Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1406

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.

нормативной оболочкой, а предполагает значительный уровень обеспечения соответствия конституции фактической и конституции юридической.

Наконец, трудно согласиться с позицией О.Е. Кутафина о том, что не может быть никаких международных требований к организации демократического процесса осуществления власти как одному из признаков (принципов) конституционализма. Достаточно даже беглого взгляда, например, на Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., чтобы убедиться в наличии международных стандартов в области избирательной системы, организации судебной власти, обеспечения прав профсоюзов и т.д., существенно определяющих правовые основы конституционного строя в ратифицировавших их странах. А поскольку нормы международного права имеют императивный характер и согласно ст. 15 Конституции России 1993 г. являются частью правовой системы Российского государства, то вполне возможно говорить о требованиях, предъявляемых этими нормами. Другое дело, что суверенное государство само решает, брать на себя эти обязательства или нет.

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В СВЕТЕ ПОПРАВОК 2020 ГОДА В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Развитие российского конституционализма как теории, так и практики, на протяжении всего времени его существования проходило достаточно своеобразно. В целом, конституционализм легитимирует государственную власть, утверждая ее правомерность, придает государственной власти больше авторитета в обществе не силовым, а социально выработанным методом, поэтому, по мнению Р.А. Ромашова, конституционализм в большей степени политическая система реально действующей конституции. Благодаря правозащитной роли конституционной юстиции, отмечают Арановский К.В. и Князев С.Д., происходит неуклонное, пусть порой и кажущееся кому-то медленным, утверждение гуманистической сущности российской государственности.

Так и в настоящее время в российском обществе прослеживается запрос на перемены, причем он исходит от самих людей, «зачастую они лучше знают, что, почему и как надо менять там, где они живут, работают – в городах, селах, по всей стране» - сказал в Послании Федеральному Собранию 2020 года Президент Российской Федерации. Речь идет о преобразованиях во всех уголках нашей страны, на всех уровнях: федеральном, региональном и местном. Начало 2020 года в России ознаменовалось масштабными изменениями практически во всех сферах жизнедеятельности страны, а их алгоритм был заложен в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, прозвучавшему также неожиданно впервые в самом начале года (15 января 2020), что глава государства обосновал так: «Нам нужно быстрее, не откладывая, решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна».


Национальные проекты, уже не первый год воплощающиеся в жизнь, сформированы по 12 стратегическим направлениям, таким как «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Демография», «Экология», «Культура» (01.01.2018 – 31.12.2024 гг.) и другие, затрагивают преобразования отдельных сфер государства. Поставлена амбициозная цель – Россия должна в ближайшие несколько лет войти в пятерку крупнейших экономик мира при темпах экономического роста, превышающих мировые, согласно Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Достижение данной цели требует комплексного подхода, «необходимо новое качество государственного управления, работы Правительства, всех уровней власти, прямого диалога с гражданами», - сказал В.В. Путин. Преобразования, анонсированные Президентом Российской Федерации, своевременны и, наверное, вполне ожидаемы, в связи с тем, что в предыдущих Посланиях глава государства говорил, что в стране уже обеспечена устойчивость и стабильность практически во всех сферах жизни, а это критически важно для нашей огромной многонациональной страны со сложным федеративным устройством…». Изменения планируются на всех уровнях: федеральном, региональном и местном. Подробнее остановимся на проблемах местного самоуправления.

Вопросы государственного устройства определяет Конституция Российской Федерации, и несмотря на то, что «потенциал ее далеко не исчерпан» по мнению главы государства, все же «пришло время внести в Основной Закон страны некоторые изменения». Обсуждение сложившегося дисбаланса, «разрыва» между государственным и муниципальным уровнем власти, который проявляется в разных сферах жизни российского общества, происходит уже не первый год. Проблема состоит 19 в том, что в этой сфере существует «разделенность и запутанность полномочий», что, по мнению В.В. Путина, прежде всего отрицательно сказывается на людях. Логическим следствием накопительных противоречий и «буксующим» механизмом реализации на практике взаимодействия государственных органов власти и органов местного самоуправления, подогреваемый постоянной научной полемикой стали поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. Новые положения Основного закона касаются совершенствования института публичной власти в России, предложены главой государства в законопроекте, который был принят уже через два месяца после Послания 15.01.2020 г.



Изменения 2020 г. в Основной закон страны связаны с решением еще одной проблемой, так Конституция Российской Федерации провозглашает равные права всех граждан страны, однако «возможности и гарантии в разных регионах и муниципалитетах обеспечиваются по-разному, что несправедливо по отношению к человеку и несет прямую угрозу нашему обществу и целостности страны», - отметил Президент. Добавим, что местное самоуправление, как самое «близкое» к населению страны, играет здесь определяющую роль. Согласимся с мнением В.И. Шкатулла, который сказал: «для того, чтобы модель местного самоуправления выполняла свои задачи и функции, она должна быть социально ориентирована и эффективна с точки зрения осуществления народовластия на местном уровне».

По мнению главы государства, проблема может быть решена путем внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, закрепляющих принцип единой системы публичной власти и создание эффективного взаимодействия между государственными и муниципальными органами. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин также обратил внимание на «отправную точку» этого сложного вопроса, которая находится в одной из норм Конституции Российской Федерации, «…статья 12 Конституции Российской Федерации дает повод к противопоставлению органов местного самоуправления органами государственной власти, в то время как органы местного самоуправления по своей природе являются лишь нижним, локальным звеном публичной власти РФ». Немало сложных вопросов данная статья вызвала и у В.И. Васильева: «В статье говорится, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но если они не входят в систему органов государственной власти, то, может быть, входят в систему других органов? Какую? Неизвестно. С этим можно согласиться, если признавать неоднозначность понятий «государственная власть» и «публичная власть» и более широкое содержание второго понятия по сравнению с первым».

