Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1393

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.



2. После образования Союза ССР в 1922 г. на основе Декларации и "Договора об образовании СССР" была принята первая общесоюзная Конституция СССР 1924 г., а на ее основе – новая Конституция РСФСР 1925 г. Дальнейшее развитие Российской Конституции шло на основе общесоюзной Конституции и в строгом соответствии с ней.

3. В середине 30-х гг. в СССР было провозглашено построение основ социализма. Социалистические общественные отношения стали господствующими в экономике, политике, социально-культурной области. Эти изменения потребовали конституционного закрепления.

В декабре 1936 г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была принята новая общесоюзная Конституция, на основе которой в 1937 г. была принята новая Конституция РСФСР. Эта Конституция отразила факт победы социализма в стране; закрепила господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия производства; провозгласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство; установила конституционный принцип равенства граждан, отменила все ограничения избирательных прав; ввела новую систему представительных органов власти; расширила конституционный круг прав и свобод граждан.

4. В 1977 г. в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Конституция. На ее основе в 1978 г. была принята Конституция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 г., хотя и со значительными изменениями и дополнениями, принятыми в 1991-1993 гг.

5. Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования ре­зультатов всенародного голосования – 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития нашей государственности. По-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в гл. 1. Россия провозглашена демократическим федеративным светским правовым государством с республиканской формой правления; закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ.

Впервые закрепляется принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод
.

- В Конституции 1993 г. последовательно проведен принцип разделения властей, установлен принцип идеологического и политического многообразия.

- Важным является положение об особой защите системы государственной власти. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

- Установлено признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

- Впервые в Российском конституционном законодательстве устанавливается светский характер РФ.

- Российская Федерация провозглашена правовым государством.

- Впервые в Конституции закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

- По сравнению с предшествующими, Конституция РФ 1993 г. внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина. Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Установлены новые для нашего конституционного законодательства права и "свободы: право на жизнь; запрет пыток, насилия, жестокого и унижающего достоинство обращения или наказания; защита частной жизни; право определения и указания национальности и др.

- В Конституции 1993 г. содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства РФ, на сохранение России как единого федеративного государства. Закреплено, что Конституция и законы Федерации имеют верховенство на всей территории России; РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

- Конституция 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов власти. Президент РФ выводится из системы исполнительной власти и занимает особое, самостоятельное место в системе высших органов. Парламентом РФ является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В отличие от ранее действующих Конституций, устанавливающих принцип равенства палат Верховного Совета, Конституция РФ 1993 г. устанавливает различный порядок формирования, численность, особый статус, сферу полномочий, порядок работы каждой из палат Федерального Собрания.

Интересно проследить, как сам Конституционный Суд РФ оценивает уровень стабильности конституционного строя РФ. Отметим, что проблема стабильности конституционного строя Конституционным Судом РФ не оставлена без внимания. Так,

Заявление Конституционного Суда № З-3, принятое за полтора года до принятия Конституции РФ, несет в себе существенную информацию. Конституционный Суд РФ заявлял, что «конституционный строй нашего государства — под угрозой. Противостояние различных политических сил приближается к крайней черте. Усиливается правовой нигилизм, попираются основополагающие конституционные принципы, разрушаются гражданский мир и согласие. Огромный размах приобрела преступность, лишившая граждан чувства безопасности. Падает доверие людей к власти. Принимаемые законы, акты Президента и Правительства не выполняются либо не достигают желаемых результатов» Как уже было сказано, противостояние различных политических сил (со своими особенностями) сведено к минимуму, одна из главных целей государства — это построение гражданского общества, а значит, преодоление нигилизма, недоверия общества, повышение уровня правовой и политической культуры личности. Современные тенденции развития федерализма в России решают «проблему целостности России».

В своих предыдущих статьях «Вятский наблюдатель» уже частично подвел итоги состоявшимся 10 сентября 2017 года выборам, в рамках которых жителям всей Кировской области предстояло выбрать губернатора, а жителям столицы – депутатов Кировской городской Думы. И не смотря на заявления отдельных политиков о том, что выборы прошли честно и справедливо, и что «уж теперь то точно кировчанам станет жить намного лучше», сами жители и активные участники избирательного процесса говорят о том, что выборы в Кировской области потеряли всякий смысл и стали напоминать театральную сцену, где все роли заранее расписаны, а жители региона лишь зрители на этом празднике искусства. Выборы без права выбора.

Пожалуй, самый главный итог прошедших выборов — граждане просто-напросто отказались принимать участие в выборах, отдав область и город на откуп действующей власти. 10 сентября зафиксирована самая низкая явка на выборах в Кировской области, люди приходили на пустые избирательные участки, и их встречали радостные улыбки членов избирательных комиссий, которые не знали, чем себя занять, ожидая очередного избирателя.



4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.



















+ https://base.garant.ru/77399046/ - очень подробно расписаны все изменения


5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.


Развитие и становление современной Конституции неразрывно связано с историческими предпосылками, существовавшими задолго до её принятия, причем не столько с законодательной практикой, сколько с развитием идей и представлений о системе государственной власти, механизмах ее функционирования и взаимодействия с обществом, т.е. теорий конституционализма.

В современных юридических исследованиях отсутствует единый взгляд на исторические этапы развития конституционализма в России, а последний, в свою очередь, рассматривается как производный от понятия «конституция».

Современный этап российского конституционализма начался после принятия Конституции РФ 1993 г. Многие конституционные принципы пока не нашли последовательного воплощения в отраслевом законодательстве и судебной практике, поэтому текущий этап российского конституционализма требует особого внимания исследователей для его эволюционных возможностей и перспектив развития. Также необходимо отметить, что конституционализм, происходящий от термина "конституция", не равнозначен ему и имеет множество интерпретационных значений в юридическом, историческом и политическом процессах.


Конституция РФ 1993 г. возникла не на пустом месте. Она явилась как политический и юридический итог революционных изменений - антитоталитарной демократической революции, которая привела к коренному изменению отношений собственности и власти.

Она ознаменовала юридический отказ от общества и государства авторитарного и тоталитарного социализма и заложила правовые основы для нового пути развития.

Принятие новой конституции было подготовлено робкими мерами горбачевской перестройки в СССР (хотя, возможно, в постепенности революционных изменений есть свои плюсы), которая была объявлена в 1985 г.

Последующие сдвиги были связаны с изменениями, внесенными в Конституцию РСФСР 1978 г. (их оказалось, включая редакционные, около 500), с принятием нового законодательства. Это законодательство вводило ограниченную частную собственность (в том числе на землю), что ранее принципиально отрицало свободу торговли, предусматривало разгосударствление и приватизацию государственной собственности (жилой фонд в городах был безвозмездно передан жильцам), устанавливало новый статус человека в государстве, новые права человека и гражданина, иной порядок выборов представительных органов, вводило должность президента республики, провозглашало многопартийность (и новые партии возникли), принцип разделения властей, местное самоуправление, упраздняло обязательность одной идеологии (марксистско-ленинской), реформировало федеративное устройство.

Конституция 1993 г. установила новые основы правового статуса человека и гражданина, экономической системы, социальных отношений, политической системы, духовной жизни общества.

На тот момент действующий Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г., инициировал внесение поправок в действующую Конституцию РФ. Он предложил расширить конституционные права Федерального Собрания, отнести к предметам ведения Государственной Думы (статья 103) контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую Правительство России ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом, а также увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно.