ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 875

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Понятие о психологическом и педагогическом компонентах в социально-культурной деятельности. Теория и практика педагогики досуга. Социально-психологические механизмы досуговых коммуникаций. Теория и уровни развития коллектива. Социально-психологический климат, потребности, мотивация, интересы, ориентации и установки участников социально-культурной деятельности. Изучение и учет социально-психологических особенностей детей, подростков и взрослых – участников социально-культурных процессов.

Педагогическая сущность социально-культурной деятельности. Понятие о педагогическом результате и педагогической эффективности. Связь между целями, задачами, принципами, средствами, содержанием, организацией работы и результатами деятельности. Понятие о педагогическом потенциале социально-культурной деятельности. Подсистема разнотипных социальных институтов; социально-культурных общностей; индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени. Педагогическое руководство социально-культурной деятельностью в регионе. Ее диагностический и формирующий этапы. Использование передового опыта и совершенствование педагогической технологии.


Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Роль и место государственных и негосударственных социальных институтов в развитии, регулировании и совершенствовании культурно-досуговой сферы. Их деятельность как организующих субъектов социально-культурного развития, проведения эффективной муниципальной социально-культурной политики.

Конституция Российской Федерации о культуре, искусстве, досуге, творчестве. Государственная федеральная программа сохранения и развития искусства России как отражение государственной культурной политики и способ поддержки культурного потенциала России.

Генеральная цель государственной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры. Задачи: инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов; сохранение и развитие национальных культур; поддержка культурных инноваций; развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона; ориентация на приоритетные социальные группы и категории населения; возрождение и развитие культур малых городов и российского села; поддержка научных исследований в области культуры.

Цели и задачи муниципальной, культурной политики: взаимодействие трудовой, общественной, политической и культурно-досуговой деятельности; активизация самодеятельного участия населения и трудовых коллективов в развитии культурно-досуговой сферы региона; развитие широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирование культурно-творческой активности населения; создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции. Развитие малого бизнеса в социально-культурной сфере.

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Отражение приоритетных задач и направлений социальной работы, социальной педагогики, психологии и культурологии в содержании социально-культурной деятельности.

«Социально-культурная среда», «государственная и региональная социально-культурная политика», «гуманитарная политика в едином культурном пространстве социума», «система социально-культурных институтов – как основа сущности социально-культурной деятельности». Характерные черты современной социокультурной ситуации в России: недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур; кризис культуры; отставание социально-культурной сферы в сравнении с другими странами; неразвитость культурных запросов значительной части населения.


Основы региональной, культурной политики на современном этапе. Разработка основных направлений и приоритетов развития социокультурной жизни. Формирование региональных программ социокультурного развития. Основные задачи и тенденции социокультурного развития. Сущность социально-культурной политики, ее цели, направленность и взаимосвязь с современной практикой.

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Определение функций социально-культурной деятельности применительно к ее содержанию. Основные функции социально-культурной деятельности, их социально-защитный и реабилитирующий характер. Стимулирование социальной активности, духовной реабилитации и адаптации личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения людей. Развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей. Организация отдыха и развлечений на основе широкого удовлетворения досуговых интересов, увлечений и потребностей людей.

Развивающий характер функций социально-культурной деятельности. Взаимосвязь и взаимозависимость ее развивающих функций в целостном процессе формирования личности.

Подвижность и изменяемость функций досуговой деятельность под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления, характерных для нынешнего этапа развития общества.

Понятие принципов организации социально-культурной деятельности и их методологической основы. Влияние процессов социально-экономического и духовного обновления общества на трансформацию принципов социально-культурной деятельности.

Принцип плюрализма в социально-культурной деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации. Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. Принцип всеобщего массового культуротворчества как доминирующего признака. Принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга. Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами в регионе, основанный на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики.



Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социально-значимые виды общественной организации свободного времени и различные формы социально-культурной деятельности масс как ведущие средства социально-культурной деятельности. Развивающая и рекреационная роль печати, радио и телевидения. Роль и место печати, радиовещания и телевидения в социально-культурной деятельности. Воспитательный потенциал живого слова, искусства, наглядности и других средств социально-культурной деятельности. Инновационные подходы в использовании средств идейного и эмоционального воздействия в учреждениях социально-культурной сферы.

Понятие о методах социально-культурной деятельности и их характеристика. Методы формирования общественного сознания. Методы включения в социально-культурную деятельность. Метод стимулирования социально-культурной активности. Методы социологических исследований социально-культурной деятельности.

Понятие о формах социально-культурной деятельности и их типология. Эпизодические и стабильные формы. Динамика форм социально-культурной деятельности. Классификация форм: по субъекту организации воспитательной работы в сфере досуга; по количественным показателям аудитории; по социально-демографическим характеристикам; по основным направлениям социально-культурной деятельности; по организационным особенностям. Взаимосвязь и взаимодополнения средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Содержание как форма интеграции основных направлений социально-культурной деятельности. Влияние социокультурной ситуации на характер и содержание досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность в системе непрерывного образования и воспитания. Общественно-политическое направление и совершенствование социально-культурной деятельности. Ориентация на человека, его интересы и потребности. Формирование политической и экономической культуры. Разработка и реализация программ культурно-досуговой деятельности в сфере политики. Активизация общественной и государственной жизни региона средствами социально-культурной деятельности. Развитие позитивных социально-политических инициатив граждан, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности.