Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1444

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.



Вместе с тем организация совместной деятельности по удовлетворению общественных потребностей органами местного самоуправления и органами государственной власти не только возможна, но может быть и необходима. Однако, такая деятельность может осуществляться либо в рамках совместных целевых проектов, либо через финансирование муниципальных программ социально-экономического развития из средств вышестоящих бюджетов на принципе субсидиарной ответственности, либо через договорные отношения.

Проблемы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в отраслевых федеральных законах

В части 1 статьи 19 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что "полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления".

Пунктом 4 части 7 статьи 85 Федерального закона №131-ФЗ Правительству РФ предписывалось до 1 января 2005 года внести в Государственную Думу законопроекты о внесении изменений и дополнений в федеральные законы, которыми органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, в целях их приведения в соответствие с требованиями главы 4 Федерального закона №131-ФЗ. Правительству также должно было внести в Государственную Думу законопроекты в целях приведения федеральных законов в соответствие с требованиями статей 17 и 18 Федерального закона№131-ФЗ.

Однако данные предписания, фактически, не выполнены.

Перечисленные во вводной части статьи федеральные законы по разграничению полномочий не решили задачу системного правового регулирования полномочий органов публичной власти, скорее еще более разбалансировали правовое регулирование в этой сфере.

В результате возникла неопределенность в интерпретации правовых последствий введения понятия "отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления", а также в правоприменительной практике указанных законов.

Очевидно, чтобы как-то решить эту проблему в Федеральный закон №131-ФЗ были внесены изменения, которые, однако, скорее усугубили проблему.


Статья 20 была дополнена Федеральным законом от 31.12.2005 №199-ФЗ следующими положениями:

"4. Органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие:

1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий;

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.".

Из данной нормы следует, что речь в ней идет о государственных полномочиях, право участвовать в решении которых определено федеральным законом, который принимается в ином порядке, чем установленном в статье 19 (то есть не в прядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями).

В настоящее время федеральных законов (насколько известно автору), реализующих данное положение не принято. Что имели в виду авторы данного положения под согласованием с органами местного самоуправления участия в осуществлении государственных полномочий, и что подразумевается под "возможностью и пределами правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий" помимо правового регулирования, осуществляемого в обычном порядке, трудно представить.

Федеральным законом от 18.10.2007 № 230-ФЗ статья 20 дополнена еще одним "шедевром" современного законотворчества – частью 41.

"41 Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий".

Кроме очевидной бессмыслицы этого текста (чтобы что-то делать всегда нужно принять решение об этом) неясно, как эта "норма" соотносится с положениями части 4.

Положения Федерального закона №131-ФЗ сужают содержание понятия "вопросы местного значения", до тех предметов ведения органов местного самоуправления муниципальных образований, которые изложены в статьях 14-16 , тогда как в положениях Конституции Российской Федерации это понятие используется в широком смысле как предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований.



В результате вышеизложенных недостатков правового регулирования в правоприменительной практике зачастую считается, что как бы существуют легальные предметы ведения органов местного самоуправления – перечисленные в статьях 14-16 Федерального закона №131-ФЗ, и полномочия органов местного самоуправления по вопросам, не перечисленным в указанных статьях, определение статуса которых вызывает затруднения на практике.

В частности, некоторые авторы, правоприменители, а иногда даже надзорные органы считают, что органы местного самоуправления вправе не исполнять (или даже не должны исполнять) положения федеральных законов, устанавливающие полномочия органов местного самоуправления по вопросам не перечисленным в статьях 14-16 Федерального закона №131-ФЗ. Однако никаких конституционно-правовых оснований чтобы считать недействующими положения федеральных законов, если они не признаны таковыми решением суда, не отменены или не признаны утратившими силу, не имеется.

Также распространенным недостатком является дублирование положений отраслевых федеральных законов в положениях Федерального закона №131-ФЗ и обратное.

Такое положение свидетельствует об отсутствии правовых принципов регулирования полномочий органов местного самоуправления в федеральных законах.

