Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 592

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

План лекции:

А. Простые формы: определение.

В. Простая двухчастная форма.

С. Простая трехчастная форма.

Простыми формами называются такие формы, в которых ни одна из частей не являет собой структуру сложнее периода. «Песенными» такие формы именуются благодаря жанровым связям с песнями и танцами, что выражено в характере тематизма и симметрии структур. Облать применения: часть более крупной формы, самостоятельная пьеса.

Простая двухчастная форма – форма, состоящая из двух частей, I часть которойпредставляет собой период, а II – не сложнее, чем период. Применение простой двухчастной формы: песни, танцы, темы для вариаций, рефрены рондо, миниатюры, романсы, составные части сложных форм, партии сонатной и рондо-сонатной форм. Зависимость от бытовых жанров: небольшие размеры, четкость, квадратность.

Общие свойства простой двухчастной формы: I часть излагает тему, а II развивает ее и завершает в основной тональности. Две разновидности простой двухчастной формы на основе наличия или отсутствия репризы: репризная, безрепризная. Две разновидности с точки зрения тематизма середины, которые встречаются как в репризной, так и в безрепризной двухчастной форме: развивающая и контрастная.

Двухчастная репризная форма: aa(1)(период)+ba(1,2)(период) Строение второй части: развитие темы первой части (развивающая середина) или введение новых мотивов (контрастная середина) и повтор одного из предложений первой части (чаще второго). Активность в точке золотого сечения (середина). Средства серединного типа изложения: тонально-гармоническая неустойчивость, дробление, секвенцирование.

Двухчастная безрепризная форма: aa (период)+bb(период). Контрастная (со второй частью на новом материале – чаще в вокальных жанрах) и развивающая (со второй частью, развивающей материал первой). Сходство с народной музыкой, в частности с песней, где есть запев и припев.

Повторение частей простой двухчастной формы, вступление и заключение в пьесах, написанных в простой двухчастной форме.Простая двухчастная с чертами других форм.

Простая трехчастная формарепризная форма из 3-х частей, где 1 часть – период, а остальные две не имеют более сложных структур. Сфера применения: самостоятельные пьесы, номера в операх и балетах, часть цикла, разделы более сложной формы. Различная протяженность – от миниатюры до симфонического произведения или части цикла. Логические достоинства формы. Классификация простой трехчастной:1) однотемная или развивающая;2) двухтемная или контрастная. Большая распространенность развивающей трехчастной формы. Типичность контрастной формы для стилей Р. Шумана, С. Прокофьева. Существование особого смешанного типа середин, содержащих и развитие предыдущего материала и контрастную тему (Л. Бетховен Соната №2 III часть, до трио).


I часть – период любой структуры.

II часть – гармонически неустойчивый раздел, завершающийся половинным кадансом или доминантовым предыктом.Развивающая вторая часть. Использование материала основной темы. Срединное изложение: гармоническая неустойчивость; модулирование, избегание главной тональности и тоники, опора на неустойчивые функции, большое значение секвентности, отсутствие устойчивых структур, дробление, элементы полифонического развития. Контрастная вторая часть. Устойчивое начало, неустойчивое окончание. Частичная или значительная экспозиционность или серединный тип изложения, благодаря тонально-гармонической неустойчивости. Отсутствие определенного типа структуры; возможны случаи: форма, приближающаяся к периоду, предложение с развитием и предыкт. Окончание середин обоих видов: на доминанте основной тональности, на тонике побочной тональности. Наличие доминантовых предыктов перед репризой, связок к репризе.

III часть – реприза, утверждение темы I части и главной тональности, разрешение неустойчивости середины, создает симметрию формы.Виды реприз: точная, сокращенная, расширенная, фактурно-варьированная, динамизированная, синтетическая, тональная (но не тематическая). Расширения и дополнения, применение субдоминантовых тональностей. Простая трехчастная форма с тональной, а не тематической репризой (авс – тематизм, ава – тональность).

Вступление и заключение, их небольшие размеры. В случаях значительного развития – кода.


2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

План лекции:

А. Сожные или составные формы: определение, классификация, общая характеристика.

В. Сложная трехчастная форма: определение, применение.

С. Характеристика I части.

D. Характеристика II части.

E. Характеристика репризы.

F. Вступление, кода.

Определение: сложная (или составная) музыкальная форма, в которой I ч. (иногда не первая) – сложнее периода, т.е. имеет структуру простой формы; каждая из частей строится на самостоятельной теме. Основные виды: сложная 3-х частная и сложная 2-х частная. К классу сложных форм можно отнести и куплетную. Менее распространенные разновидности: сложная 3-хчастная с двумя трио, двойная (сложная) 3-х частная, зеркально-симметричные формы, в том числе и концентрическая, рондообразные формы. Область применения весьма широкая.

Сложная трехчастная форма.Форма, где хотя бы одна часть, чаще первая, представляет собой структуру более сложную, чем период (чаще простую двух или трехчастную форму). Важнейший признак – наличие тематического контраста в форме, построение средней части на новой теме. Сфера применения. Происхождение сложной трехчастной формы. Происхождение формы от трехчастной последовательности танцев в старинной сюите. Более бытовой характер музыки и меньший инструментальный состав в средней части, участие трио инструментов – 2 гобоя и фагот.

