Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1400
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
Прилегающая к государственной границе территория государства, выполняющая особые приграничные функции и обладающая в связи с этим специфическими особенностями, называется приграничной территорией. Приграничная территория РФ включает пограничную зону российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, где установлен пограничный режим пунктов пропуска через государственную границу, а также территорий административных районов и городов, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе.
Дисциплина (модуль) «Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления: проблемы правового регулирования и разграничения»
1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В 90-е гг. прошлого века многие важнейшие для России вопросы федеративных отношений решались исключительно путем заключения договоров между органами власти Российской Федерации и ее субъектов. Такие договоры устраняли некоторые текущие проблемы в правовом регулировании и государственном управлении, но вместе с тем, порождали другие, поскольку многие положения договоров не соответствовали Конституции и федеральному законодательству. «Особенность этих документов в том, что они стремились подчеркнуть договорный, а не конституционный характер современной России, как бы принизить значение норм Конституции РФ 1993 г., тем более, что некоторые из них приняли несколько раньше свои конституции (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Саха, Кабарда), многие нормы которых нередко противоречили и продолжают противоречить Конституции РФ».
Оценить роль договоров в реализации федеративных отношений весьма не просто. Они нередко способствовали решению конкретных практических вопросов жизни субъектов РФ, заметно снижали конфликтность отношений, но зато усилили «ассиметрию субъектов РФ и в целом центробежные процессы в стране».
Развитие российской государственности потребовало поиска рациональных путей реализации положений Конституции РФ, затрагивающих вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Цель заключается в том, чтобы решение публичной властью стоящих перед ней задач осуществлялось на том уровне, который способен сделать это наиболее эффективно, с обеспечением вытекающих из Конституции РФ принципов, гарантий и стандартов. В этой связи вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий - центральный вопрос федеративных отношений.
Президент РФ в своих Посланиях Федеральному Собранию отмечал важность разграничения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Здесь еще немало проблем, что «связано, прежде всего, с вертикальной разбалансированностью исполнительной власти, когда между ее уровнями нет четкого разграничения полномочий, а, следовательно, и ответственности перед населением за их осуществление».
Так, в сфере исполнительной власти осуществляется взаимодействие между Президентом РФ и главами исполнительной власти субъектов РФ, или Правительством России и органом исполнительной власти субъектов РФ.
Часть 2 ст. 85 Конституции РФ предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина доя решения этого вопроса соответствующим судом.
По мнению А.В. Безрукова, «дело в том, что ст. 77 Конституции РФ устанавливает единую систему исполнительной власти лишь в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Однако согласно ч.4 и 6 ст.76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах его ведения, действует нормативно правовой акт субъекта РФ».
Нельзя согласиться с мнением А.В. Безрукова о том, что «Президент вправе реализовывать свои полномочия лишь в указных пределах, тогда как ч.2 ст. 85 значительно расширяет его прерогативу».
В этом вопросе данное право Президента РФ закрепляется в ст. 29 Федерального закона от №131-фз от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации». Согласно этой статье Президент РФ вправе приостанавливать действие акта высшего должностного лица субъекта РФ, а также действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ. Данное право Президента России проистекает из его статуса гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), из принципов единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5) и единства системы исполнительной власти (ч.2 ст. 77).
Взаимодействие в сфере исполнительной власти осуществляется не только Президентом РФ и Главами регионов, но и между главами других органов государственной власти субъектов РФ. Здесь речь идет о месте и роли института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Во время проведения реформ меры по укреплению властной вертикали, касающиеся непосредственно сферы исполнительной власти, проводимые главой государства, приобретают исключительную актуальность.
Определенный общественный резонанс вызвал Указ Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. о полномочном представителе Президента в федеральном округе и Положение о нем, утвержденное данным Указом.
Проведение данной реформы нельзя рассматривать как попытку нарушения административно территориального устройства России, поскольку статус и целостность субъектов Федерации сохраняются. Но вызывает сомнение то, что данная мера направлена на укрепление вертикали исполнительной власти в Российской Федерации, что соответствует ст. 77, 78 Конституции РФ. Это признал сам глава государства в своем Послании Федеральному Собранию России, где говорится о том, что суть данного решения не в укрупнении регионов, а в укрупнении структур президентской вертикали в пределах территорий, не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочнения федерализма.
Конституция Российской Федерации указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий - конституционный, договорный и законодательный. Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения, а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Конституции России не используется термин «исключительное» ведение Федерации, но содержание вопросов ст. 71 Конституции, раскрывающие содержание суверенитета Российской Федерации, позволяет их оценивать именно в этом качестве. «Исключительность» предметов ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции российской Федерации, выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь в исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.
Проблема разграничения полномочий органов государственной власти особенно актуальна для сферы совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Конституция Российской Федерации не содержит перечня предметов ведения субъектов Российской Федерации. Формулировка ст. 73 Конституции говорит о полноте государственной власти субъектов Российской Федерации, которой они обладают вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Сами предметы ведения в Конституции РФ сформулированы не совсем удачно - они не разграничены по характеру оказываемого воздействия на сферы правового регулирования и сферы государственного управления, в которых осуществляются полномочия органов государственной власти.
В результате все смешалось: федеральная государственная собственность и гражданское законодательство, природопользование и земельное, водное, лесное законодательство и т.д. Если для предметов ведения Российской Федерации это «переплетение» терпимо, то для совместных предметов ведения такая структура неприемлема.
2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).
В условиях федеративного государства на одной и той же территории действуют две государственные власти: федеральная власть и власть субъектов федерации. Это во многом определяет статус субъектов федерации и характер их взаимоотношений между федерацией и ее субъектами.
Как показывает мировой опыт, не существует единого подхода к разграничению предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. В различных странах размежевание предметов ведения федерации и ее субъектов осуществляется неодинаковым способом. Их точная классификация затруднена, поскольку имеются разные исключения и оговорки. Каждая федерация неповторима и обладает только ей присущими характерными чертами.
Несмотря на это, представляется возможным, выделить несколько вариантов размежевания предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами.
Первый вариант характеризуется установлением в конституции исключительной компетенции федерации, а все остальные вопросы относятся к ведению ее субъектов. При данном варианте только федерация и ее органы обладают полномочиями регулировать соответствующие области и вопросы общественной жизни. Однако это не лишает возможности в отдельных случаях федерации делегировать те или иные права ее субъектам. К странам с такой системой относятся США, Австралия, Швейцария и др.
Из преимуществ данного способа можно выделить простоту, четкость и ясность. Однако отсутствие конкретного определения полномочий субъектов федерации создает угрозу для их гарантированности от излишнего вмешательства федерации, особенно если ее предметы ведения и полномочия определены не достаточно четко. Примером может послужить Конституция СССР, где вместе с конкретным перечнем предметов ведения и полномочий Союза содержалась оговорка, что ему принадлежат и другие полномочия. Результатом закрепления данного положения была возможность союзных органов принимать решения практически по любому вопросу, что нарушало принципы подлинного федерализма.