Проблемы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в законах субъектов Российской Федерации

Как уже отмечалось, концепция разграничения полномочий утверждает, что основной массив регулятивных и контрольных полномочий должен быть сосредоточен на федеральном уровне. В части разграничения полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации такой подход привел к мнению, что осуществлять правовое регулирование по вопросу совместного ведения субъектам Федерации должно быть "разрешено" федеральным законом, то есть в федеральном законе должно содержаться прямое предписание о необходимость регулирования данного вопроса законом субъекта Федерации.

На взгляд автора, такой подход противоречит Конституции Российской Федерации. Никаких ограничений, кроме того, чтобы законы субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения не противоречили федеральным законам (и естественно Конституции) в Конституции Российской Федерации не содержится и, следовательно, не может быть установлено федеральным законом (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).


В отношении правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, такой подход тормозит развитие регионального муниципального права и создает проблемы в правоприменительной практике.

Например, в различных положениях Федерального закона от 6 октября 2006 года №131-ФЗ имеется более 30 отсылок к законам субъектов Российской Федерации и предписаний, возлагающих регулирование тех или иных вопросов на законодательные акты субъектов Российской Федерации. При этом в Федеральном законе не указывается (и не может указываться), какими именно законами субъектов Федерации должны регулироваться эти вопросы и как должны называться указанные законы.

Следовательно, отсутствие в Федеральном законе прямого предписания о необходимости или о праве принятия субъектами Российской Федерации законов, регулирующих вопросы организации местного самоуправления в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации, не может трактоваться как запрет на правовое регулирование этих вопросов субъектами Российской Федерации.

Проблемы правового регулирования наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Помимо определения законами собственных полномочий органов местного самоуправления, Конституция Российской Федерации предусматривает процедуру наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно осуществляться законом с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В соответствии с положениями статьи 19 и пунктом 4 части 7 статьи 85 Федерального закона №131-ФЗ Правительству Российской Федерации предписывалось до 1 января 2005 года провести "инвентаризацию" федеральных законов и установить полномочия органов местного самоуправления, которые целесообразно определить как отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления. Однако это предписание не было выполнено.

На настоящее время, указанное положение Конституции реализовано в отношении ведения органами местного самоуправления первичного воинского учета, а также регистрации актов гражданского состояния.


Пример неэффективного разграничения полномочий представляют изменения, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2005 года №199-ФЗ в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", устанавливающие, что "полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета".

Во-первых, регистрация актов гражданского состояния (рождения, вступления в брак, и смерти) по своей правовой природе должна входить в компетенцию органов местной власти, поскольку тесно связаны с местом жительства человека (исторически регистрация актов гражданского состояния ведет происхождение с учета прихожан в церковно-приходских книгах, то есть имеет общинную природу, такую же, как и органы местной власти).

Во-вторых, такое двухступенчатое делегирование полномочий бессмысленно с точки зрения управления, так как сами функции ограничены и однозначно определены, просты с точки зрения исполнения, перечень документов и их формы установлены Федеральным законом, их исполнение не требует правового регулирования в региональном законодательстве и на уровне органов местного самоуправления, а также, фактически, не требуют постоянного контроля, надзора, сопровождения или методического обеспечения.

В-третьих, такое двухступенчатое делегирование полномочий крайне неэффективно, с точки зрения финансового обеспечения, так как влечет значительные административные издержки и неизбежно приведет к уменьшению финансирования этих полномочий, поскольку решению будут приниматься на уровне власти "высоко" и "далеко" отстоящем от уровня, непосредственно осуществляющего эти полномочия, и абсолютно незаинтересованным в качестве этих услуг и не несущим никакой прямой ответственности перед потребителями этих общественных услуг.

В большинстве субъектов Российской Федерации значительная часть полномочий по оказанию общественных услуг населению и оказывавшихся либо органами местного самоуправления, либо территориальными подразделениями государственных органов и ведомств, переданные Федеральным законом №122-ФЗ в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, оказались вновь "спущены" в ведение органов местного самоуправления через наделение органов местного самоуправления в качестве отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации. При этом естественно с потерями финансирования.