Применение сложной 3-х частной формы: медленные и быстрые средние части сонат и симфоний, отдельные жанровые пьесы – танцы, марши, части сюит, отдельные инструментальные пьесы – прелюдии, экспромты, ноктюрны, багатели, оперные и балетные номера. История возникновения формы: трехчастная последовательность танцев в старинной сюите, ария da capo.

I часть – чаще простая форма, однотемная, немодулирующая с полной совершенной каденцией в основной тональности.Возможность формы более высокого ранга в I части: сложная трехчастная, концентрическая, вариационная, рондо, сонатная полная и без ращработки (Л. Бетховен Соната №13, 1 часть; Р. Шуман «Порыв»; Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада» II часть; С.С. Прокофьев Соната для фортепиано №9, 2 часть; Л. Бетховен Симфония №9, скерцо; А.П. Бородин Симфония №2, скерцо).


II часть двух видов: трио, эпизод. Признаки трио: определенность структуры (простая 2-х и 3-х частная форма, реже период), тематический контраст к первой части (у романтиков – драматургический), тональность главная, одноименная, VI и VI низкой ступени, IV ступени, гармоническая замкнутость, возможна модулирующая связка к репризе. Признаки эпизода: новая тема, серединный тип изложения, свободно по структуре (отсутствие определенной структуры, свободное построение).Применение сложной трехчастной формы с трио в танцевальной музыке и скерцо сонат, симфоний. Применение сложной трехчастной формы с эпизодом в медленных частях сонат и симфоний. Постепенное стирание существенных различий между трио и эпизодом в XIX и XX веках (мазурки Ф. Шопена, пьесы и симфонии П.И. Чайковского, сонатах С.С. Прокофьева.Структурная разомкнутость и неоформленность эпизода и наличие четкой структуры в трио. Серединный тип изложения в эпизоде. Наличие связующих разделов от срединной части к репризе. Виды реприз. Наличие коды в медленных частях и отдельных пьесах.

IIIчасть –реприза. Утверждение главной мысли. Виды реприз:

- по структурному признаку: точно повторенная –da capo (в классических менуэтах, скерцо), сокращенная и расширенная (редко);

- по тематическому признаку: без изменений с точным посторением темы; тональная, но не тематическая; «ложная реприза» (не восновной тональности)фактурно-варьированная, синтетическая;

- по драматургическому: точная, динамизированная (значительно трансформировнная, с кульминацией всей формы и с одновременными изменениями в фактуре, гармонии, метро-ритме, динамике).

Вступление и кода. Обычное отсутствие коды и вступления в классических менуэтах и скерцо. Более типичны вступления и коды для медленных частей или отдельных пьес. Тематизм вступление самостоятельный, либо является материалом одной из тем (чаще основной). Тематизм коды: на материале I, II части или синтетическая. Наличие связок, главным образом к репризе.


2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

План лекции:

А. Сложная двухчастная форма: определение, применение.

В. Характеристика частей.

С. Форма Адажио.

Сложная двухчастная форма – безрепризная форма, состоящая из двух контрастных частей, одна из которых представляет собой простую форму, а другая не имеет более сложной структуры. Значительно меньшая распространенность сложной двухчастной по сравнению со сложной трехчастной формой. Причина – тематическая незамкнутость сложной двухчастной формы. Сфера применения – преимущественно вокальная музыка (оперные арии и ансамбли, романсы); инструментальная музыка (фантазии).

Связь сложной двухчастной формы с непрерывностью действия в опере и сквозным развитием в романсах. Характерные черты: тематический, тональный и темповый контраст частей, простые (песенные) формы частей, различие пропорций частей, возможность смены размера во 2 части. Два варианта формы: 1 часть – самостоятельная форма, 2 часть неоформлена по структуре и наоборот (П. Чайковский Ариозо Лизы из оперы «Пиковая дама», В. Моцарт Фантазия d-moll).

Форма Adagio (Andante) как самостоятельный структурный тип, при­меняемый в музыке от Гайдна и Моцарта до Веберна и Прокофьева в мед­ленных частях концертов, симфоний, квартетов, сонат, также в отдель­ных медленных пьесах. Определение: форма Adagio – такая трехчастная репризная форма, в которой I ч. – период или простая форма, II ч. – на новой теме, между частями – связующие разделы. (Форма Adagio – одна из разновидностей 2-й формы рондо в классификации пяти форм рондо А.Б. Маркса). Принципиальная схема формы такова:

А Св. В Св1 А

период период период

(предложение) неуст. середина простая форма

простая форма простая форма

Тональный план нередко отвечает логике сонатной формы: «А» – глав­ная тональность, «В» – тональность доминанты или параллельная (при минорной главной), Св. – модуляция из основной в доминантовую. Но могут встречаться и несонатные соотношения, когда «В» имеет, например, основную то­нальность.

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

План лекции:

А.Принцип зеркальной симметрии в музыкальной форме.