Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 598

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Месса (лат. missa, нем. messe, англ. mass). Месса, евхаристическое богослужение, представляет собой главную службу в Католической церкви (аналогична православной литургии). Месса содержит разделы неизменяемые, употребляющиеся в любой службе (ординарий), и разделы, приуроченные к определенным дням церковного года (проприй). Структура и тексты мессы окончательно сложились к XI в. Служба состоит из пяти основных частей, названных по первым словам открывающих эти части песнопений: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei. За ними следует окончание мессы (Ite, Missa est ecclesia, «Идите, распущено собрание»; в православной литургии – отпуст). В музыкальных воплощениях мессы отразились стили разных эпох, при этом наиболее яркие в художественном отношении произведения нередко оказывались малопригодными для употребления за богослужением; случалось также, что мессы сочинялись композиторами, не исповедовавшими католичество. Среди самых известных образцов жанра – мессы Машо, Дюфаи, Окегема, Депре, Палестрины, а также Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Верди, Форе, Стравинского и др.

Мессанца или мистиканца (messanza, misticanza с ит. «смесь, микстура») – итальянский аналог кводлибета, известный менее других национальных разновидностей.

Мистерия(от греч. «таинство, тайное священнодействие») – совокупность тайных культовых мероприятий, представляющих собойтеатрализованные представления,в которых участвовали обычно лишь посвящённые лица. Они до сих пор остались загадкой в истории развития религии. Появились в Древнем Египте, но наибольшее распространение получили в Древней Греции. Позднее мистерии были заимствованы христианством и стали составной частью христианского богослужения. Со временем они обособились от официальной религии и приняли характер тайных. Эти действия сопровождались определённым ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т.д. Мистерии являлись ещёпраздниками посвящения (инициация). В Европе мистерия стала в XIV-XVI вв. жанромрелигиозного театраи представляла собойинсценировки отдельных евангельских эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы. Для литургической драмы был характерен строгий формализованный, ритуально-символический характер исполнения. Однако со временем в драму стал проникать народный язык выражения, усилилась действенность и зрелищная часть, что противоречило канону церкви. Сюжеты из Библии и Евангелия перемежались с бытовыми интермедиями и комическими номерами. К середине 16 в. практически во всех странах Западной Европы мистерия была запрещена. В мистерии возникли и другие жанры средневекового театра –моралитеи фарс. В XX веке жанр мистерии возрождается в новом качестве (Л. Даллапиккола «Иов»).


Мореска(мориска, moresca, morisca, итал. «мавритан­ская»). 1) В эпоху Возрождения – танец, воспроизво­дящий битву между христианами и маврами. В исполне­нии морески участвовали многолюдные толпы; лица испол­нителей красились в черный цвет, а к их костюмам при­цеплялись колокольчики. Мореска нередко исполнялась в комедии дель арте. Была обязательным атрибутом всевозможных шествий и карнавалов. Мореска была популярна во многих странах (английская разновидность – моррис). В XVII веке термином «мореска» обозначался балет или танец-пантоми­ма в опере (образец – мореска, завершающая оперу Монтеверди «Орфей»).2) Вилланелла, втекстекоторойпародируетсядиалект африканцев–жителей Венеции Неаполя в звукоподражательных слогах типа «ки-ки», «на-на», «мяу-мяу» и гортанных звуках. Длямузыки таких моресок былихарактерныпростота, живость, ритмиче­скаясвобода, аккордовыйскладиредкиепассажипараллельными квинтами.

Мотет (англ., франц. motet). Название появляется в XIII в. и относится к вокальным произведениям, в которых мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с двумя другими мелодическими линиями (дуплум и триплум). Произведения такого рода стали называться мотетами, когда словесный текст (обозначаемый словом mot) начали переносить в дуплум (называемый поэтому мотетом), т.е. в голос, который ранее просто вокализировался. В XIII в. мотеты были, как правило, многотекстовыми, т.е. в разных партиях звучали разные тексты, как церковные, так и светские, случалось даже – на разных языках. В отличие от средневекового, ренессансный мотет писали только на церковный текст, единый для данного произведения. Однако и в этой форме сохранялась неодновременность произнесения слов в разных голосах – чаще всего это являлось результатом широкого применения имитаций, и подобная особенность стала характернейшим признаком жанра мотета вообще. В эпоху барокко, когда большое распространение получают инструментальные жанры, роль мотета переходит к кантате, т.е. к вокально-инструментальной форме, но и чисто вокальный мотет продолжает свое существование: мотеты сочинялись кразного рода торжествам, и среди их авторов мы находим крупнейших мастеров эпохи. История мотета насчитывает около семи веков, и в области западной церковной музыки этот жанр уступает по значению только мессе. Великолепные образцы мотетов можно найти в сочинениях Перотина, Гийома де Машо, Джона Данстебла, Гийома Дюфаи, Жана Окегема, Якоба Обрехта, Жоскена де Пре, Орландо Лассо, Палестрины, Томаса Луиса де Виктории, Уильяма Бёрда, Генриха Шютца, Баха, Моцарта, Мендельсона, Брамса и др. 


Музыкальная драма. 1) Одно из ранних названий оперы. Применялось с момента возникновения оперы в Италии на рубеже XVI-XVII вв. (итал. dramma per musica). Авторы первых итал. опер рассматривали в качестве образца др.-греч. трагедию, где драматургия также сочеталась с музыкой, однако фактически они создали новый жанр. 2) Понятие, возникшее в середине XIX в. в связи с борьбой против оперных условностей и перенесением в оперу принципов драматического театра (более последовательное подчинение музыки драматическому действию, преодоление замкнутости отдельных оперных эпизодов ради усиления сквозного развития, замена арий свободно построенными вокальными монологами, дуэтов –музыкально-диалогическими сценами). В Германии термин «Музыкальная драма» («Musikdrama») был введён в 1833 г. Т. Мундтом, который, однако, обозначал им оперу вообще (как единство поэзии и музыки), в отличие от драматического произведения с музыкальными вставками. Термин используется главным образом в применении к операм Вагнера и его подражателей. 3) Термин нередко применяется по отношению к созданным во второй половине XIX в. операм драматического характера, в которых заметны усиление сквозного драматического развития и преодоление традиционный номерной структуры, но без подчинения принципам вагнеровской музыкальной драме (Верди «Отелло», Бизе «Кармен», Чайковский «Пиковая дама»). 

Ноктюрн (франц. nocturne, итал. notturno, «ночной»). В конце XVIII в. итальянским словом notturno называли камерную музыку, предназначенную для вечерних увеселений. В эпоху романтизма ноктюрн – лирическая инструментальная пьеса, часто отличающаяся развитой аккордовой фактурой. Первым назвал свои фортепианные пьесы «ноктюрнами» ирландский композитор и пианист Дж.Филд; его сочинения послужили моделью для ноктюрнов Ф. Шопена и прочей литературы данного жанра. В творчестве Ф. Мендельсона и К. Дебюсси можно встретить и оркестровые ноктюрны. 

Опера (итал. opera – дело, труд, работа; лат. opera – труды, изделия, произведения, мн.ч. от opus) – синтетический жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы – либретто. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.


Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) – театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки. 

Оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.. 

Органум (лат. organum от греч. organon, «инструмент», «орудие»). Одна из самых ранних полифонических форм, впервые описана в теоретическом трактате Musica Enchiriadis (ок. 900). Старейший вид органума, параллельный, состоял из двух голосов – основного, содержавшего мелодию григорианского песнопения (vox principalis) и дополнительного, в котором та же мелодия звучала на кварту или квинту выше или ниже (vox organalis). Позже к ним стали присоединять третий голос – свободный контрапункт. В раннем органуме все голоса имели одинаковый ритмический рисунок и записывались в свободном метре, без тактовых черт; позже vox organalis приобрел мелизматический характер, т.е. на один слог текста приходилось уже несколько ритмических единиц. Среди образцов органума, созданных французскими мастерами школы парижского собора Нотр-Дам (Леонин, Перотин), встречаются такие, в которых разделы, где на один звук основного текста приходится несколько звуков контрапункта, чередуются с разделами, в которых голоса движутся в одном метре, но содержат разный мелодический материал. Впоследствии приложение разных текстов к таким метрически однородным линиям дало толчок к возникновению новой полифонической формы – мотета.

Павана(pavana, возможно, от названия итальянского г. Падуя [Padova], см. также падуана). Придворный та­нец XVI – XVII веков, вероятно, итальянского происхожде­ния. По хореографии был близок популярной в XV веке бассаданце или бас-дансу – степенному танцу в дву­дольном размере. В источниках XVI века за паваной часто следу­ет быстрый трехдольный танец или несколько таких танцев, основанных на том же мелодическом или гар­моническом материале, что и павана. В Италии танец, следо­вавший за паваной, именовался сальтарелло; в странах севера Европы павана чаше всего объединялась с гальярдой. К кон­цу XVI века в Италии павана сменилась пассамеццо, однако в Англии она до середины 1620-х годов оставалась одним из са­мых популярных танцев. Английскими композиторами XVII века создано множество паван для лютни, клавишных инструментов и консортов.


Парафраза – разные виды переработки текста (в частности,литературного или музыкального произведения): подробноеобъяснениекраткого текста, сокращённое изложение большого текста (адаптация), упрощённое изложение трудного для понимания текста с краткими разъяснениями, переложениепрозаическоготекста встихи, переложение стихов в прозу. Парафразом также может называться частичный пересказ текста. Парафразом называется, в частности, особый, учебный типкомментарияк теоретическому тексту, который представляет собой близкое к тексту изложение оригинала с объяснением. Изобрёл этот тип комментариев древнегреческий комментаторАристотеляФемистий. Его парафразы предназначались для того, чтобы читать их параллельно с соответствующими текстами Аристотеля. В музыке термин «парафраза» применялся X. Риманом, А. Шерингом и Ж. Гандшином для обработок хоральных мелодий в полифонических сочинениях XIII-XIV вв., в которых оригинальная мелодия выступала в упрощённом и «обобщённом» виде. В XIX в. «парафраза» – обозначение инструментальной виртуозной фантазии, главным образом для фортепиано, на темы популярных песен, оперных арий и т.п. Эти темы нередко подвергаются значительному преобразованию, выступают в новых соотношениях друг с другом. Большая часть парафраз принадлежит к салонной музыке. Ряд художественно-значимых парафраз создан Ф. Листом.

Партита (итал. partita от лат. pars, «часть»). Буквально – многочастное сочинение; название употреблялось И.С.Бахом для ряда его инструментальных сюит. 

Пассакалья (итал. passacaglia; исп. pasacalle, «уличная песня»). Источник жанра – медленный танец в трехдольном размере, возможно, испанского происхождения. Позже пассакальей стали называться вариации на постоянно повторяющуюся тему, которая располагалась чаще всего в басу, но иногда и в других голосах. Таким образом, эта форма очень близка чаконе, а часто идентична ей. И пассакалья и чакона появляются в музыке для клавишных инструментов XVII в. Наиболее известные примеры жанра – пассакалья до-минор для органа И.С.Баха, а в более позднее время – пассакалья в финале Четвертой симфонии И.Брамса, в Четвертом струнном квартете П.Хиндемита и в Первой симфонии С.Барбера. 

Пассионы (буквально «страсти»; от лат. passio, «cтрадание»). Произведение ораториального характера, в котором излагается история последних дней жизни Спасителя и его смерти на кресте; текст – по одному из четырех евангелий. Возникли на основекатолическойцерковной службы и исполнялись как народные представления в течение или, позже, в канун Страстной недели:евангельский текст зачитывался или разыгрывался в лицах, с музыкальным сопровождением. В церковный обиход вошли в IV веке, первоначально в видепсалмодии. С XIII в. текст Страстей исполнялся в диалогической манере – в форме диалога солиста ихора; постепенно происходило обособление партий отдельных участников драмы. К XVI в., кроме хорального типа Страстей, основанного на традициях григорианского пения и псалмодии, сложился и так называемый «мотетный» тип – весь канонический текст исполнялся хором, в форме полифонического многоголосия (Я. Обрехт,О. Лассо). На протяжении многих веков при исполнении Страстей инструментальноесопровождение не допускалось; оно постепенно входило в обиход начиная с XVII в. ПослеРеформациипоявились ипротестантскиеСтрасти – с текстом на немецком языке, с использованиемпротестантского хорала (Г. Шютц). Протестантская церковь только во времена Баха, допустила музыкальную драму в свои стены. Вместе с тем уже в XVI веке Страсти превратились в само­стоятельную формудуховной музыки, не входящую в состав чтения «Страстей господних». Со временем они утратили культовое значение и перешли в концертную практику. Расцвет жанра Страстей связан с распространившейся в XVIII векеораториальнойформой – с участиемсолистов, хора иоркестра, нередкооргана (Г.Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман – автор 44 пассионов). Вершинные достижения – Страсти И. С. Баха. Текст Страстей постепенно отходил от собственно евангельского: уже в начале XVIII века на основеНового Заветатексты для Страстей писали известные поэты и оперныелибреттисты (И.С. Бах для своих Страстей использовал, тексты Брокеса, Франка,Пикандераи др. поэтов). В XIX веке интерес к жанру «Страстей» постепенно угас, но возродился в XX веке (К. Пендерецкий «Страсти по Луке», С. Губайдулина «Страсти по Иоанну», А. Пярт «Страсти по Иоанну»).