ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 868

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

-: Вовлечение в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры.

-: Все вышеперечисленное

I:

S: Социально-культурная активность - это

+:Интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры.

-: Качество личности направленное на подготовку и проведение культурно досуговой программы

-: Качество личности направленное на инициативу подготовки и проведения культурно-массового праздника

-: Качество личности направленное на организацию творческой деятельности

I:

S: Одной из задач организаторов отдыха и развлечения является:

+: Формирование у людей хорошего, жизнерадостного настроения

-: Эмоциональное состояние личности, возникающее под влиянием многих впечатлений

-: Полноценное проведение досуга

-: Непосредственное влияние на общий психический тонус личности

I:

S: «Индивидуальность» - это…

+:Совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность отдельного индивида.

-: Физиологическая характеристика человека.

-: Самостоятельное явление в социологии, психологии, культурологии.

-: Нравственно-этическая характеристика человека.

I:

S: Закономерности социально-культурной деятельности - это

+:Система объективно существующих, внутренне обусловленных, непреложно проявляющихся устойчивых целевых установок, связей и отношений, складывающихся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры.

-:Гуманистическая направленность, и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей.

-:Творческие начала и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей

-:Удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей



9.2. Уровень требований и критерии оценок:

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе учебного процесса, то есть проведения лекций, семинаров и консультирования студентов, а также по результатам выполнения ими самостоятельных работ.

Итоговый контроль проводится в форме зачета (по итогам изучения 1-й части курса) и экзамена (по итогам изучения всего курса в целом).

Зачет проводится в устной форме в виде ответа на один из вопросов, содержащихся в списке вопросов, выносимых на зачёт. Непосредственно вопрос, на который предстоит ответить студенту, определяет преподаватель. Для получения положительной оценки студенту необходимо раскрыть основное содержание данного вопроса и ответить на дополнительные вопросы преподавателя. Оценка знаний на зачёте осуществляется по двум критериям: «зачтено» или «незачтено». Преподаватель имеет право ходатайствовать перед кафедрой об освобождении от зачёта тех студентов, которые добросовестно занимались в течении семестра демонстрировали глубокие знания в ходе осуществления текущего контроля и выставлении им оценки «зачтено».

Экзамен проводится в устной форме по билетам. Количество билетов – 30. В билете содержится 2 вопроса, по одному из 1-й и 2-й частей учебного курса. Оценка знаний осуществляется по пятибалльной системе. Критерии оценки знаний по каждому из двух вопросов аналогичны критериям зачёта. То есть студент обязан раскрыть основное содержание вопроса и ответить на дополнительные вопросы преподавателя. Один из возможных вариантов экзаменационных билетов содержится в приложении №4.

В виде исключения, по решению кафедры, оценка знаний студентов может осуществляется и комплексной форме с учетом:

  • Оценок студента по итогам промежуточного контроля , проводимого в ходе семинарских занятий;

  • Оценок за написание эссе, проведения реферативного обзора литературы т.д.

  • Оценки за выполнение курсовой работы;

  • оценки итоговых знаний в ходе зачета по итогам изучения 1-й части курса.

Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам отчетности представлено в таблице.

N п/п

Виды отчетности

Баллы

1

Текущий контроль

10

2

Оценка работ в семестре

10

3

Результаты зачета

80


Итого - 100 балов.

Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с установленными критериями реализуется следующим образом:

  • менее 51 балла - «неудовлетворительно» ("незачтено")

  • от 51 до 69 баллов - «удовлетворительно» ("зачтено")

  • от 70 до 85 баллов - «хорошо» ("зачтено")

  • свыше 86 баллов - «отлично» ("зачтено").

Результат определяется перед итоговым экзаменом и в соответствии с ним принимается решение о допуске студента до экзамена или освобождении от него в случае отличных показателей.

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

  1. Закон о культуре

10.2. Базовые учебники:

  1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. –  М.: МГУКИ, 2008

  2. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998

  3. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1998. – 65 с.

  4. Современные технологии социально-культурной деятельности Учебное пособие. – Тамбов.: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. -2004. – 532 с.


10.3.Рекомендуемая основная литература:

  1. Виппер Р. Ю. История средних веков. - С.- П.: ООО «СМИО Пресс», 2000.

  2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания и обряды. М., 2003.

  3. Зеленецкий М.Н. Основы культурного строительства: Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / ЛГИК им. Н.К. Крупской – Л., 1964. – 106 с.

  4. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студ. высш. и сред. учеб. заведений культуры и искусств: Учеб. пособие. - М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 1997. - 288с.

  5. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУКИ, 2007. -161 с.

  6. Культурно-просветительная работа в СССР: Учеб. пособие /Под. ред. Т.А. Ремизовой. – М., 1974. – 272 с.

  7. Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга. – Казань 2003

  8. Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1998.

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

  1. Анисимов е.В. Время петровских реформ xviiIв. – л.: Лениздат, 1989.

  2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточно-славянских обрядов. СПб., 1993.

  3. Байбурин А.К., Топоров А.Л. У истоков этикета. Л., 1990.

  4. Барский П.М. Организационные основы деятельности клубов по интересам и любительских объединений. - М., 1983. - 35с.

  5. Беловинский Л.В. История государственных учреждений дореволюционной России: Учебно-справочное пособие. – М.: МГУКИ, 2002.

  6. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

  7. Бернштам Т.А. Будни и праздники: Поведение взрослых в русской крестьянской среде (ХIХ – н. ХХв.) / Под ред. А.К.Байбурина.М., 1985.

  8. Боратынский М.А. Род дворян Боратынских: Приложение к «Летописи И. - Р. [Историко - Родословного] Общества» за 1910 г. - М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1910. - 18с.

  9. Васильев В.Н. Старинные фейерверки в России. – Л., 1960.

  10. Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. – М.: Т-во И.Д. Сытина, 1917. – 208 с.

  11. Виппер Р. Ю. История средних веков. - С.- П.: ООО «СМИО Пресс», 2000.

  12. Власова М. Оберега русских суеверий. М., 1995.

  13. Геннерван А. Обряды перехода. М.,1999.

  14. Даль В.И. Поверья, суеверья и предрассудки русского народа. – М.: Эксмо, 2008.

  15. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Историко-педагогический очерк. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

  16. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  17. Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.

  18. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в ХVI-ХVII вв. Т. 1. Домашний быт русских царей. - Ч. 1. Изд. 3-е. - М.: Тов. Мамонтова, 1895.

  19. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания и обряды. М., 2003.

  20. Зак Л.М. История изучения советской культуры. - М., 1981

  21. Зеленецкий М.Н. Основы культурного строительства: Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / ЛГИК им. Н.К. Крупской – Л., 1964. – 106 с.

  22. Земство и просвещение // Посев. - Frankfurt a.M., 1997. - Т. 44, №8.

  23. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский и др. - М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 1999.

  24. История крестьянства России до 1917 года., Т.3. Крестьянство периода позднего феодализма (середина XVII века - 1861 г.). - М.: Наука, 1993. - 664с.

  25. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студ. высш. и сред. учеб. заведений культуры и искусств: Учеб. пособие. - М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 1997. - 288с.

  26. Киселева Т.Г. Народное образование и просвещение в России: Реальность и мифы. – М.: МГУКИ, 2002. – 145с.

  27. Криничная Н.А. Эпические произведения о принесении строительной жертвы //Фольклор и этнография: У этнографических истоков сюжетов и образов /Под ред. Б.Н. Путилова. Л., 1987.

  28. Крянев Ю.В., Павлов Т.П.Двоеверие на Руси. М., 1988.

  29. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998

  30. Культурное строительство в РСФСР, 1917-1977 / Редкол.: Федюкин С.А. - гл. ред. и др.; Гл. арх. упр. при Совете Министров РСФСР. Центр. гос. арх. РСФСР. - М.: Сов. Россия, 1985. - Т.2. -Ч.1. Документы и материалы, 1928-1941 /Сост. Давыдова Л.И.(отв. сост.) и др.; Ред. Есаков В.Д. - 398 с. - Серия: История культ. стр-ва в СССР. Документы и материалы, 1917-1977.

  31. Культурно-просветительная работа в РСФСР за годы Советской власти (1917-1932 гг.): Библиографический указатель литературы. Выпуск 1. В 4-х частях. – М.: МГИК, 1989. – Ч. 1, 109 с.; Ч. 2., 131 с.; Ч. 3, 142 с.; Ч. 4, 158 с.

  32. Культурно-просветительная работа в СССР: Учеб. пособие /Под. ред. Т.А. Ремизовой. – М., 1974. – 272 с.

  33. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. – М., 1981. – 285 с.

  34. Литовкин Е.В. Культурно-просветительная работа России послевоенного периода в историко-педагогическом контексте. Монография. – М., 2004

  35. Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга. – Казань 2003

  36. Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительной работы. – 3-е изд. – М.: Наука, 1918. – 166 с.

  37. Народное образование в России. Исторический альманах. М.: изд-во «Народное образование», 2000.

  38. Народное хозяйство СССР за 60 лет: Юбил. стат. ежегодник. - М.,1977

  39. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1998. – 65 с.

  40. Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1998.

  41. Очерки истории досуга / Н.Ф.Максютин. —2-е стер. изд. — Казань: Медицина, 2003.

  42. Пиналов С.А., Чернявский Г.И., Виноградов А.П. История культурно-просветительная работы в СССР: Учебное пособие. – Киев 1983

  43. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

  44. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Далекие предки I - ХVII вв. - М., 1994.

  45. Рябков В.М. Историография культурно-просветительнйо работы в СССР в период совершенствования социализма 1961-1985 гг.: Учебное пособие. – Челябинск, 1987

  46. Савченко А.М. История культурно-просветительной работы в СССР: Курс лекций для студентов-заочников. – М., 1970

  47. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И.Толстого.,т.1,М.,1995.

  48. Славянские древности: Этнолингвистический словарь /Под ред. И.Толстого.,т.1,М.,1995.

  49. Соболевский Л.П. Образованность Московской Руси ХII-ХVII вв. – СПб., 1894.

  50. Терещенко А.В. История культуры русского народа /А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2007.

  51. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов ин-тов культуры. – М.: Просвещение, 1981.