ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 711
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
В. Обрамленные формы.
С. Концентрические формы.
Принцип зеркальной симметрии в музыкальной форме. Концентрическая и обрамленная формы. Особая функция репризы.
Обрамленные формывозникают, если опоясывающая функция проявляется однократно. Отличие обрамления от вступления и репризности. Преобладающее значение центрального раздела. Пропорции: масштабы обрамления сжаты, а центрального раздела развернуты. Повышенная структурная или тематическая обособленность крайних разделов или их эскизная предварительность. Два типа обрамления – внешнее и внутреннее.Художественные возможности обрамленной формы: обрисовка фона картины природы, вводв обстановку действия, создания эмоциональной атмосферы (С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта», «Патер Лоренцо»).
Концентрическая форма– форма с зеркально-симметричным расположением двух (или более) пар частей относительно центра («оси симметрии»). Пятичастность и семичастность со схемами типа: АВСВА или АВСДСВА. Большая архитектоническая законченность при большом количестве тем. Различие концентричности как принципа расположения частей в разных формах и как самостоятельной формы. Большая распространенность концентричности как принципа. Проявление принципа зеркальной симметрии в сонатной, сложной трехчастной формах.Содержательные возможности: эпичность, сказочно-фантастические образы, картины природы.
Собственно концентрическая форма и ее типологические свойства: арочный принцип; структурная и тематическая самостоятельность разделов;дискретность и многоступенчатость; ясность пропорций; контраст сопоставление между разделами, больший диапазон контраста, чем в сложной трехчастной форме и необязательность тематического контраста всех частей (возможен тональный, фактурный); форма замкнута вовне, но разомкнута изнутри, т.к. число экспонирующих разделов может быть любым.Действие концентрического принципа в музыке И.С. Баха, его утверждение в музыкальных произведениях XIX века, обращение к нему в программных пьесах импрессионистов (К. Дебюсси «Затонувший собор»), распространение концентрических форм у композиторов XX века (П. Хиндемит Опера-скетч «Туда и обратно»).
2.7. Разновидности простых и сложных форм
План лекции:
А. Разновидности простых и сложных форм: способы образования..
В. Классификация.
С. Характеристика форм первой группы.
D. Характеристика форм второй группы.
Разновидности простых и сложных форм часто относят к промежуточным или составным многочастным формам. Многообразие музыкальных форм в практике сочинения музыки. Отбор и описание наиболее важных и распространенных форм в теории музыки. Естественность несовпадения разнообразных индивидуальных случаев с отобранными теорией типовыми явлениями. Понятие промежуточных форм. Образование разновидностей простых и сложных форм путем наращивания разделов.
Классификация:
формы, образующиеся на основе простой или сложной двухчастной или трехчастной;
формы, образующиеся на основе куплетности и рондообразности.
Первая группа включает:а) трехпятичастную, простую и сложную;б)двойную трехчастную, простую и сложную;в) трехсемичастные;г) тройные трехчастные;д) двойную двухчастную форму;е) сложную трехчастную форму с двумя трио.
Вторая группа включает:а) сложную и простую трехчастную форму с припевом; б) рефренную форму.
Трехпятичастная простая формасо схемами а//:ва:// или //:a://:ba:// образуется путем точного или варьированного повторения второй и третьей частей простой трехчастной формы без тонально-гармонических и структурных изменений. Если повторение варьированное, оно выписывается: ababa. Часто применяется в вокальной музыке, где тот же музыкальный материал повторяется с другим текстом (М.И. Глинка «Сомнение»). Сам факт повторения a и b (запев – припев) создает ощущение куплетности. Встречается сложная трехпятичастная форма со схемой А //: ВА :// (М.И. Глинка «Марш Черномора»). Многие музыковеды (В. Холопова, Т. Кюрегян) не относят эту форму к классическим.
Двойная трехчастная форма образуется в тех случаях, когда при повторениях частей происходят существенные изменения – тональная транспозиция, перегармонизация, фактурно-динамическая трансформация, структурные изменения. Встречается простая двойная трехчастная форма со схемой aba1b1a2 (Л. Бетховен Соната №1, Менуэт, 1 часть сложной трехчастной формы) и сложная со схемой АВА1В1А2 (Г. Малер Симфония №6, III часть).
Трехсемичастные и тройные трехчастные формы встречаются редко и образуются путем двукратного посторения середины и репризы трехчастной формы. Подобно двойной в тройной трехчастной форме при повторениях чаестей происходят тонально-гармонические и структурные изменения: aba1b1a2b2a3 (Р. Шуман «Карнавал», «Эвзебий»). В трехсемичастных формах разделы повторяются точно, либо орнаментально варьируются: abababa (Ф. Лист «Кампанелла»).
Двойная простая двухчастная форма образуется путем повторения формы с тонально-гармоническими изменениями: ab+a1b1 (П.И. Чайковский II часть Симфонии №4, 1-й раздел). Существуют редкие образцы сложной двойной двухчастной формы (Ф. Шопен Баллада №2), но такие примеры имеют черты сонатности и более тяготеют к класу смешанных форм романтического типа.
Сложная трехчастная форма с двумя трио– ABACA – как особая разновидность двойной трехчастной формы, где вторая середина – новый материал. Форма происходит из менуэтов и дивертисментов, встречается в скерцо с двумя трио в разных тональностях. Схема формы соответствует классическому пятичастному рондо, отличаясь от него полной замкнутостью разделов, точным посторением основной темы (A). Возможны авторские ремарки «Трио I», «Трио II» (Р. Шуман «Арабески»).