Научная дискуссия о характере муниципальной и государственной властях существует давно. А.Н. Савенков и процесс; муниципальное право В.Е. Чиркин отмечают, что «проблемы публичной власти, ее соотношение с государственной властью давно обсуждаются в конституционно-правовой науке». «Институт местного самоуправления как самостоятельный институт публичной власти появился в России в 1990 г.» - утверждает В.И. Шкатулла, и то, что «без местного самоуправления в современных условиях невозможно осуществление народовластия» не вызывает сомнения. Устоявшееся мнение о разграничении понятий «местное самоуправление» и «государственная власть» поддерживает О.В. Романовская: «местное самоуправление является формой осуществления публичной власти, что нельзя отождествлять с государственной властью. Практика Конституционного Суда РФ как раз и проводила ту красную нить, благодаря которой не должно проходить смешивание местного самоуправления и государственного управления».


Развитие конституционализма в России на современном этапе связано с поправками 2020 года в Конституцию Российской Федерации, что можно считать историческим решением, ведь изменения касаются и вопросов государственного устройства в целом, функционирования отдельных институтов государственной власти и новой роли местного самоуправления в системе публичной власти. Рассмотрим правовую категорию «публичная власть» подробнее. Интересно, что она не употребляется в законодательстве (ни в Конституции РФ, ни в иных нормативных правовых актах), однако активно используется в учебной, научной и иной литературе, постоянно звучит в речах государственных деятелей - этот факт требует дополнительного теоретического осмысления. Отношение конституционалистов к правовой категории «публичная власть» тоже не однозначно. Например, известный конституционалист С.А. Авакьян в своем государственно-правовом терминологическом словаре не дает определение понятия «публичная власть», а отсылает к двум другим понятиям «народовластие» и «политическая власть», что говорит о понимании исследователем этих правовых категорий как идентичных, с чем сложно согласиться. По мнению исследователя «на местном уровне разновидностью политической власти можно считать власть местного самоуправления, которая согласно Конституции Российской Федерации отделена от государственной власти, но взаимодействует с нею, использует различные средства привлечения населения к выработке, принятию и реализации решений по управлению жизнью соответствующих территорий». Публичную власть С.А. Авакьян терминологически не отличает от политической власти, утверждая, что «политическую власть называют также публичной властью, исходя из того, что она осуществляется в обществе и адресована широким массам членов общества (т.е. публично)». А вот «народовластие», по мнению С.А. Авакьяна, категория конституционная, означающая принадлежность всей полноты 20 власти народу, отраженная во многих статьях Конституции Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, по замечаниям А.Н. Савенкова и В.Е. Чиркина, привела к употреблению термина «публичная власть» в качестве родового, обобщающего понятия, объединяющего государственную власть в нашей стране, власть ее субъектов и местное самоуправление». Очевидно, что вопросы местного самоуправлении в системе публичной власти в российском конституционализме вызывают многочисленные дискуссии, но вернемся к тем изменениям в Конституции Российской Федерации 2020 года, которые анонсировал Президент в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15.01.2020, а через два месяца оформленные в виде правовых норм в принятом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее - Закон о поправке к Конституции). Исследуемый термин «публичная власть» вынесен в заголовок закона, что говорит об особой роли, отведенной ему теперь в законодательстве и новом прочтении положений Конституции.


Термин «публичная власть» появился в ряде статей Закона о поправке к Конституции начиная со статьи 71 Конституции Российской Федерации, регламентирующей вопросы ведения Российской Федерации в пункт «г», которая теперь звучит так: «г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти». Причем этот термин в конструкции конституционной нормы предваряет правовую категорию «система федеральных органов власти», что видимо, говорит о его первостепенном значении и «средообразующем» характере.

В статье 80 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает конституционно-правовой статус Президента России, ранее использовавшийся в этой статье термин «органы государственной власти» в части 2 статьи 80 теперь заменен на «органы, входящие в единую систему публичной власти». Часть 2 статьи 80 Конституции изложена в следующей редакции: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти». Исходя из логики законодателя мы можем сделать вывод, что правовая категория «органы государственной власти» теперь заменены в Конституции Российской Федерации на новое правовое явление «органы, входящие в единую систему публичной власти». Отметим, что общее понимание новой правовой категории «публичная власть» в ходе обсуждений поправок в Конституцию Российской Федерации было достигнуто, обозначено отсутствие связи между «уровнем публичной власти» и возникающей проблемой разграничения сферы ответственности местных властей и региональных. Это в целом согласуется со словами Президента Российской Федерации о том, что «должна быть создана единая система публичной власти», конечно, без ущемления интересов и прав муниципалитетов

Однако недостаточная четкость некоторых конституционных норм, проверенных практикой, о которых говорил В.И. Васильев, привело к неоднозначному их применению, и слабую обоснованность статьи 12, посвященной местному самоуправлению. Как бы отвечая на эти замечания, претерпели изменения положения Конституции, регламентирующие местное самоуправление. Выясним, был ли введен законодателем новый для Конституции Российской Федерации термин «публичная власть» в статьях, устанавливающих конституционно-правовые основы местного самоуправления главы 8 и состоящая из четырех статей: 130, 131, 132 и 133? В двух статьях (131 и 132) появился новый термин «публичная власть». Однако и в 133 статье законодателем введен еще один новый термин из синонимичного ряда – «публичные функции», ранее не встречавшийся в Конституции.