Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1395
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
Акты федеральных органов государственной власти по основным предметам ведения имеют общеобязательную силу на всей территории России.
Можно выделить следующие виды федерального вмешательства:
1) введение военного положения;
2) введение чрезвычайного положения;
3) использование внутренних войск МВД России для подавления и разоружения незаконных вооруженных формирований;
4) применение мер федерального воздействия (роспуск законодательного органа государственной власти или отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ).
Ведение РФ | Совместное ведение РФ и субъектов федерации | ||
Правовой блок | | ||
Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением | Обеспечение соответствия конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации Конституции и федеральным законам РФ | ||
Федеральное устройство и территория РФ | Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления | ||
Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств | Защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон | ||
Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти | Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами | ||
Федеральная государственная собственность и управление ею | Разграничение государственной собственности | ||
Федеральное коллизионное право | Административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды | ||
Политический блок | | ||
Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ | ___ | ||
Внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира | Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров | ||
Федеральная государственная служба | — | ||
Экономический блок | | | |
Установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки | Установление общих принципов налогообложения и сборов | | |
Федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития | — | | |
Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе | — | | |
Внешнеэкономические отношения | — | | |
Блок безопасности | | | |
Оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования | Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории | | |
Определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ | Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий | | |
Судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности | Кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат | | |
Метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет | | | |
Социокультурный блок | | | |
— | Охрана памятников истории и культуры | | |
Государственные награды и почетные звания | Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта | | |
| Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение | | |
| Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей | |
Федеральным законом от 29.07.2000 г. № 106-ФЗ введено право отрешения Президентом РФ высшего должностного лица субъекта федерации от должности, что влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта в случае издания высшим должностным лицом субъекта нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ и ее федеральным законам.
Для координации работы федеральных органов власти с регионами при Президенте РФ действует комиссия по взаимодействию органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Кроме этого в регионах действуют также территориальные представительства исполнительной власти (министерств и ведомств).
12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.
Вопрос о разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами — это вопрос об отношениях между федерацией и ее субъектами.
Компетенция — это свойство, присущее лишь государственному органу. Государству же присуще другое свойство — суверенитет.
Компетенция государственного органа — это юридически предоставленные ему права на решение определенного круга вопросов и на издание определенных видов правовых актов, права, устанавливающие место данного органа в системе государственных органов, реализуемые им самостоятельно.
Предметы же ведения федерации и ее субъектов — это круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления государства, соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения
Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами – ключевой вопрос федеративного устройства, поскольку в зависимости от того, как он разрешен, определяется баланс власти в территориальном аспекте. В конституционном праве зарубежных стран существует несколько основных моделей конституционно-правового распределения компетенции.
Складываются эти модели из следующих элементов:
-
исключительной федеральной компетенции; -
исключительной компетенции субъектов федерации; -
конкурирующей компетенции федерации и ее субъектов; -
остаточной компетенции, распределяемой конституциями различно в зависимости от степени централизованности данной федерации.
В статье 71 Конституции РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим. В него входят:
(были внесены изменения в ст. 71 Конституции в 2020 г.)
принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов и контроль за их соблюдением;
федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России);
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
гражданство в РФ;
регулирование и защита прав национальных меньшинств;
организация публичной власти, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
формирование федеральных органов государственной власти;
федеральная государственная собственность и управление ею;
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технического, социального, культурного и национального развития РФ; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;
установление правовых основ единого рынка;
федеральные фонды регионального развития;
федеральный бюджет;
федеральные налоги и сборы;
федеральные энергетические системы;
вопросы войны и мира;
оборона и безопасность; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных
судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство;
оборонное производство и др.
Договоры, заключаемые между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов, не могут сузить или расширить исключительные полномочия субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Это правило может служить основанием злоупотребления органов государственной власти субъектов Российской Федерации своими полномочиями,
поэтому необходимо уточнить, что при этом нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции и федеральным законам, устанавливающим общие начала во всех сферах жизни России.
Конституция не устанавливает перечня исключительных полномочий субъектов федерации. Тем самым она способствует развёртыванию инициативы субъектов Рф, укреплению их самостоятельности.
Установление субъектами Рф системы своих органов государственной власти должно соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом, и что в пределах ведения Рф и её полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Рф образуют единую систему исполнительной власти в Российской федерации, а, следовательно, и те, и другие должны подчиняться
Предметы ведения субъектов федерации определены их конституциями (уставами) на основе Конституции Рф и федеральных законов.
Вместе с тем ряд положений Конституции Рф закрепляет права субъектов Рф, к которым, в частности, относятся:
-образование органов власти субъектов Рф (ст. 11);
- принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст. 76);
- право законодательных (представительных) органов субъектов Рф на законодательную инициативу (ст. 104);
- наличие определённой территории (ст. 67);
-представительство интересов субъекта в Совете федерации (ст. 95);
-дача согласия на изменение статуса субъекта Рф (ст. 66);
-право республик устанавливать свои государственные языки (ст. 68) и др.
Перечень предметов собственного ведения субъектов федерации, содержащийся в Конституциях республик (уставах иных субъектов), как правило, охватывает: принятие конституции (устава), внесение в них изменений и дополнений, контроль за их соблюдением; собственное законодательство; административно-территориальное устройство; защиту государственно-правового статуса субъекта; установление системы органов государственной власти, порядок их организации и деятельности, формирование государственных органов государственной власти субъекта Рф, обеспечение деятельности органов местного самоуправления; государственную собственность субъекта Рф; государственную службу субъекта Рф; государственные награды и почётные звания субъекта Рф.