ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 1206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

РЕГРЕСС - (от лат. regressus - обратное движение) - тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Регресс содержит также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.

РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА - составная часть общей культурной системы, порожденная религиозными запросами людей и призванная удовлетворять эти запросы. Элементами религиозной культуры являются: мораль (религиозные нравственные поучения), религиозная философия, политика, культовое искусство (живопись, зодчество, ваяние, музыка, литература и проч.), научно-просветительская деятельность (религиозные учебные заведения -семинарии, воскресные школы и т.п.; библиотеки; издательства и проч.) и ряд других. РЕЛИГИЯ - (от лат. religio - связь) - вера в сверхъестественное, лежащая в основе мировоззрения, мироощущения, поведения и действий. Религия связана с запредельными для человека объектами, носящими феноменальный, сверхъестественный характер, поэтому она представляет собой самое сложное явление сознания и социальной практики. Кроме того, религия - это совокупность верований, символов, образцов действий, с помощью которых регулируются отношения людей к таким проблемам человечества, как жизнь, смерть, страдания, добро, зло и т.д.

РЕЛЯТИВИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ - (от лат. relatio - относительный) - умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с признанием относительности, т.е. ограниченной ценности, истинности всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм. Согласно культурному релятивизму существует множество культур, имеются разнообразные пути их развития, а также множество ценностных систем и культурно-исторических типов. Любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и лишь тогда, когда она рассматривается в своей целостности. Культурный релятивизм выступал против европоцентристской трактовки культурно-исторического развития, отстаивал равноправность всех типов культур, подчеркивал уникаль ность, самобытность локальных культур. Основным представителем и разработчиком данной теории является американский антрополог М.Гершкович (Херсковиц; 1895-1963).

РЕП (РЭП) - (от англ. rap - удар,, стук) - стиль популярной эстрадно-танцевальной музыки. Характеризуется тем, что в сопровождении ударника или синтезатора поются, декламируются или скандируются ритмические стихи. В 70-х гг. начал исполняться на дискотеках США, откуда разошелся по всему миру.


РЕППЕР - поклонник музыки в стиле реп.

«РЕСТАВРАТОРЫ» - российское интеллектуальное неформальное объединение. Занимается восстановлением и изучением памятников старины. Возраст - от 14 до 28 лет. Значительная часть «реставраторов» имеет лишь среднее образование. Р. являют собой один из вариантов эскапизма, ухода от враждебной действительности, поскольку увлечение стариной для большинства -компенсация невозможности реализовать себя, найти необходимые контакты, дружеские связи в других сферах.

РЕФЕРАТ -(от лат. refero - сообщаю) - в научной культуре краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания какого-либо труда (трудов), литературы по определенной теме.

РЕФЛЕКСИЯ - (от лат. reflexfo - отражение) - полное сомнений размышление, анализ собственного психического состояния (самоанализ). В научный оборот понятие «рефлексия» ввел французский биолог, гуманист, философ и теолог, приверженец концепции «христианского эволюционизма» Пьер Тейярде Шарден (1881-1965). В работе «Феномен человека» он так определил это понятие: рефлексия - это «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, -способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь». Возникновение рефлексии - это точка кипения, опрокидывания сознания на самого себя. Согласно Шардену, рефлексия - это уникальная способность, которая собственно и делает человека человеком: «Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточения на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение нового мира, отличного от природы, отличного от мира природы. Абстракция, логика, обдуманный выбор и изобретательность, математика, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, тревоги и мечтания любви... Вся эта деятельность внутренней жизни - есть не что иное, как возбуждение вновь образованного центра (центра рефлексии), воспламеняющегося в самом себе». Без рефлексии было бы невозможно возникновение собственно человеческой психики, мысли, разума, души, культуры. Поэтому можно с полным правом утверждать, что рефлексия является импульсом возникновения и развития культуры.

РИТУАЛ - (от лат. ritualis - обрядовый) - сложившиеся в процессе исторического развития формы символического поведения людей, строго установленного порядка обрядовых действий. В ходе длительного процесса ритуализации определенные модели поведения превращались в независимые символы, которые становились общепринятыми в культуре.


РОКЕРЫ - «ночные всадники», молодые люди, которых объединяет любовь к технике (в данном случае к мотоциклу без глушителя, но с форсированным двигателем) и антиобщественное поведение. Они собираются в большие группы и по ночам с бешеной скоростью и жутким грохотом носятся по полосам встречного движения представляют собой нечто вроде небольших «государств»: каждое имеет своего президента, устав и конституцию. Девушки полноправными членами объединений быть не могут, но участвовать в их жизни им разрешается в качестве «собственности» одного из рокеров. Рокеров также называют роккеры и байкеры.

РОК-Н-РОЛЛ - (от англ. rock and rol - букв.: раскачиваться и вертеться) - парный танец в стиле джазовой музыки, получивший широкое распространение в молодежной культуре США в 50-х гг., а затем ставший популярным во всем мире.

РОЛЛЕРЫ - любители роликовых коньков, которые, не боясь сломанных рук и ног, катаются агрессивно (настоящий роллер перенес по два-три перелома). Роллер - детище сегодняшних мегаполисов. В основном старшеклассники, студенты младших курсов. Многие роллеры катаются просто для себя, чтобы чего-то добиться, доказать себе, что они что-то могут, чтобы самореализоваться. Роллеры имеют свой стиль одежды: очень широкие джинсы или джинсовые шорты, кеды, свободного покроя футболки (на несколько размеров больше, чем необходимо) или свитер, шапка с «рожками» или кепка. На всей одежде обязательно должны стоять торговые марки и символы фирм, производящих ролики. Непременным атрибутом роллеров является цепь, висящая справа на поясе, образуя дугу между передним и задним карманами.

РОЛЛИНГИ - российские молодежные неформалы, которых объединяет любовь к различной рок-музыке, кроме «хэви металл», и рок-танцам. Большую часть роллингов составляют поклонники рок-н-ролла. Для них характерно то же, что и для «брейкеров». Одежду предпочитают свободную, удобную для танцев типа рок-н-ролла.

РАЛЛИ - (англ. rally, буквально - слёт, сбор), 1) комплексные соревнования по автомобильному спорту на точность соблюдения заданного графика движения по определенному дорожному маршруту; дополнительные скоростные состязания, включаемые в программу Р.: гонки по шоссе, дорожкам ипподрома, участкам горных дорог и т.п., а также соревнования по фигурному вождению автомобиля. В однодневных Р. экипаж состоит из одного человека, в многодневных - из 2-3. Как правило, дистанция Р. 1000-2000 км, количество дополнительных состязаний от 20 до 40. В 2-3-дневных Р. движение автомобилей круглосуточное. Перед стартом, во время перерывов для отдыха и после финиша могут быть организованы т. н. закрытые парки со строгим режимом въезда, выезда и обслуживания машин. В Р. используются преимущественно серийные легковые автомобили с некоторыми конструктивными изменениями.


РЕКРЕАЦИЯ - (польск. rekreacja - отдых, от лат. recreatio - восстановление), 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее). 2) Помещение для отдыха (устаревшее). 3) Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. В этом значении термин "Р." употребляется с 60-х гг. 20 в. в литературе по физиологическим, медицинским, социально-экономическим, архитектурно-строительным и др. проблемам организации отдыха населения. В случаях, когда отдых сочетается с лечением, например в санаториях, Р. без чётких границ смыкается с восстановлением здоровья, лечением. Р. характеризуется величиной времени, в рамках которого происходит восстановление сил, и деятельностью, осознанно или инстинктивно направленной на это восстановление.

РЕАБИЛИТАЦИЯ - (позднелат. rehabilitatio - восстановление, от rehabilito -восстанавливаю), 1) восстановление в правах. 2) В медицине - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, юридических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых заболеваний и травм. Проводится при некоторых заболеваниях внутренних органов, врождённых и приобретённых заболеваниях опорно-двигательного аппарата, последствиях тяжёлых травм, психических болезнях и т.д.

с

. САНАТОРИЙ - (новолат. sanatorium, от лат. sano - лечу, исцеляю, оздоровляю), основное лечебно-профилактическое учреждение для проведения санаторно-курортного лечения. Различают С. для взрослых, детей и подростков, а также для родителей с детьми. В СССР противотуберкулёзные и детские С. находятся в ведении органов здравоохранения, остальные - профсоюзов. Медицинский профиль (специализация) курортных С. зависит от лечебных средств курорта и установленных для него медицинских показаний; во внекурортные (местные) С. направляют больных для долечивания после выписки из больниц и в тех случаях, когда поездка на отдалённые курорты может вредно отразиться на состоянии здоровья (например, при резкой смене климата). С. могут быть однопрофильными (для лечения однородных заболеваний) и многопрофильными (с двумя и более специализированными отделениями).

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ - часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы свободного времени определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени.


СКАЗАНИЕ - в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди С. различают предания, легенды и др. В древних литературах С. именуют прозаические произведения с историческим и вымышленным содержанием (см. Повести древнерусские). В новой литературе С. бывают и стихотворными. Литературное С. в той или иной мере включают в себя традиционные образно-стилевые свойства фольклора. Таковы санскритский "Океан сказаний" Сомадевы, древнерусское "Сказание о граде Китеже", известная разным народам "Александрия", а в новой литературе "Сказание о гордом Аггее " В. М. Гаршина, "Дедовы сказанья " Б. В. Шергина и др.

СКОМОРОХИ - русские средневековые актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Возникнув не позже середины Ив. (изображение на фресках Софийского собора в Киеве, 1037), скоморошество достигло расцвета в 15-17вв., а в 18в. постепенно угасло, передав некоторые традиции своего искусства балагану, райку. Репертуар С. включал шуточные песни, драматические сценки, социальную сатиру - «глумы», исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, волынки, бубна. Выступая на улицах, площадях, С. непосредственно общались со зрителями, вовлекали их в свою игру. Главный герой представления С. - весёлый и разбитной мужик себе на уме, нередко пользовавшийся личиной комической простоватости. В 1617вв. скоморохи объединялись в «ватаги», доходившие до 70—100 человек. Нередко подвергались гонениям со стороны церкви и гражданской власти. В 1648 и 1657 были изданы указы о запрещении скоморошества (иногда С. продолжали выступать во время народных праздников).

СИНАГОГА - (от греч. synagoge - собрание, место собрания), в иудаизме община верующих и молитвенный дом. С. возникли в Палестине в 4 в. до н.э. и в Египте в 3 в. до н.э. После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 н. э. и расширения диаспоры синагоги стали создаваться повсюду, где жили евреи. В синагоге совершается богослужение, ппоисхолит чтение и комментшювание Библии и Талмуда.

СКАЗКИ - произведения народной литературы, почти исключ. прозаические, частью объективно эпического содержания, частью с целью дидактической, существуют у всех народов. В С. мифологические элементы перемешаны с историческими преданиями о давно минувших событиях, действительность свободно переплетается с вымыслом. С. содержат богатый материал для изучения народной психологии и быта.