Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1429
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
Подписывая межгосударственный договор или иным образом обязывая себя в отношениях с другими странами, государство продолжает сохранять свой суверенитет и международную правосубъектность. Суверенитет государства – есть качественное состояние, и он не ограничивается при добровольной передаче всеми государствами части своих полномочий при образовании межгосударственного объединения.
Обязательства по договорам не являются для государств безотзывными. Так как заключение международных договоров является для государства одним из средств реализации своих национальных интересов, в случае такого изменения обстановки, при котором условия договора перестают соответствовать этой цели, государство имеет право выхода из договора и освобождения себя от вытекающих из него обязательств.
Международные договоры могут предусматривать различный объем обязательств для подписавших их государств. Некоторые договоры ведут к формированию новых субъектов международных отношений – международных организаций.
Международные организации могут быть межгосударственными либо надгосударственными.
Основное отличие между ними заключается в том, что межгосударственная организация обладает собственным уставом, аппаратом, бюджетом, финансируемым за счет средств стран-участниц, при этом ее деятельность заключается в координации политики этих стран по соответствующим вопросам, выработке определенных решений, предлагаемых на рассмотрение участников, представлении общей воли этих стран в отношениях с другими субъектами международных отношений. У межгосударственной организации существует правовая связь исключительно с государствами участниками, но не с их гражданами. Решения, принятые на уровне такой организации и оформленные в виде установленных для нее нормативно-правовых актов, не имеют прямого действия на территории входящих в нее стран и требуют для введения их в действие соответствующей имплементации во внутригосударственном праве. Таково большинство международных организаций – как универсальных, таких как ООН или СНГ, так и специализированных, например НАТО, ВТО, ОПЕК и ряд других.
Понятие «суверенной демократии» вытекает из положений Конституции Российской Федерации, согласно которым
:
во-первых, «носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ»;
во-вторых, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации».
Таким образом, определить «суверенную демократию» можно как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими. Обозначаемая термином «суверенная демократия» совокупность идей под тем или иным названием и в разной степени реализуется многими нациями.
Таким образом, согласно современным подходам, следует признать, что суверенное государство представляет собой политическую организацию, имеющую в наличии три элемента: совокупность жителей, образующих народ; государственную власть, которой подчиняется этот народ, а также обособленную территорию, на которой проживает народ и в границах которой распространяется независимая и самостоятельная власть.
Основными политическими характеристиками суверенитета, в частности, являются:
а) право каждого государства избирать политическую форму;
б) право на издание законов и на внутреннее управление;
в) право вступать в сношения с другими государствами.
Важным свойством государственного суверенитета является его неотчуждаемость. Ни о каком делении суверенитета речи идти не может. Любое деление суверенитета, безусловно, ведет только к его уничтожению и исчезновению первичного субъекта международного права.
7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.
Понятие единой системы публичной власти содержится в ФЗ от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации», звучит оно следующим образом: под единой системой публичной власти понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие в конституционно установленных пределах на основе принципов согласованного функционирования и устанавливаемого на основании Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством организационно-правового, функционального и финансово-бюджетного взаимодействия, в том числе по вопросам передачи полномочий между уровнями публичной власти, свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства.
Что касается поправок в Конституцию РФ: до поправок Конституция РФ закрепляла лишь понятие «государственной власти». Поправки внесли понятие «публичная власть». Почему это нужно? Дело в том, что зачастую власти регионов называют государственными, однако, это не совсем верно. Россия действительно, осуществляет свою власть через власти региональные. Именно РФ образует власти «на местах». Образованные таким образом, власти сами организуют свои властные органы. При этом, субъекты вправе самостоятельно решать, как им и что организовывать внутри. Но, регион в любом случае является частью федерации, не образуя отдельное государство. Под государством же нужно понимать исключительно Федерацию. Примерно та же картина существует и в отношении муниципальных властей. Говоря о муниципальных властях, многие граждане понимают государство, однако, это тоже не верно. Органы местного самоуправления не входят в систему госвласти в РФ, исходя из ст. 12 Конституции. Это вызывает и путаницу не только на словах, но и в документах. Дабы устранить эти разночтения, вводится новое понятие. Оно дает всем трём уровням власти в России единое определение — Публичная власть. Закрепление категории «публичная власть» в новой редакции Конституции видится важным и своевременным шагом. Позиция КС: «принцип единой системы публичной власти, хотя и не нашел буквального закрепления в главе 1 Конституции Российской Федерации, вместе с тем имплицитно следует» из многих конституционных положений
(Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации»).
Организация публичной власти отнесена к ведению РФ (п. «г» ст. 71 Конституции). О единстве системы публичной власти и взаимодействии входящих в нее органов указано в ч. 2 ст. 80 Основного Закона.
Вопрос соотношения государственной власти и местного самоуправления остается одним из наиболее значимых. От его решения во многом зависит не только будущее развитие муниципального права, но и динамика становления демократии в России, а вместе с этим строительство всего государственного управления Российской Федерации .
Как известно, вопрос соотношения государственной власти и местного самоуправления имел место на всех этапах исторического развития не только Российского государства, но ему уделялось внимание и в работах зарубежных авторов. Однако именно в современной России этой проблеме следует уделить особое внимание, потому что в соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление и государство имеют много общего. Они выступают формами народовластия. Статья 3 Конституции РФ прямо указывает на это: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Государственная власть и местное самоуправление относятся к формам осуществления публичной власти, так как служат общему, совокупному интересу государства и общества.
Являясь формой осуществления публичной власти, местное самоуправление характеризуется присущими государственной власти чертами:
1. наличие необходимых властных полномочий;
2. издание нормативных актов;
3. их обязательность к исполнению;
4. применение санкций за неисполнение;
5. наличие собственного аппарата, реализующего государственную или муниципальную власть;
6. универсальный характер;
7. осуществление специфических функций (формирование и исполнение бюджета, установление и отмена налогов и сборов).
Черты государственной власти и местного самоуправления состоят в следующем:
1) государственная власть и местное самоуправление составляют основу конституционного строя Российской Федерации;
2) государственная власть и местное самоуправление организованы по территориальному признаку;
3) обе реализуют свое социальное назначение посредствам специальных органов, наделенных правом осуществлять властные полномочия;
4) только государственная власть и местное самоуправление способны принимать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения на всей соответствующей территории;
5) лишь государственная власть и местное самоуправление наделены правом устанавливать и применять меры принуждения на всей территории своей юрисдикции
6) обе имеют выраженный институционализированный характер, то есть вводятся законом и являются общеобязательными;
7) обеими системами самостоятельно формируется свой бюджет, устанавливаются налоги и сборы;
8) государственная власть, и местное самоуправление носят публичный характер (ясность в этом установил новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г.).
Тем не менее, существуют важные черты, позволяющие, не только отличить, но и отделить местное самоуправление от государственной власти к ним относятся:
1) разное время становления государственной власти и местного самоуправления;
2) местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий и не входит в систему государственной власти;
3) территория местного самоуправления по масштабам меньше территории субъекта Федерации и соответственно Федерации в целом; она представляет низовую ячейку территориального образования, из которых состоит государство;
4) государственная власть и местное самоуправление различаются характером власти. Местное самоуправление — «власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью». В частности, можно отметить отсутствие полного суверенитета во внутренних и внешних делах, собственной судебной власти, денежной валюты;