ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 1205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

КОЛЛАЖ - (от франц. colle - клей; collage - результат наклеивания) - художественное произведение (картина), полученное путем наклеивания на некую основу тканей, фотографий, вырезок из прессы и т.п. Создание коллажей было особенно распространено среди художников-битников.

КОЛЛЕКТИВ социалистический (от латинского collectivus - собирательный), одна из важнейших ячеек социалистического общества; относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи. К. сочетает интересы индивида и общества и основан на общности целей, принципах социалистического сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентации и норм деятельности.

В соответствии с видом деятельности различаются К. трудовые, учебные, военные, бытовые, спортивные, художественной самодеятельности и др. Основное место в обществе принадлежит трудовым К., среди которых важнейшими являются производственные К.

Главными функциями К. являются: предметная - непосредственное осуществление той задачи, ради которой он возник и существует; социально-воспитательная - обеспечение сочетания интересов общества и индивида путём развития разнообразных способностей индивида. Размер и задача К. обусловливают его организационную структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (например, бригада, цех, завод). В качестве первичного уровня К. выступает малая группа, где существуют непосредственные отношения между индивидами. К. обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологической (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Поскольку личностные отношения существенно влияют на поведение людей, в том числе и на их отношение к труду, установление оптимального отношения между формальной и неформальной структурами имеет большое значение для успешного функционирования К.

КОЛЛЕКТИВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА - добровольное объединение любителей музыкального, хореографического, театрального творчества, основанное на общности художественно-технических интересов и совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей. Участие в художественной самодеятельности и коллективах технического творчества осуществляется в свободное от работы (учебы) время и представляет собой одну из активных форм общественной деятельности.


КОМИКС - (англ. comics, множественное число от comic — комический, смешной), графически-повествовательный жанр, серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование. Полагают, что предками жанра К. были серия картин (позже гравюр) У.Хогарта «Карьера проститутки» (1730—31) и «Карьера мота» (1732—35) и рисунков В. Буша в книге «Макс и Мориц» (1865). Современные формы К. появились в газетах США в 90-х гг. 19 в.: особое распространение получили с 30-х гг. 20 в. (в том числе К. известного кинорежиссёра-мультипликатора У. Диснея). К середине века К. стал одним из самых популярных жанров так называемой «массовой культуры». Большинство современных К. утратило комическую природу; главные тематические разновидности: К. о «диком Западе» («Westerners»), о похождениях суперменов, о приключениях в джунглях, о животных, о преступлениях (самая «массовая» разновидность), о войне, «любовные», научно-фантастические, псевдоисторические К., а также К., сжато и упрощённо перелагающие произведения классической литературы. Прославление в ряде категорий К. физической силы, жестокой героики, национального превосходства, агрессивных доблестей, равно как и снижение, «примитивизация» классики,— хроническое и возрастающее бедствие современной «массовой культуры». Оберегая детскую психику, ряд стран (Великобритания, Франция, Швеция, Нидерланды и др.) официально запретили распространение «К. об ужасах» («horror-comics»).

КОМПЛЕКС - {лат. - совокупность однородных предметов, составляющих одно целое) -межотраслевой комплекс - совокупность близких по профилю деятельности технологически связанных отраслей, образующих единый комплекс. Различают культурные, агропромышленный, топливно-энергетический, транспортный и другие комплексы.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - (от англ. content analysis, content - содержание, суть + analysis - анализ) - метод выявления и оценки специфических характеристик носителей информации, текстов. В культурологии с помощью машинной обработки на больших массивах текстов выясняется частота употребления какого-либо понятия на протяжении длительного временного периода, в результате чего появляется тенденция развития темы.

КОНТРКУЛЬТУРА - (от греч. contra - против) - направления развития современной культуры, противостоящее традиционной «официальной» культуре; форма протеста против культуры «отцов», получившая распространение среди части американской молодежи в 60-х - начале 70-х гг. В настоящее время под контркультурой, кроме формы выражения духовного протеста против современной буржуазной культуры, стали понимать любые культурные формы отклоняющегося поведения.


КОНЦЕРТ - публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды К. - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.). В К. могут участвовать несколько исполнителей или один (сольный К.). Концерты организуют гастрольно-концертные объединения - Госконцерт, Союзконцерт, Росконцерт, Москонцерт, республиканские и областные филармонии или частные предприниматели (импресарио, менеджеры).

КОЛЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - по законодательству РФ -совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые независимо от культурной ценности каждого из них,- собранные вместе, имеют историческое, художественное или иное культурное значение.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ - отражает историю, экономику, фауну и флору конкретного региона.

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ - применяемый в рамках социальной и культурной антропологии сравнительный метод исследования культур. Зародился в рамках классического эволюционизма, утверждавшего, что все общества и культуры проходят одни и те же стадии прогрессивного развития. Кросс-культурные аналитики придерживаются точки зрения, что, во-первых, невозможно понять культуру, не сравнивая ее с другой, и, во-вторых, любые теории и гипотезы должны быть проверены.

КУЛЬТ - (от лат. cultus - уход, почитание) - совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Возникает в традиционной культуре. Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Центр отправления культа - храм, молитвенный дом с различными культовыми предметами (иконы, фрески, распятия и т.п.). Кроме того, культ - это преклонение перед кем-либо или чем-либо; почитание кого-либо или чего-либо.

КУЛЬТУРА - (от лат. cultura) - открытая категория, обозначающая содержание общественной жизнедеятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Культура - врастание в национальный мир, образованный языком, преданиями, национальной психологией.


КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ - специфическая, присущая лишь данной организации, самодостаточная система связей, взаимодействий, отношений, элементов, необходимых для ее функционирования.

КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распределению и освоению культурных ценностей.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества.

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ - имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов.

КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ - (от лат. общий, всеобщий) - нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах развития человеческого рода, и не зависят от географического места, исторического устройства общества.

КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ НАРОДОВ РФ - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное значение и в силу этого безраздельно принадлежат РФ и ее субъектам без права их передачи иным государствам.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РФ - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историкокультурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС - объединение культурно-просветительных учреждений (библиотек, клубов, киноустановок, спортивных организаций, музыкальных и художественных школ), независимо от их ведомственной подчиненности.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК - результат погружения в незнакомую культуру неподготовленного посетителя. Культурный шок возникает тогда, когда знакомые психологические факторы, помогающие человеку функционировать в обществе, исчезают и на их месте появляются неизвестные и непонятные. Культурный шок отражает конфликт двух культур на уровне индивидуального подсознания.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — (от лат. cultura + греч. logos — знание, учение, слово) — научная дисциплина, изучающая культуру как естественную целостность через призму культурного становления общества и человека; «объяснение культуры».


КУРОРТЫ - (нем. Kurort, буквально — лечебное место), местности, обладающие природными лечебными средствами (минеральные воды, лечебные грязи, благоприятный климат, морские купания и др.) и необходимыми условиями для их применения с лечбно-профилактическими целями. Основной вид лечебного учреждения на территории курорта — санаторий. Целебные силы природы — вода, грязи, воздух, свет — известны с древнейших времён и особенно использовались в Древнней Греции и Риме. До 20 в. сохранились многие термы и бальнеологические сооружения, основанные ещё римлянами на побережье Чёрного моря.

Л

ЛЕГЕНДА - (от лат. legenda, буквально - то, что следует прочесть), первоначально житие святого, написанное для чтения в день его памяти (см. Жития святых). Термин возник в средневековой католической письменности. В 13-15вв. в Европе сложились многочисленные сводные сборники Л. на латинском языке, в том числе «Золотая легенда» («Legenda aurea», 13 в.), переведённая на большинство западно-европейских языков и ставшая источником сюжетов для эпоса, драмы, лирики. Позже Л. - религиозно-дидактические повествования, притчи о животных, растениях, предметах христианского культа. В современном обиходном значении Л. часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтическим вымыслом и одновременно претендующие на достоверность.

В фольклоре Л. - вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком и слушателем как достоверные. В отличие от предания, в основе Л. всегда лежит «чудо», и повествует она как о прошлом, так и о настоящем и будущем. В русском фольклоре различают Л.: космогонические (о возникновении Земли, звёзд), топонимические (о возникновении стран, морей, сёл, городов и их названий), этногонические, зоогонические, христианские (о путешествиях Христа и апостолов), исторические и героические (например, о Степане Разине), социально-утопические (о «золотом веке», об «избавителях») и др.

ЛЕГЕНДА - лат., 1) сказание, записанное предание.-2) Зап. назв. житий святых, читавшихся в монастырях. Извести, сборн.: Золотая Л., XIII в. (сост. Иаковом a Voragine), "Passional" (в стихах, XIII в.) и др.-З) В южнославянских землях и в древн. Руси книжное произведение, перевед. и передел, по греч. оригиналам; лишь немногие Л. пошли в народ и превратились в духовн. стихи или народные Л. Лучш. исследования о народн. Л.- Александра Н. Веселовского.-4) Музык. соч. неопредел, формы, которое имеет или только предполагает программу (или текст, если соч. вокальное) эпического или религиозного содержания.-5) Нумизм., надпись на монете.