ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 1209

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

СИСТЕМА» - («системные ребята», «пиплз») - не имеющая четкой структуры, разношерстная неформальная полуорганизация, объединяющая «системных ребят», некоторые группы панков, «волосатых», различного рода хиппи. Лидеры «системы» провозглашают такие цели, как обновление общественных отношений в стране и на планете посредством распространения тех отношений бескорыстия, которые, по их мнению, существуют в «системе». Средством достижения этой цели являются добрые, терпимые отношения к окружающим, отрицание скопидомства, накопительства, творчество и т.п. Призыв к моральному самосовершенствованию личности провозглашают лидеры «системы», действительно стремящиеся так жить и действовать, будучи сами достаточно взрослыми, «олдовыми» людьми (от англ. old - взрослый). Лидеры считают, что их отношения в «системе» являются предвестниками, моделями новой культуры, имеющей интернациональный характер, распространяющейся во всем мире и основывающейся на любви к ближнему. Характерно, что сама идея о «новизне» такой культуры постоянно выделяется и подчеркивается. Эта «новизна» моральных норм принимает в «системе» статус критерия истинности моральных оценок, а государство, его институты, само окружающее их общество либо существуют в воображении лидеров «параллельно» с «системой», либо противостоят ей.

СИТ-ИН - (от англ. sit-in - наблюдать, присутствовать) - сидячая забастовка. Были распространены в период студенческих революций в США.

СКИНЫ, СКИНХЕДЫ - (от англ. skin - кожа + head - голова) - то же, что и «бритоголовые».

СЛЕНГ - (от англ. slang) - жаргон, жаргонная лексика. Слэнг подвержен частым изменениям. Широкое распространение получил в молодежных субкультурах.

СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА - культурно-психологический феномен, характеризующийся способностью человека к комической оценке действительности. Элементами смеховой культуры являются гротеск, ирония, юмор, пародия, сатира.

СМЕШАННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ - термин, введенный в научный обиход П.Сорокиным для обозначения переходного типа культуры от одного основного типа к другому (от идеационального к чувственному или наоборот). Данный тип культуры, согласно Сорокину, суперсистемой не является. Смешанный тип культуры характеризуется присутствием противостоящих друг другу элементов обоих основных типов. Только это - механическая смесь, эклектика. Примером смешанного типа культуры может быть Европа в первые века по Рождеству Христову, когда ростки христианства противостояли еще сильному язычеству.


СОЦИАЛИЗАЦИЯ - (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом определенных систем норм, знаний, навыков, правил жизни, которые позволяют ему стать членом общества, жить в нем, быть полноправным его членом, правильно действовать и взаимодействовать со своим культурным окружением.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы. (по Н.Н. Ярошенко).

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА - (от греч. dynamis - сила) - изменение или модификация черт культуры во времени и пространстве. Социокультурная динамика выявляет закономерности происходящих процессов и тенденций, осмысливает и теоретически объясняет их.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ - совокупность культурных объектов, технологий, институтов, порождаемых, поддерживаемых и развиваемых людьми, прошедшими особую профессиональную подготовку, владеющими специализированными знаниями и навыками.

СТИЛЬ - (от греч. stylos - палочка для письма) - способ существования чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов; идейная и художественная обусловленность общности изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном произведении. Стилевое единство существует в культуре определенной эпохи, страны.

СТИЛЯГИ — городская молодежь в СССР, слепо подражавшая крикливой моде (конец 50-х - первая половина 60-х гг.).

СУБКУЛЬТУРА - (от лат. sub - под). «Суб...» - первая составная часть сложных слов, обозначающая: 1) расположенный внизу, под чем-либо или около чего-либо; 2) подчиненный; 3) неосновной, неглавный. Так, говоря о субкультуре, мы имеем дело с подчиненной, неосновной, неглавной культурой. Это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Т.е. субкультура - это подкультура или культура в культуре; подчиненная, неосновная, неглавная культура.

СУБЛИМАЦИЯ - (от лат. sublimare - возносить) - процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и культурного, в том числе художественного, творчества. Понятие введено в культурный оборот З.Фрейдом, который рассматривал сублимацию как один из видов трансформации влечений.


СУПЕРСТАР - (от англ. super - сверх, над + star - звезда) - в переносном смысле звезда первой величины, «сверхзвезда». Слово было особенно распространено в молодежной среде после постановки рок-оперы Тима Раиса и Эндрю Ллойда Вебера «Иисус Христос - суперстар» (1968).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - целеориентированная активность, содержание которой задано ролью.

СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО - высшая форма деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых социальных отношений общественного бытия.

СОЦИУМ - отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира».

СОЮЗЫ - организуют свою работу наряду с добровольными обществами. Существуют союзы художников, писателей, дизайнеров, журналистов, театральных деятелей.

СПОРТ - (англ. sport, сокращение первоначально disport - игра, развлечение), система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений; имеет целью, наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, достижение высоких результатов и побед в состязаниях; составная часть физической культуры

СРЕДСТВА НАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИИ - способствуют чувствительному восприятию образа или предмета (афиша, плакат и т.п.).

Т

ТАНЕЦ - (польский taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, Т. постепенно приобрёл самостоятельное значение. У каждого народа сложились танцевальные традиции. На основе народного Т. начал создаваться сценический танец. В профессиональном театральном искусстве Т. достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы: европейский классический танец — основная система современного балета, танцевальные системы стран Азии и Африки. Народные танцы явились также прообразом бального танца. Танец как один из видов искусства служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танцевальных образов определяется их содержанием и формой. Основные средства выразительности в Т.: гармонические движения и позы, пластика и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Т. обогащается и конкретизируется костюмом, театр, реквизитом.


ТАНЕЦ БАЛЬНЫЙ - танец, который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах). Б. т. часто называют также бытовым танцем. Процесс дифференциации первобытного, фольклорного танца на крестьянский, бытовой (городской и придворный) и сценический (ритуальный — храмовой, танец феодальной знати, народных потешников) шёл одновременно с развитием общества и его социальным расслоением на антагонистические классы. Этот процесс протекал схоже в странах Зап., Вост. Европы, Азии и Африке. Народные истоки Б. т. обеспечили его жизнеспособность и широкое распространение. Они способствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития демократических жанров и форм бытового танца у различных народов. Бальный танец возник в 14в. в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил Б. т. Затем Б. т. распространился во Франции. В 16-17вв. Франция становится законодательницей Б. т.

ТАНЕЦ КЛАССИЧЕСКИЙ - канонизированная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщённой трактовки сценического образа; раскрытие эмоций, мыслей и переживаний средствами пластики. Как термин употребляется в России с конца 19 в.

ТАНЕЦ ЭСТРАДНЫЙ - вид сценического танца, небольшая танцевальная сценка (танцевальная миниатюра), чаще развлекательного характера. Построена на лаконичных средствах хореографической выразительности. Истоки Э. т. — в народном творчестве, ранние его формы бытовали в России в выступлениях плясунов в русских и цыганских хорах, на народных гуляньях (с середины 19в.). В начале 20в. на эстраде появился сценический жанр танцевального лубка в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, от которого началась традиция комедийного номера на фольклорной основе (сохраняется и в современном Э. т.). Перед 1-й мировой войной 1914—18 на эстраде были популярны «салонные» и «декадентские» танцы, основанные на модных в то время бальных танцах (танго, кэк-уок и др.), усложнённые элементами акробатических поддержек.

ТАБУ - (от полинезийского) - у первобытных народов религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п. Нарушение табу якобы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил. Табу отличается от запрета вообще тем, что оно ничем не мотивируется и ничем не обосновывается.


ТЕАТР - (от греч. theatron - место для зрелищ; зрелище), род искусства. Как и др. искусства, Т. - форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие в нём тех или иных форм, тенденций, идей, само место Т. в жизни общества и характер его связей с современностью обусловлены особенностями социальной структуры общества, его духовными запросами. Художественного подъёма Т. достигает обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего мира человека, его общественные устремления.

ТЕДЫ, ТЕДДИ-БОЙЗ - (от англ. teddy boys - пижоны) - английские молодые люди, в основном из рабочих кварталов южного и восточного Лондона, имевшие низкий достаток, минимальный шанс получить высшее образование и приличную работу. Они выполняли низкоквалифицированную работу, но стремились жить, как «высший свет». Поэтому их поведение было жестким и «мужским». Они были агрессивны: устраивали драки на танцплощадках и в кинотеатрах, часто нападали на темнокожих иммигрантов; принимали активное участие (а чаще всего были зачинщиками) в расовых беспорядках, актах вандализма и т.п.

ТЕКСТ - (от лат. tekstuvn - ткань, сплетение) - смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов; последовательность символов, образующих сообщение; обоснованное предшествующими суждениями рассудочное единство, обладающее многосмысловой структурой, порождающей новые смыслы. Функция текста -сохранение и передача социально значимого содержания.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦИКЛОВ - культурологическая теория, согласно которой процессы, происходящие в культуре, имеют циклический характер аналогично цикличности природных процессов (день-ночь; зима-весна-лето-осень и т.п.). Согласно данной теории неизбежна повторяемость, цикличность культурно-исторического развития. Внутренние зависимости истории выражаются в форме протекания исторических процессов, в характеризующем их «общем стиле культуры». Сторонниками данной теории были О.Шпенглер, А.Тойнби. Они считали, что цикличность/повторяемость, синхронность являются общеисторическими законами развития культуры.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях осуществления в условиях свободного времени, досуга.