В группе рондообразных форм выделяются формы, где припевный материал появляется эпизодически. Это трехчастная форма с припевом, простая (Ф. Шопен Вальс №5 As-dur) и сложная(В.А. Моцарт «Турецкое рондо» из сонаты a-moll): apbpap, APBPAP. Припев повторяется точно и в основной тональности. Формы, в которых припев появляется регулярно между разными частями (эти части не образуют трехчастной или какой-либо другой типовой формы) называют рефренными(Ф. Шопен Вальс №5 As-dur). Встрючается в танцевальной музыке. К рефренным формам часто относят слитносюитные формы, между частями которых повторяется пьеса-рефрен (М. Мусоргский «Картинки с выставки»).
2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию
План лекции:
А. Вариационная форма: определение, общая характеристика..
В.Классификация.
С.Классические, строгие, орнаментальные или фигурационные вариации.
D. Вариации на сопрано остинато.
Вариационность как один из древнейших и распространенных методов тематического развития. Применение вариационного метода в различных формах. Варьирование (вариационный метод развития) – видоизмененный повтор одной и той же музыкальной мысли. Тема с вариациями как самостоятельная форма.
Вариационная форма – форма, состоящая из изложения темы и ряда ее повторений в измененном виде. Возможно введение вступления и коды. Число вариаций: от 2-3 до нескольких десятков (Л. Бетховен. Соната № 23 ч.2 – 4 вариации, И. Брамс. Вариации на тему Генделя – 25 вариаций). Возможность рассмотрения вариационного цикла как жанра. Тема: размеры – от 4 тактов до простой 3-х частной формы; может быть заимствована (из народной музыки, из произведений другого композитора), оригинальна (сочинена самим автором).
Применение вариационной формы: отдельное произведение, часть циклического произведения (симфонии, концерта, квартета, сонаты и т.д.), номер в опере, оперная сцена. Разновидности вариационной формы: (basso ostinato), классические вариации (строгие орнаментальные), свободные вариации (жанрово-характерные), вариации на выдержанную мелодию, неоднотемные вариации.
Классификация вариационных форм по следующим критериям:
1) по степени свободы варьирования темы: строгие (с сохранением структуры и тонально-гармонического плана темы) и свободные (с любыми трансформациями темы);
2) по количеству варьируемых тем: однотемные, двойные, тройные;
3) по методу варьирования: полифонические, фигурационные (орнаментальные), фактурные, жанрово-характерные, тембровые;
4) по метоположению темы: с темой в начале, с темой в конце, на bassoostinato, на sopranoostinato.
5) по музыкально-историческому принципу: старинные, классические, романтические.
Соотнесенность данной классификации с историческими периодами и стилевыми направлениями.
Классические, строгие, орнаментальные или фигурационные вариации.Качественно новый этап в развитии этой формы (воздействие мировоззрения, эстетики эпохи Просвещения, гомофонно-гармонический стиль, пришедший на смену полифонии). Преемственность со старинными вариациями – неизменность структуры темы. Их применение у венских классиков, также у русских композиторов 1-й половины XIX века. Характер темы хорально-песенный, форма двухчастная репризная, реже трехчастная, изредка период. Моменты стабильности в вариациях: форма (отсюда определение – «строгие»), гармонический остов, мелодические опоры. Приемы вариационных изменений: фигурирование мелодии и всей фактуры, создание новых мелодических вариантов. Приемы объединения вариационной формы.
Тема достаточно яркая, но исключающая резко индивидуализированные, характерные обороты. Хорально-песенный склад, средний регистр, умеренный темп, простая фактура. По структуре – простая 2-х частная форма, период, реже простая 3-х частная форма. Варьирование – фактурно-орнаментальное, с сохранением опорных точек мелодии. Сохранение общего скрепляющего комплекса: структуры, тональности (возможна единичная смена лада, с последующим возвращением), гармонической основы, опорных точек мелодии. Сохранение структуры – главный отличительный признак строгих вариаций.
Возможен контраст в последовании вариаций: ладовый – одна из вариаций в одноименном мажоре или миноре; темповый – изменение темпа перед финальной вариацией (Adagio в окружении быстрых мажорных вариаций – В. Моцарт Соната № 11 A dur , ч.1). Возможность код с расширениями и дополнениями.
Принципы группировки вариаций с целью преодоления дробности формы: «диминуация» (накопление движения введением более мелких длительностей в последующей вариации по сравнению с предыдущей, вариация и вариация на нее, сходство вариаций на расстоянии, мотивные, фактурные связи, трехчастное объединение, вариация в значении репризы.
Вариации на сопрано остинато представляют собой варьированное сопровождение неизменной мелодии, форму, в которой выдержанная тема-мелодия сохраняется на протяжении всего цикла, а варьированию подвергаются другие голоса. Прототив – куплетная песня. Преимущественное значение в русской музыке, начиная от Глинки («глинкинские вариации» или «русские вариации»); связь с народно-национальной направленностью творчества, иллюстративный характер. В XIX веке использовались главным образом в вокально-хоровой музыке (сольные и хоровые номера русской оперы).
Тема – песенная мелодия, оригинальная или заимствованная. Форма темы простая (песенная). Варьирование косвенное: тонально-гармоническое, полифоническое, оркестровое, фактурно-тембровое со звукоизобразительными эффектами. Неизменность темы определяет созранение структуры в вариациях. Поэтому форма принадлежит к типу строгих вариаций. Однако встречаются примеры свободных вариаций на неизменную тему, в которые изменяется ее структура (М. Глинка «Руслан и Людмила», хор «Лель таинственный»).