области: "Императорским Указом в 1780 году в г. Саратове было учреждено наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией. В 1796 году губерния была ликвидирована, а 5 марта 1797 года вновь восстановлена и имела этот статус до 1928 года. В 1928 году была образована Нижне-Волжская область с центром в г. Саратове и в этом же году переименована в Нижне-Волжский край. Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижневолжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью. Ныне действующие границы Саратовской области определены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года".
Подробное описание границ субъектов РФ, как правило, содержится в их законах, на что есть указания в конституциях (уставах) субъектов. Так, Уставом Нижегородской области определено, что описание границ Нижегородской области утверждается законом области. Аналогичная норма имеется в Уставе Иркутской области (ч. 1 ст. 3).
В ряде (конституций) уставов не уточняется форма регионального нормативного акта, определяющего территориальные границы субъекта РФ. Например, в соответствии с Уставом Свердловской области официальным документом, фиксирующим границы Свердловской области, является их описание, содержащее необходимые сведения и картографические материалы. Устав Саратовской области признает официальным документом, фиксирующим границы области, "описание границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы" (ст. 5). Согласно Уставу (Основному закону) Орловской области "документами, определяющими границы области, являются Описание границ области и картографические материалы области" (ч. 3 ст. 10).
Отдельные субъекты РФ на описание территориальных границ уполномочивают высшее должностное лицо. Так, в соответствии со ст. 5 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа официальным документом, закрепляющим границы автономного округа, является описание границ автономного округа, содержащее картографические материалы, утверждаемое постановлением губернатора автономного округа.
В некоторых субъектах РФ описание территориальных границ содержится непосредственно в основном законе. Например, в приложении к Уставу Воронежской области, содержащем картографические материалы, описываются ее границы.