Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1422
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
2) каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя;
3) каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства.
Часть 4 ст. 23 устанавливает, что в случае расторжения брака должна
предусматриваться необходимая защита всех детей.
Международный пакт об экономических, культурных и социальных правах подчеркивает, что особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом (ч. 3 ст. 10). Государствам необходимо принимать меры для сокращения детской смертности и обеспечения здорового развития ребенка (ч. 2 ст. 12).
В 1989 г. принят основной на сегодняшнее время международный акт о правах детей — Конвенция о правах ребенка — аккумулировавший и закрепивший все общепризнанные, универсальные права несовершеннолетних. Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Основная цель Конвенции состоит в обеспечении по возможности наиболее полной защиты интересов ребенка, создании условий для активного и творческого участия детей в социально-политической жизни своих стран. Принципиальным положением Конвенции является рассмотрение ребенка в качестве самостоятельной личности, наделенной соответствующими правами, нуждающейся в силу возраста в поддержке и защите.
Данный международно-правовой акт закрепляет очень широкий перечень прав детей. Из 54 статей Конвенции 35 посвящены собственно правам ребенка. Большинство конвенционных прав ребенка являются личными, например, право на жизнь (ст. 6); право на регистрацию сразу же после рождения (ст. 7); право на имя (ст. 7); право на приобретение гражданства (ст. 7); право знать своих родителей (ст. 7); право на заботу родителей (ст. 7); право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (ст. 8); право не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию (ст. 9); право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст. 9); право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка (ст. 12); право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14); право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19); ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст. 20); право на образование (ст. 28); свобода от пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37); право на свободу (ст. 37).
Конвенция — это «не только перечень прав ребенка, но и всеобъемлющий список обязательств, которые государства готовы признать в отношении ребенка. Эти обязательства могут быть прямыми, например, предоставление возможности для образования или обеспечение должного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, либо косвенными, связанными с возможностями родителей, других членов семьи или опекунов играть свои основные роли и выполнять обязанности воспитателей и защитников юных граждан»'. В преамбуле к Конвенции указывается, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, ей должны быть предоставлены необходимая защита и содействие с тем, чтобы семья могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей, тем самым исключив из жизни ребенка правонарушения. Таким образом, возлагается достаточно серьезная ответственность за обеспечение прав детей на государство и на родителей. В соответствии с Конвенцией государство выполняет роль гаранта предоставляемых ребенку прав как в семье, так и в обществе. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции, а также в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития.
Конвенцией был учрежден Комитет по правам ребенка, формируемый из независимых экспертов. Государства — участники Конвенции каждые пять лет предоставляют Комитету через Генерального секретаря ООН доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав ребенка и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав.
Конвенция о правах ребенка оказала значительное влияние на российское законодательство, например Семейный кодекс РФ. Конституционный Суд РФ указывает, что Конвенция о правах ребенка является составной частью правовой системы России, она обязательна для Российской Федерации.
В целом политика Российской Федерации в сфере защиты прав детей базируется на соответствующих международных документах. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В развитие конституционных и международно-правовых норм, регламентирующих положение детей, в России органами государственной и муниципальной власти были приняты сотни нормативных правовых актов (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, законы и иные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления).
Основными среди них являются акты федерального уровня:
1) программные документы (Основные направления государственной семейной политики 1996 г., Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. (2007 г.), Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 гг. (2012 г.), Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (2008 г.), Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. (2014 г.);
2) федеральные законы (Семейный кодекс РФ 1995 г., «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г., «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г., «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г., «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 г., «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г., «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г., «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г., «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 г., «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.
В Конституции РФ 1993 г., международных документах и указанных актах можно условно выделить четыре крупных блока вопросов:
1) права ребенка;
2) основные направления государственной политики в сфере защиты прав детей;
3) обязанности родителей по обеспечению и защите прав детей;
4) система и компетенция государственных и муниципальных органов в сфере защиты прав детей.
Основные права ребенка закрепляют Конституция РФ (ст. 20—30, 35—53), уже упоминавшиеся международные акты, Семейный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ устанавливает следующие права детей: жить и воспитываться в семье; знать своих родителей, на заботу родителей, на совместное проживание с родителями; на воспитание своими родителями; на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54); на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55); на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56); выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57); на имя, отчество и фамилию (ст. 58); на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка (ст. 60).
Государственная политика в сфере защиты прав детей. Для обеспечения и защиты конституционных и иных прав детей Российская Федерация проводит соответствующую политику, целью которой является обеспечение благополучного и защищенного детства. «Обеспечение благополучного и защищенного детства как конституционно признаваемая обязанность государства, вытекающая из статей 7 (часть 2) и 38 (часть 1) Конституции РФ, — констатирует Конституционный Суд РФ, — требует разработки и проведения эффективной правовой политики в этой области, направленной на недопущение дискриминации несовершеннолетних, упрочение гарантий их прав и законных интересов, а также восстановление этих прав в случаях их нарушения, формирование правовых основ гарантий прав ребенка, защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие».
Основные направления этой политики:
• поддержка государством семьи, в том числе финансовая, в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
• юридическое закрепление обязанности родителей (лиц, их заменяющих) заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
• обеспечение доступности образования (дошкольного, общего, высшего);
• создание условий для осуществления деятельности физкультурноспортивных организаций, организаций культуры;
• правовое просвещение родителей и детей, разъяснение детям их прав и обязанностей, порядка защиты прав;
• принятие мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, профилактику заболеваемости, предоставление квалифицированной медицинской помощи;
• пропаганда здорового образа жизни, исключающего употребление алкоголя, табака, наркотиков;
• организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей;
• обеспечение адресной поддержки нуждающихся в помощи семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
• принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
• социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей-инвалидов;
• совершенствование деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
• обеспечение информационной безопасности детей;
• защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
• своевременное выявление нарушений прав детей;
• защита детей от преступлений против их жизни, здоровья и половой неприкосновенности;
• предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;
• профилактика правонарушений детей;
• борьба с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией, торговлей детьми, эксплуатацией детей;
• поддержка государством общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав детей;
• установление и реализация мер семейной, административной и уголовной ответственности за нарушение прав детей, в том числе мер ответственности родителей (законных представителей), педагогов.
Роль родителей в реализации и защите прав детей. Реализация прав детей во многом зависит от родителей, от осуществления ими своей конституционной обязанности заботиться о детях (ч. 2 ст. 38), которая включает в себя:
1) обязанность воспитывать детей;
2) обязанность по содержанию детей и созданию условий для их достойной жизни, в том числе в бытовом плане;
3) обязанность обеспечить получение детьми образования;
4) обязанность заботиться о физическом и психическом здоровье детей;
5) обязанность охранять и защищать жизнь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность детей, обеспечивать их безопасность;
6) обязанность обеспечить физическое развитие ребенка или содействовать такому развитию;
7) обязанность защищать права детей;
8) обязанность нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный ребенком.
Защита прав детей государственными и муниципальными органами. Международные документы и национальное законодательство исходят из аксиомы о том, что права детей должны обеспечиваться и защищаться как родителями, так и государством, поскольку только усилий родителей бывает недостаточно, родителям необходима помощь в содержании детей, у части детей родителей нет, случается, что детей необходимо защищать от самих родителей. В силу этих причин в Российской Федерации создана и функционирует разветвленная система государственных и муниципальных органов, занимающихся защитой прав детей. Для некоторых органов защита прав детей — это основной вид деятельности, для других — одно из направлений работы.