Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1359
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
Предложенные в Послании поправки были приняты в установленном порядке и вступили в силу в 2009 г.
Направления дальнейшего государственного реформирования также были определены президентом на научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 2008 . Совершенствование законодательства о местном самоуправлении.
Особенно хотелось бы обратить внимание на тезис о преемственности в конституционном развитии. Для России данная проблема является особенно актуальной. Российская модель конституционализма отличается от западных (классических) аналогов, что предопределило неизбежность выработки качественно отличной от Запада стратегии развития вообще и другой концепции политических сил и тактики реформ в частности. Основным носителем конституционной программы в России выступала не буржуазия, а скорее само государство в лице чиновной бюрократии, что предопределяло преимущественное использование принудительных методов государственного управления и правового регулирования.
Принятие масштабных поправок к Конституции РФ, юридически оформленное итогами всероссийского голосования 1 июля 2020 г., дало серьезный толчок обсуждению теоретических проблем российского конституционализма. В обширном комплексе вопросов, выдвинутых конституционной реформой, важнейшая роль, на наш взгляд, принадлежит вопросу о роли Конституции РФ в укреплении традиционных российских ценностей.
Сам термин "конституционализм" является продуктом американской политико-правовой мысли и связан с принятием первой писаной конституции в мире - Конституции США 1787 г. Этим термином обозначали верховенство писаной конституции над издаваемыми законами и иными правовыми актами. Российским эквивалентом данной категории в дореволюционной литературе служило понятие "конституционное государство".
В современной отечественной юридической литературе категория "конституционализм" стала разрабатываться сравнительно недавно.
В работах Ю.П. Еременко и Ю.И. Скуратова был сформулирован ряд общих подходов к определению этого политико-юридического феномена. Во-первых, было отмечено, что конституционализм - максимально широкая системная категория, охватывающая основные социально-политические и правовые явления, касающиеся разработки
, принятия и реализации конституции. Во-вторых, подчеркивалось, что она связана с механизмом социального действия, реализации конституции. В-третьих, указывалось, что методика изучения конституционализма предполагает не только формально-юридический анализ, но и широкое использование исторического и общественно-политического метода исследования. В-четвертых, был обозначен элементный состав конституционализма как системы, который включает: а) совокупность определенных знаний, взглядов, конституционную идеологию; б) форму общественно-политического движения; в) комплекс социально-экономических и политических отношений, образующих фактическую конституцию общества; г) действующее конституционное законодательство, обеспечивающее оптимальное конституционно-правовое регулирование; д) конституционно-правовые отношения; е) конституционное правосознание граждан; ж) конституционную законность; з) конституционный правопорядок. В-пятых, были выделены не только элементы, но и принципы конституционализма (демократизм, народный суверенитет, интернационализм и т.д.). В-шестых, было обозначено основное противоречие конституционализма, связанное с обеспечением единства фактической конституции и юридической конституции, разрешение которого является источником развития конституционного законодательства и конституционализма в целом.
Приведенные основные характеристики конституционализма получили развитие в современных исследованиях российских авторов. Так, В.Т. Кабышев и Т.М. Пряхина считают, что конституционализм - это не только правление в рамках конституции, это прежде всего система ценностей, идей и взглядов на характер политико-правовой организации государства, философия юридического мировоззрения, основанная на постулатах правового государства. Конституционализм, как подчеркивают исследователи, это весь комплекс проблем, связанных с воплощением в Основном Законе системы правовых ценностей, обеспечением их верховенства, приоритета и реальности. Подобный подход требует пересмотра традиционного понятия конституции как учредительного акта, определяющего государственное устройство, форму правления, права и свободы граждан. Наличие Основного Закона - еще не повод для того, чтобы утверждать, что присутствует конституция. Конституцией может быть признан только тот Основной закон, который закрепляет общечеловеческие ценности, воплощенные в праве, признает и гарантирует права и свободы человека, обеспечивает демократическую организацию системы власти, социальное согласие и исключает насилие.
Рассматривая проблемы реализации идей конституционализма в социальной практике, Н.А. Богданова подчеркивает, что "основные идеи конституционализма не сразу и не во всем объеме становятся принципами и действующими элементами конституционного строя конкретного государства. Но уже тот факт, что они приобретают правовое значение, а значит, становятся правовой целью, позволяет говорить о нормативной стороне характеристики конституционализма. В связи с этим особая роль принадлежит Конституции. С одной стороны, Конституция является необходимым компонентом конституционализма, в котором воплощается его содержание и форма.
Н.С. Бондарь выделяет несколько аспектов конституционализма как философско-правовой категории, объединяющей публично-властные, социокультурные и нравственно-этические начала. Во-первых, речь идет о доктринальном конституционализме как об особой философско-правовой теории, системе политико-правовых идей и концепций, которые предстают одновременно и как учение о конституции, конституционных основах организации власти, и как определенная система нравственно-этических представлений о справедливости, равенстве, свободе и ответственности, добре и зле и, соответственно, характере отношений между обществом, государством и личностью в режиме признания (либо непризнания) таких ценностей. Это своего рода гносеологическая составляющая конституционализма. Во-вторых, данная философско-правовая категория воплощает в себе нормативно-правовой конституционализм как систему конституционного позитивизма. В-третьих, можно говорить об онтологическом конституционализме, который "предстает как конституционно-правовая практика, рассматриваемая в самом широком смысле общественно-политического и государственно-правового развития, включая, естественно, и собственно конституционную - законодательную, административную, судебную - практику". В-четвертых, "конституционализм как философско-правовая и нравственно-этическая категория воплощает в себе характеристики одной из форм общественного сознания, которая отражает единство конституционной психологии и конституционной идеологии, выступает решающей предпосылкой формирования правового типа юридического видения действительности - конституционного мировоззрения".
Анализируя структуру, содержание и формы конституционализма как сложного явления, Н.В. Витрук отмечает, что "следующий, еще более важный этап познания содержания и закономерностей функционирования конституционализма заключается в выявлении связей между различными формами бытия конституционализма - научной теорией конституционализма, конституциональными основаниями нравственно-правовой системы российского государства, практикой реализации Конституции (конституционного права), конституционно-правовым мировоззрением и правосознанием российского общества - поиском оптимальной модели действия (функционирования) конституционализма как сложнодинамической системы в условиях переходного периода в целях построения свободного гражданского общества, социально ориентированного правового государства, в котором высшей ценностью является человек, его достоинства, права и свободы".
И.А. Кравец предлагает новую периодизацию конституционного развития России, исходя из циклов модернизационного процесса и роста конституциональных интересов в ходе эволюции Российского государства.
Введенное им понятие исторических форм российского конституционализма используется для характеристики ключевых этапов конституционной истории России.
На основе новой периодизации им рассмотрены такие исторические формы российского конституционализма, как "правительственный" (до 1905 г.), монархический (1906 - 1917 гг.), советский (1917 - 1989 гг.) конституционализм, включая переходный период Российского государства (1989 - 1993 гг.), и современный конституционализм.
Проведенный автором анализ конституционного законодательства показывает, что российский конституционализм как правовая категория обладает специфическими чертами, которые свидетельствуют о формировании интегрированного конституционализма, сочетающего конституционно-правовые принципы и институты универсального, национального и традиционно-религиозного характера. Современный российский конституционализм интегрирует различные правовые традиции, институты, которые возникли на национальной почве или прижились на ней на различных этапах развития страны.
О.Е. Кутафин сформулировал перечень требований к государственному строю, вытекающих из доктрины конституционализма. К их числу он отнес обеспечение основных прав человека, прежде всего права частной собственности; верховенство законов; формальное равенство всех перед законом; разделение государственных властей; осуществление власти органом народного представительства, избранным широким кругом лиц с исключением каких-либо сословных принципов; ответственность исполнительной власти перед высшим законодательным органом; определение государственных доходов и расходов законодательным органом народного представительства. На основании большинства указанных признаков можно решить вопрос о соответствии государственного строя той или иной страны общим требованиям конституционализма.
Автор отмечал, что "наличие Конституции, даже соответствующей по своему содержанию требованиям конституционализма, совсем не означает, что такое государство является воплощением идей конституционализма. Дело в том, что конституционализм, подобно самой Конституции, может быть, как реальным, так и фиктивным, т.е. мнимым. Фиктивный конституционализм - когда Конституция, построенная на его идеях, и действительность расходятся. Нефиктивный конституционализм - когда они сходятся".
По мнению О.Е. Кутафина, не могут не настораживать разговоры о мировых стандартах конституционализма, которые нашли прямое или опосредованное закрепление в современной системе международного права, особенно через международные стандарты в области прав и свобод человека, а также международные требования, предъявляемые к организации демократического порядка осуществления государственной власти и проведению в жизнь принципа господства права. "Думается, - пишет он, - что не может быть никаких международных требований, предъявляемых к организации демократического порядка осуществления государственной власти. Такие требования противоречили бы не только идее суверенного государства, но и самой идее конституционализма, основанной на идее народного суверенитета".
Не со всеми доводами ученого можно согласиться. Прежде всего вызывает сомнения приведенный автором перечень "обязательных" требований к государственному строю, входящих в содержание конституционализма. Легко заметить его ограниченность, пробельность. Так, не назван важнейший принцип конституционализма - народный суверенитет, полновластие народа; не упомянута непосредственная демократия в форме референдума; отсутствует указание на социальный характер государства и сопутствующие ему институты; наконец, нет даже требования о наличии самой конституции, которая образует "хребет" конституционализма. Вполне очевидно, что перечень требований к государственному строю (его признаков) не отражает специфику российского конституционализма, построен всецело по западной модели правового государства. Хотя сам автор далее вполне справедливо отмечает интеграционный, синтетический характер российского конституционализма, отражающий как общее, так и особенное в конституционном развитии России <24>. С учетом этого требования (признаки) конституционализма должны включать не только обеспечение прав человека, но и гарантирование справедливого баланса прав и обязанностей личности. Должна найти свое закрепление идея обеспечения конституцией и правом в целом социальной справедливости, что отвечает российской правовой традиции государства правды.
Оспоримо утверждение автора о том, что конституционализм, подобно конституции, может быть фиктивным. Конституционализм по своей природе предполагает не только формальное наличие Основного закона, но и существование демократического конституционного строя. Об этом свидетельствует большая совокупность категорий, раскрывающих его содержание: конституционно-правовые отношения, конституционный правопорядок, конституционный строй, конституционный режим, конституционное государство. Поэтому завершенная, полноценная система конституционализма не может быть связана только с его юридической,