Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 725

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Кассация(от cassazione – уход; возможно от нем. kassatengehen – бродить ночью по улицам с пением серенад) – род дивертисмента, специально предназначенный для исполнения на открытомвоздухе вечером; этим объясняется подбор инструментов, среди которых преобладают духовые.Весьма популярная в эпоху галантного стиля (2-я пол.XVIII в.), эта форма впоследствии была полностью забыта.

Качча (итал. caccia, букв. – охота, погоня, преследование; франц. chasse) – в эпоху раннего Возрождения жанр светских вокальных пьес имитационного склада, изображающих картины охоты, рисующих различные жанрово-бытовые сценки. В XIVвеке качча получила широкое распространение во Франции, несколько меньшее – в Италии.

Квартет (итал. quartetto; от лат. quartus, «четвертый»). Сочинение для четырех инструменталистов, как правило, в форме сонатно-симфонического цикла. Наиболее распространен струнный квартет: две скрипки, альт, виолончель. Литература для этого ансамбля исключительно богата. Струнный квартет приобрел большое значение уже к середине 18 в. Название «квартет» может относиться также к ансамблю четырех певцов с аккомпанементом или без него. Встречаются и другие составы инструментальных квартетов. 

Квинтет (итал. quintetto; от лат. quintus, «пятый»). Сочинение для пяти инструменталистов, как правило, в форме сонатно-симфонического цикла. Обычно к струнному квартету добавляется еще один инструмент – например, кларнет (квинтет ля мажор Моцарта, К. 581) или фортепиано (квинтет фа минор Брамса, ор. 88). Как и термин «квартет», «квинтет» может относиться к ансамблю певцов (Вагнер «Нюрнбергские мейстерзингеры»). Довольно распространен квинтет духовых инструментов. 

Кводлибет (от лат. quod libet – что угодно) – шуточное музыкальное произведение, «склеенное» из разнообразных популярных мелодий и текстов (или их отрывков). Чаще всего кводлибеты многоголосны. Жанр получил распространение в эпоху Возрождения и барокко.

Кондукт (лат. conductus, от conduco, «веду», «сопровождаю»). В XII-XIII вв. хоровое произведение на латинский текст, светское или духовное. Кондукты были сначала одноголосными, а потом полифоническими – для двух, трех или даже четырех голосов. В отличие от других форм ранней полифонии, кондукт – свободная композиция, в нем не использовалась та или иная ранее существовавшая мелодия (т.н. cantus firmus). Другая характерная черта кондукта – использование во всех голосах единого текста и единого ритмического рисунка. 


Концерт (итал. concerto, от лат. concertare, «состязаться»). Обычно – сочинение циклической формы для одного или нескольких солистов и оркестра. После 1750 концерт и симфония создаются примерно по одной модели, но, в отличие от симфонии, концерт обычно состоит из трех частей. Жанр сильно эволюционировал.

Кончерто гроссо (итал. concerto grosso, «большой концерт»). Жанр, типичный для эпохи высокого барокко, обычно трехчастный (быстро – медленно – быстро) или четырехчастный (медленно – быстро – медленно – быстро) цикл, в котором два или более концертирующих солистов (concertino) «состязаются» с остальным оркестром или ансамблем (tutti или ripieno). 

Кэрол(carol). Английская средневековая строфическая песня с религиозным или нравоучительным текстом на английском или на латыни. Начинается с рефрена (bur­den), который повторяется после каждой строфы. Жанр кэрол обычно ассоциируется с праздником Рождества (ро­ждественские кэрол могли исполняться и во время свет­ских праздников). Ранний английский кэрол XII века – раз­новидность французского средневекового танца король. Для кэрол XV века были характерны такие признаки, как энергичный, напористый ритм, размер 6/8 или 3/4, не­сколько угловатые мелодии, простой двух- или трехго­лосный склад. После Реформации в XVI веке жанр кэрол при­шел в упадок, однако еще Бёрд и некоторые др. компо­зиторы его времени сочиняли кэрол-мотеты. В XIX веке кэрол этого типа были окончательно вытеснен новыми рож­дественскими гимнами в четырехдольном размере и че­тырехголосном хоральном складе.

Кэтч (англ. catch – ловить, от итал. caccia, «охота») – жанр английской народно-песенной полифонии, круговой, бесконечный канон (английский синоним – «раунд») для трех и более голосов, распространенный в XVII-XVIII вв. В пьесах такого рода каждый из голосов должен был точно «словить» свою партию, т. е. вступить как бы неожиданно, но вместе с тем четко уловив закономерность полифонического развития формы в целом. Здесь особое значение приобретали приемы имитации. Вместе с тем встречались образцы, связанные и с неимитационной полифонией. Обычно такие пьесы исполнялись трех- или четырехголосным хоровым ансамблем без инструментального сопровождения. Заметную роль в них играл театральный элемент: комическая жестикуляция, простейшие танцевальные движения и т. п.Известно около полусотни кэчей, сочиненных Г. Пёрселлом. 

Лауда – жанр бытовой духовной лирики, широко распространившийся в Италии в XII-XIV веках. По латински laudo – это гимн, хвала, прославление. В отличии от церковных сочинений, лауды в основном пелись на местных наречиях. Кроме того, несмотря на духовный характер текста, содержание этих гимнов обычно связывалось с земными, повседневными радостями и переживаниями.Они распевались в домашнем быту, на площадях, во время праздничных гуляний.По строению лауда близка французской виреле и итальянской баллате. Она начинается рефреном, который исполнялся хором и повторяется после каждой строфы.


Лейх(нем. Leich)немецкая средневековая песня, аналогич­наяфранцузскойлэ.

Lied (лид, нем. «песня», мн. Lieder). В широком смыс­ле – небольшая вокальная пьеса на немецкий текст. В ав­стрийской и немецкой музыке эпохи романтизма – во­кальная миниатюра, преимущественно для голоса и фор­тепиано.Одноголосная Lied была одной из трех основных форм миннезанга. Самые ранние двух- и трехголосные Lied вос­ходят к XV в.

Лэ – повествовательный многострофный музыкально-поэтический жанр, восходящий к латинским секвенциям. В его реальном звучании существенна роль инструментов (в т.ч. импровизированного вступления). В XIII-XIV веков лэ – протяженная, как правило, многострофная песня лирического характера на французские слова. Для лэ XIII века обычна сво­бодная структура. В XIV веке складывается регулярная форма лэ, чаще всего из 12 строф; последняя строфа мо­жет строиться на музыкальном материале первой. У Г. де Машо – крупнейшего мастера жанра лэ – это одноголосные или канонические произведения, состоящие из 24 музыкально-поэтических строф, причем текст каждой четной строфы положен на музыку предыдущей, а следующая нечетная строфа представлена новой музыкой. Лишь в последней паре строф повторены музыка и структура начальной пары. В XV веке жанр лэ практически исчезает из музыкальной практики.

Лютневая песня (англ. lutesong, lute-air, lute-ayre) – жанр песни в сопровождении лютни (нередко многоголосном), достигший расцвета и профессионального статуса в Англии к концу XVI века. Лютневая песня была предназначена прежде всего для домашнего музиицрования, хотя и звучала в «комедии масок». Расцвет этого жанра связано, прежде всего, с именем Дж. Доуленда. Почти все песни Доуленда допускают альтернативное исполнение – либо голосом в сопровождении лютни при поддержке басовой виолы, либо четырехголосным вокальным ансамблем с лютневым аккомпанементом в традициях мадригала. В песнях этого композитора происходит прорыв к гомофонии с мелодическим подчеркиванием верхнего голоса и с почти тональной гармонией. Этот факт связывают с повышением личностного начала, поскольку песни Доуленда были преисполнены страстного чувства

Магнификат (от первого слова лат.текста «Magnificat anima mea Dominum» – «Величит душа моя Господа») – хвалебная песня на текст слов Девы Марии из Евангелия, славословие, которое она произносит во время встречи с Елизаветой (Евангелие от Луки 1:46-55). В православии это молитва называется: Песнь Пресвятой Богородицы. В католической церкви она с давних пор составляет кульминационный пункт вечерни. Традиционная григорианская мелодия магнификата родственна мелодиям псалмов. С XV века появляются ее многоголосные обработки, в т. ч. трёхголосные, в фабурдонном складе (Дж. Данстейбл, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа). Mагнификат вошёл и в протестантскую литургию на латинском языке или в немецком переводе М. Лютера. С конца XVI века создавались и так называемые «пародийные магнификаты» – с cantus firmus из мадригалов или мотетов (О. Лассо, М. Преториус и др.). В протестантский магнификат включались в виде интермедий напевы латинских и немецких рождественских песен (магнификат И. С. Баха). В XVII веке создавались магнификаты для сольного, а также многохорного исполнения (К. Монтеверди, Г. Шютц). Крупнейшие композиторы обращались к жанру магнификата и в XVIII-XIX веках (А. Вивальди, В. А. Моцарт, Ф. Мендельсон). Mагнификаты создавались и в XX веке (Р. Воан-Уильямс, Г. Каминский, К. Пендерецкий, А. Пярт и др.).


Мадригал (итал. madrigalе). Один из основных жанров многоголосной хоровой музыки. Ранний мадригалXIV в. (Я. да Болонья, Ф. Ландино) представлял собой двух- или трехголосное произведение, в котором использовались приемы имитационной полифонии. Инструментальное сопровождение служило для поддержки голосов или представляло собой интермедии-«отыгрыши». Как правило, мадригал сочинялся в строфической форме, но обязательно содержал заключительный «ритурнель», в котором появлялся новый музыкальный материал. Развитая форма мадригала эпохи Возрождения (XVI в.) сначала испытала на себе влияние фроттолы. Одно из высших достижений музыки своего времени, ренессансный мадригал оставался формой полифонической (четырех-, пяти- или шестиголосной), но в нем достаточно сильно проявлялось и гомофонное (вертикальное, аккордовое) начало. Эволюция жанра на итальянской почве шла от простых, суровых хоров Я. Аркадельта или О. Векки к сложным по фактуре и эмоционально богатым сочинениям Л. Маренцио, К. Джезуальдо и К. Монтеверди. Расцвет английского мадригала (У. Бёрд, Т. Морли, О. Гиббонс) относится к более позднему периоду. Французский аналог мадригала – шансон (К. Жанекен) отличался широким применением изобразительных, звукоподражательных приемов. В немецком искусстве многоголосная песня (Lied) как национальный вариант мадригала не получила столь широкого распространения, как в других странах, и самые яркие мастера этого жанра не были немцами (голландец О. Лассо, фламандец Я. Реньяр). 

Мадригальная комедия.Современное обозначение жан­ра «музыкальной комедии» (commediaharmonica), по­пулярного в Италии в конце XVI – начале XVII в. Мадригальная комедия – собрание объединенных сюжетом светских во­кальных пьес, преимущественно юмористического со­держания. От начала до конца мадригальная комедия исполняется ан­самблем певцов, однако включает не только мадригалы, но и др. многоголосные светские песни, стилизованные в народном духе (вилланеллы, канцонетты и т п.). Наи­более известные образцы — «Амфипарнас» Векки (1597) и «Старческое сумасбродство» Банкьери (1598). Испол­нение мадригальной комедии не предполагало сценического действия; ее значение как предшественницы оперы не следует пре­увеличивать.

Марш (франц. marchе). Инструментальная музыка, обычно в двухдольном метре, изначально предназначавшаяся для сопровождения разного рода шествий, военных или гражданских. Марш существует в двух формах – прикладной и стилизованной; вторая форма может быть представлена как самостоятельными произведениями, так и частями циклов. Структура марша в принципе трехчастна; первый раздел – основная тема сменяется трио (их может быть одно или более), после чего следует реприза первого раздела.


Маска– типичная форма английской драматической музыки XVI-XVII вв., имеет много общего с французским придворным балетом. Это род дивертисмента, включающий аллегорические, мифологические или сатирические сцены и номера с пением, танцами и инструментальной музыкой. Хоры масок XVI в. полифоничны в духе мадригала. В XVII в. доминировал гомофонный склад. Это форма – предшественница первых английских опер (вторая половина XVII в.).

Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) – старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века – бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе. ВXVIIиXVIII веке музыкальная форма менуэта была широко представлена вклавесинной,клавирнойикамерноймузыке (Ф. Куперена,Ж. Ф. Рамо,А. Кампраи др. композиторов стиля рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальнуюсюиту(Бах,Гендель), иногда – даже в опернуюувертюрув качестве завершающего раздела (только у Генделя). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той жетональностиили в тональностиквинтойниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт вмажоре, то второй нередко пишется в одноимённомминоре. Второй менуэт чаще всего называлсятрио. Затем на некоторое время менуэт «закрепился» всонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии.Моцартвнёс в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации.Бетховенв своих поздних симфониях заменил менуэт наскерцо. Позднее, в XIX веке менуэты писалиЧайковский,Глазунов,Дебюсси,Сатии другие композиторы. В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта.

Маскерата(итал. mascherata– «маскарад»). Разновид­ность вилланеллы и фроттлы, на что указывают подзаголовки «маскерата а ля вилланелла» и «маскерата а ля фроттола». По-видимому, пьесы с этим жанро­вым наименованием исполнялись во время карнавала.

Медлей(англ. medley – «смесь», «мешанина», «попурри») – термин, которым английские музыковеды именуют жанр английской музыки, подобный кводлибету. Сохранившиеся примеры медлея в Англии относятся уже к XVII веку. О медлее XVI века лишь упоминается в трудах исследователей. К примеру, имеются ссылки на фантазию О. Гиббонса, цитирующую 100 «базарных выкриков».