Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1423

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.

, приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения;

оперативность рассмотрения: законом установлены сжатые сроки совершения соответствующих действий по рассмотрению обращений, причем по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – ответ заявителю дается немедленно

Особенностью рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав граждан избирательными комиссиями является то, что эта процедура является менее формальной, чем процесс рассмотрения соответствующих заявлений в суде. В частности, в законодательстве подробно не регламентированы права и обязанности лиц, принимающих участие в заседании комиссии, не определена процедура оповещения заинтересованных лиц о заседании комиссии. Отдельные положения об этом могут содержаться в регламентах, принимаемых избирательными комиссиями. Однако на практике многие процедурные вопросы остаются недостаточно четко решенными, что создает определенные сложности для заинтересованных сторон.

Для предварительного рассмотрения жалоб на нарушения избирательных прав граждан избирательные комиссии создают рабочие группы. Положения об этих рабочих группах утверждаются избирательными комиссиями, при которых данные группы создаются. Решения рабочих групп носят сугубо рекомендательный характер.

Необходимо обратить внимание, что на письменные жалобы о нарушениях избирательных прав граждан, поступившие в избирательную комиссию, ответ должен даваться избирательной комиссией как коллегиальным органом, а не ее отдельными членами или должностными лицами.

Результатом рассмотрения является одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Чтобы обжаловать решение уполномоченных органов, нарушающие избирательные права граждан, не обязательно предварительно обращаться в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для обращения в суд. А также Федеральный закон закрепляет сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений. (ст.78).


  • Ряд норм, устанавливают административную ответственность за нарушение порядка реализации избирательного права, содержится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, например:

  • нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотренные в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей,

  • участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума.(ст.5.1)

  • подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах(ст.5.16)

  • незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (ст.5.22)

  • сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме(ст.5.23)

  • непредставление либо несвоевременное предоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст.5.25)

  • подделка подписей избирателей, участников референдума (ст.5.46).


Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность предусмотренную

ст.141;141.1 и ст.142, ст.142.1 УК РФ: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий; нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; фальсификация избирательных документов, документов референдума; фальсификация итогов голосования



5. Защита прав несовершеннолетних.


В современном мире, несмотря на достигнутый прогресс в деле признания и уважения прав человека, есть группы людей, которые нуждаются в особом внимании, заботе, помощи и защите со стороны государства (женщины, инвалиды, пожилые люди, вынужденные мигранты, дети, пациенты больниц и психиатрических клиник). Эти группы населения часто именуют «уязвимыми». Уязвимыми они считаются потому, что другим людям легко нарушить их права, а защититься от этих нарушений им сложнее или даже невозможно без посторонней помощи. Поэтому указанным категориям лиц необходима повышенная защита.

Очевидно, что дети (а их в Российской Федерации в настоящее время около 30 млн) являются одной из самых уязвимых групп населения. Дети (несовершеннолетние) в большинстве случаев вообще не могут сами реализовать или защитить свои права, в том числе право на жизнь, свободу, здоровье, для этого им необходима чья-то помощь (родителей, других близких лиц, государства). Дети в силу физического состояния и неосведомленности об опасностях окружающего их мира чаще, чем взрослые, становятся жертвами преступлений; иногда опасность угрожает им от родителей или лиц, их заменяющих. Поэтому не случайно в преамбуле Декларации о правах ребенка 1959 г. указывается, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите, включая надлежащую правовую защиту. «Детство — отмечает Конституционный Суд России — это период физической, умственной и психологической незрелости».

В силу указанных причин в России и большинстве других государств принимаются специальные нормативные правовые акты о правах детей, проводится государственная политика по их обеспечению и защите, закрепляется обязанность родителей заботиться о детях, создаются государственные и муниципальные институты, занимающиеся защитой прав детей.

Базовые нормы в сфере защиты прав детей устанавливаются Основным Законом государства. Конституция РФ 1993 г. закрепляет: «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства» (ч. 2 ст. 7); «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38); «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38); «каждому гарантируется социальное обеспечение... для воспитания детей» (ч. 1 ст. 39); «защита детства находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов» (п. «ж» ч. 1 ст. 72); «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» (ч. 2 ст. 43); «основное общее образование обязательно, родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» (ч. 4 ст. 43); «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2); «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ч. 1 ст. 45).


Приведенные конституционные нормы являются фундаментом российского законодательства в сфере защиты прав детей. Термин «защита», употребляемый в ст. 38 и 72 Конституции РФ применительно к детям и детству, следует понимать в широком смысле как систему политических, экономических, социальных, культурно-просветительских, воспитательных, медицинских, организационных, а также специальноюридических мер, реализуемых государством с целью создать условия для полной реализации несовершеннолетними их прав и свобод, защитить их от нарушения, восстановить в случае нарушения.

Помимо конституционных норм, законодатель и другие правотворческие органы при разработке и совершенствовании нормативных правовых актов о правах детей и их защите должны учитывать международно-правовые акты о статусе детей. Этого требует Конституция России: «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17); «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).

Международное сообщество обратило внимание на необходимость особой защиты детей еще в первой четверти XX в. В 1913 г. в Брюсселе состоялся первый международный конгресс по охране детей. В 1921 г. была принята Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми, в 1924 г,— Декларация (Хартия) прав ребенка, также было принято несколько конвенций в рамках Международной организации труда, ограничивающих привлечение детей к труду.

Декларация прав ребенка (Хартия прав ребенка, Женевская декларация прав ребенка) была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 24 сентября 1924 г. Декларация подчеркивала, что забота о детях и их защита более не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства. Декларацией впервые были сформулированы четыре принципа, положенные в основу международно-правовой защиты детей:

1) ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного); голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;


2) ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;

3) ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;

4) ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.

После 1945 г. была сформирована современная международно-правовая база защиты прав детей. Основными международно-правовыми актами, направленными на защиту прав детей, являются: Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Декларация о правах ребенка 1959 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г., Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г., Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, 2000 г., Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений 2007 г.

Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. закрепляет, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ч. 2 ст. 25).

В 1959 г. была провозглашена Декларация о правах ребенка с целью обеспечения детям счастливого детства и пользования правами и свободами. В преамбуле этого документа указывается, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите, включая надлежащую правовую защиту, а человечество обязано давать лучшее, что оно имеет. Декларация провозгласила права ребенка: на имя и гражданство; на здоровый рост и развитие; на необходимое питание, жилище, отдых и медицинское обслуживание; на образование. Со дня провозглашения Декларации 20 ноября считается Днем прав ребенка.

Статья 24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. закрепила основные права ребенка:

1) каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства;