Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1458
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
Собственная территория субъекта РФ является одним из непременных элементов его конституционно-правового статуса, о чем субъекты РФ нередко упоминают в своих конституциях (уставах). Например, в уставах Тверской (ст. 2), Волгоградской (ч. 3 ст. 1), Белгородской (ч. 2 ст. 1) и Ивановской (ч. 2 ст. 1) областей, Забайкальского (ч. 1 ст. 1) и Камчатского (ч. 1 ст. 1) краев перечень элементов статуса области как субъекта Федерации открывает территория. Устав Алтайского края в ст. 3, посвященной основным характеристикам правового статуса края как субъекта РФ, провозглашает: "Правовой статус Алтайского края как субъекта Российской Федерации определяется наличием... конституционно-правовых гарантий территориальной целостности Алтайского края".
Вместе с тем анализ названия гл. II "Территория и статус области" Устава Кировской области позволяет сделать вывод, что в этом регионе в структуру статуса субъекта РФ не включается территория. В Уставе Мурманской области гл. I "Основы конституционно-правового статуса области" содержит положения о таких элементах статуса, как законодательство, флаг, герб, символика, но о территории в ней также не упоминается. Подобным образом данные вопросы регулируются в Уставе Нижегородской области.
Конституция РФ называет один из видов субъектов РФ - республики - государствами, другие субъекты в ней не определяются. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ использование в ст. 5 Конституции РФ понятия "республика (государство)" не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает некоторые особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. Поэтому территория субъекта РФ не может именоваться "территория государства" в общепринятом в конституционном и международном праве смысле.
Системный анализ конституционных положений дает основания утверждать, что в состав Российской Федерации включены государства, государственно-территориальные и национально-государственные образования, территории которых являются пространственным пределом их власти. Юрисдикция органов государственной власти субъектов РФ распространяется на их территорию. Об этом нередко упоминается в основных законах субъектов РФ. Например, согласно Уставу Пермского края "Пермский край как равноправный субъект в составе Российской Федерации обладает в границах своей территории всеми властными полномочиями субъекта Российской Федерации, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иным законодательством края" (ч. 1 ст. 1).
На территории субъекта РФ действуют помимо федерального законодательства конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты данного субъекта. В большинстве региональных учредительных документов закреплено правило об их прямом действии и применении на всей территории соответствующих субъектов РФ. Так, согласно ст. 1 Устава Томской области ее "...Устав... обладает прямым действием и распространяется на всех граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории области, а также на юридических лиц, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории области или осуществляющих на ней свою управленческую, предпринимательскую либо иную деятельность. Устав области подлежит исполнению наравне с законами, действующими в области, и обеспечивается защитой государства".
Территории субъектов РФ отличаются по размерам, например, территория Адыгеи составляет 7,6 тыс. кв. км, а Саха (Якутии) - 3102 тыс. кв. км, однако при этом все субъекты равноправны. Есть и иные территориальные отличия. Так, Сахалинская область отделена от основной части сухопутной территории РФ Татарским проливом, а Калининградская область - единственный субъект РФ, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными водами.
Вхождение субъектов в состав Российской Федерации предопределяет ограниченность их самостоятельности в отношении территории, как, впрочем, и остальных элементов их статуса.
Территория субъекта РФ не упоминается в перечнях предметов федерального и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, из чего нередко делается вывод об отнесении этого предмета к собственному ведению субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Согласно п. "б" ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеративное устройство и территория РФ, территориальное устройство субъектов РФ не отнесено к предметам ее ведения.
Большинство региональных основных законов к предметам ведения субъекта РФ относит его административно-территориальное устройство (п. 2 ч. 5 ст. 10 Устава Иркутской области, п. 3 ч. 2 ст. 18 Устава Ивановской области) и порядок его изменения (п. 2 ч. 2 ст. 23 Устава Свердловской области
, п. 3 ст. 5 Устава Камчатского края).
Наряду с этим отдельные республики к своему ведению относят не просто административно-территориальное устройство, а "государственное устройство, статус и территорию республики" (п. 2 ст. 38 Конституции Республики Саха (Якутия); "государственное устройство, территорию республики" (п. "в" ст. 69 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). Данное обстоятельство оценивается неоднозначно.
С одной стороны, как указывалось выше, Конституция РФ признает республики государствами, следовательно, можно говорить об их государственном устройстве. Тем более что и Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 января 1997 г. N 1-П указал, что территориальное устройство государства "как способ организации публичной власти, основа построения и функционирования системы органов государственной власти имеет существенное значение для характеристики конституционно-правового статуса республики (государства) в качестве субъекта Российской Федерации"; из Конституции РФ "вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении республик, входящих в состав Российской Федерации, - их территориальное устройство. Поэтому вопрос о своем территориальном устройстве... республика вправе решить сама".
С другой стороны, термин "государственное устройство" в конституционном праве применяется к суверенным государствам, поэтому его использование применительно к субъектам РФ вряд ли оправданно. Следует отметить, что и Конституционный Суд РФ в отношении субъектов РФ использует не этот термин, а категорию "территориальное устройство".
Безусловно, территория субъекта РФ не может быть предметом его исключительного ведения хотя бы потому, что согласно ст. 67 Конституции РФ территории субъектов включены в территорию РФ. Изменение территории субъектов РФ невозможно в одностороннем порядке, без участия в этом процессе федеральных органов, которое выражается в утверждении Советом Федерации изменения границ между субъектами РФ (п. "а" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).
Кроме того, Российская Федерация устанавливает территориальные основы муниципального устройства в субъектах РФ исходя из п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На федеральном уровне регулируется также статус отдельных территориальных единиц, в частности ЗАТО, наукоградов.
Наконец, как справедливо отмечается в литературе, субъекты РФ регулируют свое территориальное устройство в соответствии с конституционными нормами и принципами, а также исходя из государственно-территориального устройства, которое, в свою очередь, также закреплено в Конституции РФ.
В конституциях некоторых республик в отношении их территорий содержится указание на историческое расселение на ней коренного этноса. Например, в Конституции Республики Адыгея говорится, что на территории республики исторически сложилась общность людей - проживающий здесь адыгский народ (ст. 51). Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает, что территория республики принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов (ч. 1 ст. 44). Согласно ст. 3 Конституции Республики Коми образование республики и ее название связаны с исконным проживанием на ее территории коми народа. Весьма своеобразны положения Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия: "Территория Республики Калмыкия используется и охраняется как основа жизни и деятельности народа Калмыкии" (ст. 5). "Республика Калмыкия привержена принципам мира и добрососедства, ее территория не может быть использована для угроз и применения силы в отношении соседей, вмешательства в их дела" (ст. 6).
В ряде основных законов субъектов РФ указываются размеры территорий соответствующих субъектов. Например, в Уставе Ростовской области указано, что территория Ростовской области составляет 100,8 тыс. кв. км (ч. 1 ст. 11).
Территория субъекта РФ является неотъемлемой частью территории РФ (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). В литературе можно встретить утверждение, что "территория Федерации разграничивается на субъектную и федеральную ее части, последняя при этом имеет безусловные правовые приоритеты". Можно подумать, что "субъектная часть" не входит в "федеральную часть", что, безусловно, неверно. Конституционное положение "территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов" довольно четкое и недвусмысленное.
Из этого положения вытекает, что субъект РФ не вправе совершать действия, направленные на отделение, разделение, иное нарушение целостности территории единого федеративного государства. Конституции (уставы) большинства субъектов РФ вслед за федеральной Конституцией провозглашают, что их территория является составной частью единой территории РФ, подтверждая тем самым юрисдикцию федеральной власти на своей территории (ч. 2 ст. 1 Конституции Чеченской Республики, ч. 1 ст. 15 Устава Смоленской области, ч. 1 ст. 4 Устава Свердловской области, ст. 1 Устава Иркутской области, ч. 1 ст. 2 Устава Ярославской области).
Необходимо отметить, что в начале 1990-х гг. положения конституций многих республик противоречили федеральным конституционным нормам, игнорировали факт их нахождения в составе России. Так, в первоначальной редакции Конституции Башкортостана 1993 г. было закреплено, что территория Республики не может быть изменена без волеизъявления проживающих в ней башкир и представителей других народов, выраженного путем референдума. Если в общем референдуме не примет участия башкирская часть населения, то референдум и его результаты недействительны.
В современной редакции основных законах субъектов РФ часто закрепляется принцип единства и целостности их территории, составляющей неотъемлемую часть территории РФ.
Например, в ст. 1 Конституции Карачаево-Черкесской Республики закреплено: "Территория Карачаево-Черкесской Республики является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации. Ее границы не могут быть изменены без согласия народов Карачаево-Черкесской Республики". В соответствии со ст. 1 Конституции Чеченской Республики территория Республики "является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации". Конституция Республики Алтай (Основной закон) устанавливает, что "территория Республики является исконной землей традиционного расселения ее коренного и других народов, обеспечивает сохранение их самобытности. Территория республики - часть территории Российской Федерации, она целостна, неотчуждаема, неделима, и ее граница не может быть изменена без согласия Республики Алтай" (ст. 10).
Своеобразное положение содержится в преамбуле Конституции Республики Алтай (Основного закона), объявляющей условием сохранения исторической территории и образования государственности республики "добровольное вхождение алтайцев в состав России и длительное нахождение под ее юрисдикцией". Устав Красноярского края в дополнение к положению о том, что территория края является составной частью территории РФ и обладает внутренним единством и целостностью, устанавливает запрет деления "территории края на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования" (ч. 1 ст. 29).
В ч. 1 ст. 29 Устава Красноярского края предусмотрено, что "территория края не делится на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования".