Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1428
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
5) государственную власть и местное самоуправление отличает степень общественных связей, объем и характер компетенции. В отличие от государственной власти местное самоуправление приближено к населению. Однако объем государственной власти намного шире по сравнению с властью, которую представляет местное самоуправление Государственная власть осуществляет управление в сфере общегосударственных дел, что делает ее, безусловно, значительнее в сравнении с местным самоуправлением, занимающимся управлением только местных дел;
6) государственная власть, прежде всего, институт государственный, в то время как местное самоуправление — институт общественный (гражданский), выступающий одним из аспектов общественной жизнедеятельности государства. Благодаря местному самоуправлению население непосредственно может решать местные вопросы, не беспокоя государственную власть по мелочам.
Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления:
- определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых ФЗ-131;
- правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления:
- правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных ФЗ-131;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ФЗ-131;
- входят в состав конкурсной комиссии, формируемой для проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации по контракту.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Среди типичных проблем во взаимоотношениях контрольно-надзорных органов с органами местного самоуправления можно указать:
-
не учет контрольно-надзорными органами ограниченности финансовых ресурсов, а также самостоятельности муниципальных образований в планировании и распоряжении местным бюджетом; -
Установление недостаточных сроков как для рассмотрения требований, так и устранения выявленных нарушений; -
Не учет общественной опасности допущенных нарушений и важности их устранения с точки зрения обеспечения интересов населения, решения вопросов местного значения, социально-экономического развития территории, формальный подход к выявлению нарушений; -
Массовое привлечение к административной ответственности глав муниципальных образований, органов местного самоуправления и их должностных лиц (наложение штрафов), в т. ч. по составам правонарушений, подразумевающим специальный субъект и выполнение специальных функций; -
Помимо реагирования на нарушения, направление огромного количества запросов о предоставлении информации, в т. ч. официально опубликованной и находящейся в открытом доступе; -
Дублирование проверок различными контролирующими органами; -
Карательный уклон в деятельности прокуратуры и иных контрольно-надзорных органов в ущерб профилактической и разъяснительной работе; -
Недостаточный уровень квалификации и профессионализма работников контрольно-надзорных органов, предъявление требований, не основанных на законе или связанных с недопониманием правовых норм; -
Разрозненность и неполнота правового регулирования порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении органов местного самоуправления.
8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Самостоятельность - это основополагающий принцип функционирования и деятельности местного самоуправления при взаимодействии с государственной властью. Однако не стоит забывать, что местное самоуправление, выступая одной из форм народовластия все же не может само себя реформировать. Почему же тогда законодатель в ст. 1 Федерального закона № 131-Ф3 дает определение местного самоуправления как формы власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения? Очевидно, что, закрепляя самостоятельность местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, законодатель не подразумевал «самостоятельность» как «суверенитет» местной власти (тем более что Конституция РФ не признает никакого другого суверенитета, кроме суверенитета Российской Федерации), а лишь закрепил относительную автономию местного самоуправления в единой системе публичной власти.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-П подчеркнул, что недопустимо существование двух уровней государственного суверенитета в единой системе государственной власти страны. Отсутствие четких дефинитивных норм, раскрывающих принципы местного самоуправления, усложняет развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации не раз обращался к пределам самостоятельности местного самоуправления. Примечательным является постановление от 1 декабря 2015 г. № 30-П7, в котором говорится, что Конституция, закрепляя в ст. 12 самостоятельность местного самоуправления в качестве основного принципа его взаимоотношений с федеральной властью, исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, т. е. проявляется в наличии у муниципальных образований самостоятельных предметов ведения и полномочий.
Таким образом, представляется, что существует необходимость в законодательном закреплении понятия «самостоятельность местного самоуправления». С учетом этого предлагаем дополнить ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ следующим понятием: «самостоятельность местного самоуправления означает реальную возможность населения и органов местного самоуправления самостоятельно формировать органы местного самоуправления, осуществлять нормотворческую деятельность по решению вопросов местного значения, а также возможность обладать достаточными материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения».
Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется Конституцией РФ (ст. 132) и заключается в самостоятельном управлении муниципальной собственностью, самостоятельном формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, самостоятельном установлении местных налогов и сборов, т. е. органы местного самоуправления обладают фактической властью лишь при наличии финансовых средств, которые принадлежат им на праве муниципальной собственности. Согласно действующему законодательству доходы бюджетов муниципальных образований образуются из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Финансовая самостоятельность местного бюджета (по идее) должна складываться исходя из собственных налоговых и неналоговых доходов. Однако на практике суммарный объем указанных источников формирования финансовых ресурсов зачастую не превышает и половины поступающих в местные бюджеты средств. Все это позволяет сделать вывод о том, что муниципальные образования весьма зависимы от регионов в части финансового обеспечения.
Таким образом, конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления остается спорной и противоречивой категорией. С одной стороны, местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения в пределах отведенных ему полномочий, принимает необходимые и обязательные для исполнения решения, которые не нуждаются в каком-либо согласовании или утверждении. С другой стороны, местное самоуправление, безусловно, зависимо от государства.