Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1434

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.



Четвертого октября 1999 г. СЦД обратился с заявлением на регистрацию некоммерческого партнерства, но это заявление было отклонено из-за религиозного характера организации. 15 октября 2000 г. Е.Н. Кимля и десять учредителей СЦД обратились в Минюст России с заявлением на регистрацию организации (юридического лица), но им было отказано в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон о свободе совести). 17 октября 2000 г. это решение было обжаловано в Ханты-Мансийском городском суде, но суд отказал в удовлетворении иска. После ряда судебных разбирательств в Ханты-Мансийском суде 18 января 2005 г. суд отменил решение о регистрации СЦД, так как не были предоставлены все необходимые документы.

Двадцать восьмого октября 1998 г. заявитель А.Р. Султанов и его единоверцы решили учредить СЦН в форме религиозной группы и подали заявление на регистрацию местной религиозной организации. 7 сентября 2001 г. председатель Регистрационной палаты сообщил, что заявление на регистрацию отклонено по причине отсутствия результатов религиоведческой экспертизы документов церкви-заявителя.

А.Р. Султанов обжаловал отклонение заявления на регистрацию в суде. 21 ноября 2001 г. Нижнекамский городской суд ответил отказом на жалобу, так как не усмотрел в иске предмет спора. После ряда судебных разбирательств 28 мая 2002 г. Нижнекамский городской суд удовлетворил жалобу заявителя, указав, что отказывать в регистрации церкви незаконно. 4 июля 2002 г. Верховный Суд РФ сохранил это решение в силе. Несмотря на это, Управление Минюста России по Республике Татарстан не зарегистрировало СЦН, потому что не являлось законным правопреемником Регистрационной палаты. 28 ноября 2002 г. Экспертный совет религиоведческой экспертизы при Кабинете министров Республики Татарстан пришел к выводу, что саентология - это религия, но в то же время отказал СЦН в регистрации, так как она основана менее 15 лет назад.

Двадцать пятого февраля 2003 г. Нижнекамский городской суд вынес постановление, согласно которому верующие саентологической церкви в Нижнекамске появились в 1990-х годах, а для регистрации религиозной группы необходимо ее существование не менее 15 лет, поэтому регистрировать эту организацию нельзя. 3 апреля 2003 г. ВС РФ сохранил данное решение в силе. 18 февраля 2005 г. Федеральная регистрационная служба по Республике Татарстан отказалась регистрировать СЦН, сославшись на "правило 15 лет".

После того как ЕСПЧ решил, что жалоба заявителей приемлема,
власти Российской Федерации сообщили, что можно было решить проблему в российском правовом поле: для этого нужно было присоединиться к централизованной религиозной организации. ЕСПЧ отклонил это возражение, сообщив, что заявители не обязаны использовать средства национальной правовой системы, не являющиеся доступными или достаточными.

Заявители указывали, что согласно Закону о свободе совести "религиозные группы" имели право действовать без вмешательства со стороны государства, но не могли иметь статус юридического лица, а также выступать от собственного имени в судебных инстанциях. Они заявляли, что имело место нарушение их прав и свобод, поскольку они были ограничены в проявлении основных аспектов жизни их общины.

ЕСПЧ отметил, что вопрос, считать ли саентологию религией, решается разными государствами-участниками по-разному. ЕСПЧ учел позицию властей России, что саентологические группы религиозны, поэтому ст. 9 Конвенции была применена в ходе рассмотрения дела. Также при рассмотрении дела были учтены положения ст. 11 Конвенции, гарантирующие недопустимость необоснованного вмешательства со стороны государства в осуществление свободы собраний и объединений.

ЕСПЧ определил, что учреждение юридического лица для совместной деятельности относится к числу основных факторов свободы объединений. При этом отказ от предоставления юридического статуса религиозному или другому объединению считается вмешательством в свободу объединений. Религиозная община при отсутствии статуса юридического лица не может нанимать работников, владеть имуществом, пользоваться защитой в судебных инстанциях и использовать счета в банках.

ЕСПЧ указал, что перечисленные выше права имеют большое значение для исповедования религии. В деле "Кимля и другие против России" в ходе судебных слушаний не было заявлено о том, что религиозная группа или ее отдельные члены участвовали или собирались участвовать в каких-либо видах деятельности, кроме богослужения, обучения или совершения религиозных обрядов.

ЕСПЧ был готов предположить, что обжалуемое вмешательство в деятельность религиозной группы имело законные намерения, такие как охрана правопорядка. Он учел позицию Конституционного Суда РФ и собственную практику по делам "Религиозное общество "Свидетели Иеговы" и другие против Австрии", "Церковь Бессарабии и другие против Молдавии". В деле о "Свидетелях Иеговы" ЕСПЧ усмотрел нарушение ст. 9 Конвенции.



Российские власти ссылались на Постановление ЕСПЧ по делу "Сидиропулос и другие против Греции", в котором ЕСПЧ усмотрел нарушение ст. 11 Конвенции, хотя в этом деле заявитель находился под подозрением в преследовании противоправных целей. ЕСПЧ отметил, что не существовавшее никогда объединение не могло иметь времени на осуществление каких-нибудь действий. Другим примером может служить дело "Гожелик и другие против Польши". В нем национальные власти отказывались предоставить статус юридического лица религиозному или иному объединению лиц. В деле "Хасан и Чауш против Болгарии" ЕСПЧ определил, что по закону о свободе совести у членов религиозной группы нет возможности пользоваться свободой вероисповедания.

Выводы по делу "Кимля и другие против России". Исходя из изложенного ЕСПЧ единогласно постановил:

- была нарушена ст. 9 Конвенции;

- нет необходимости изучать отдельно жалобы заявителей на нарушения ст. 10 и 14 Конвенции;

- власти страны-ответчика должны на протяжении 3 месяцев со дня вступления данного Постановления в силу выплатить по 5 тыс. евро первому и второму заявителям и любые налоги на эти суммы, по 10 тыс. евро заявителям для компенсации издержек и судебных трат и любые налоги по этим суммам;

- с даты окончания упомянутого 3-месячного срока до момента оплаты на указанные суммы нужно начислять простые проценты по предельной ставке кредита Европейского центрального банка (на момент неуплаты) и дополнительно 3%;

- остальные требования о справедливой компенсации, выдвинутые одним из заявителей, суд отклонил.

Таким образом, в Постановлении ЕСПЧ от 01.10.2009 по делу "Кимля и другие против России" было установлено нарушение ст. 9 Конвенции. Суды Российской Федерации и регистрирующие органы в этом вопросе использовали "правило 15 лет", которое установлено Законом о свободе совести. Но в то же время эти организации не обратили внимания, что ЕСПЧ уже неоднократно принимал схожие решения.

Дело "Скугар и другие против России". В российской судебной практике часто встречаются дела по жалобам верующих на присвоение индивидуального номера налогоплательщика (далее - ИНН). В таких судебных актах проводится разъяснение, что нет оснований для того, чтобы сделать вывод о нарушении права на свободу совести и вероисповедания при присвоении ИНН физическому лицу без его согласия. По поводу приемлемости подобных жалоб ЕСПЧ было вынесено решение по делу "Скугар и другие (Skugar and Others) против России" от 03.12.2009 по жалобе N 40010/04.


Заявительницами по делу выступили жительницы г. Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО): Тамара Сергеевна Скугар, 1936 года рождения; Лидия Сергеевна Дзюба, 1939 года рождения; Александра Ивановна Гаврутенко, 1944 года рождения.

Рассмотрим обстоятельства дела, которые были изложены заявительницами. Правительство РФ 10 марта 1999 г. утвердило Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - ЕГРН). Данные о налогоплательщиках должны были заноситься в ЕГРН на основе ИНН. Этот номер состоит из 12 последовательно расположенных цифр, которые включают цифры для обозначения кода субъекта Российской Федерации, кода органа налоговой инспекции, а также номер налогоплательщика и контрольную цифру.

Заявительницы подали заявления в районный налоговый орган N 4 Федеральной налоговой службы по г. Тарко-Сале ЯНАО, в которых просили аннулировать их номера ИНН, так как эти номера "были присвоены им по неведению"; также они ссылались на Откровение Иоанна Богослова (13:15 - 13:16), утверждая, что не отказываются платить налоги, но не желают использовать ИНН.

Налоговая инспекция 28 января 2002 г., а также 7 октября 2003 г. сообщила заявительницам, что физическому лицу выдается свидетельство, которое подтверждает статус плательщика налогов с номером налогоплательщика. Налоговый номер не является заменой имени человека, в нем не содержатся данные о семейном положении или отношениях между людьми, он является лишь идентификатором личного счета в налоговой инспекции.

19 - 20 февраля 2001 г. в г. Москве проходило Седьмое пленарное заседание Синодальной Богословской комиссии Русской православной церкви. На этом заседании было принято заключение, в котором сообщалось, что вопрос принятия ИНН не входит в сферу компетенции религии и является личным делом каждого человека, в нем не содержится религиозной сути.

Налоговый орган проинформировал заявительниц о том, что Министерство по налогам и сборам РФ создало для православных верующих особый опросник, одобренный 13 - 16 августа 2000 г. Архиерейским Собором. Заявительниц пригласили на прием для собеседования, но неизвестно, приходили ли они на собеседование и был ли достигнут какой-либо результат. Но в апреле 2004 года заявительницы подали иск в суд, в котором утверждали, что ИНН был им навязан против их воли и вопреки религиозным убеждениям. Они утверждали, что не было необходимости во вмешательстве государства в свободу их вероисповедания, к тому же в налоговой системе России до 1994 года не было личных налоговых номеров.


Пуровский районный суд ЯНАО 19 апреля 2004 г. вынес свое решение по данному иску. Суд решил, что налоговый орган действовал на законных основаниях в пределах собственных полномочий. Присвоение ИНН не оказывает влияния на частную жизнь заявительниц, и у них сохраняются права жить в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Семнадцатого июня 2004 г. Суд ЯНАО своим апелляционным решением сохранил без изменений решение суда первой инстанции, особо отметив, что ИНН не меняет имени человека, его используют лишь в целях налогового учета наряду с другими сведениями о плательщике налогов, при этом нет посягательств на права и личность гражданина.

Первого сентября 2004 г. заявительницы подали жалобу в ЕСПЧ, которая была рассмотрена 3 декабря 2009 г..

В функции ЕСПЧ не входит рассмотрение религиозных вопросов, но, несмотря на это, ЕСПЧ делает выводы, являются ли религиозные утверждения обратившихся в судебную инстанцию неподдельными. В рассматриваемом деле у заявителей не было выявлено неискренности, поэтому ЕСПЧ мог перейти к рассмотрению вопроса об их защите по ст. 9 Конвенции.

Хотя современные российские законодатели пытаются обеспечить свободу совести и вероисповедания, судебные органы нередко сталкиваются с религиозно-правовыми спорами, связанными с неоднозначным толкованием положений религиозных текстов, особенностями реализации гарантий свободы вероисповедания, вопросами соотношения образования и религии и т.д.

Налоговым кодексом РФ установлено, что каждому налогоплательщику присваивается ИНН, используемый для его идентификации и работы с налоговыми документами. Присвоение ИНН проходит в соответствии с единым порядком. Эта процедура проходит одинаково для всех налогоплательщиков в России независимо от их взглядов, языка, гражданства и т.д. Самим плательщикам налогов не нужно выполнять какие-либо действия для получения ИНН, так как его присваивают автоматически.

Заявители не желали использовать этот налоговый номер, потому что, по их мнению, это нарушало их благополучие. Но государство в разработке и установлении внутренних налоговых процедур не может учесть то, как отдельные граждане будут их трактовать. Несоответствие внутренних государственных процедур религиозным убеждениям заявителей стало случайным эффектом. Внесение сведений о налогоплательщиках в базы данных налоговых органов не может зависеть от желания отдельных лиц, оно осуществляется единообразно по правовым причинам. При добавлении в базу и удалении из нее сведений согласно требованиям отдельных лиц нарушится единообразие, которое необходимо соблюдать в административных вопросах. Поэтому создание государственной налоговой базы данных, содержащей ИНН, не является вмешательством в права заявителей.