ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 1207
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования города москвы
1. Организационно - методический раздел:
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.
Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов
Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 11. Культурно-просветительная и социальная
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 13. Социально-культурная деятельность в
Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности
Тема 24. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:
6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)
6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы
Структура и содержание реферативного обзора.
6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:
7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:
8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
8.1. Рекомендации для преподавателей:
8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):
9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.
V1: Клубные формы в культуре средневековья.
V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.
V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V1: Теория Социально-культурной деятельности
V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.
V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.
V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.
V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.
V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.
V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.
9.2. Уровень требований и критерии оценок:
10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
10.1. Рекомендуемые нормативные акты:
10.3.Рекомендуемая основная литература:
10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:
2. Требования к содержанию курсовой работы
3.2. Оформление титульного листа
3.5. Оформление иллюстративного материала
3.8. Оформление списка использованных источников и литературы
3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.
1. Подготовка и проведение лекций:
1.2. Подготовка и проведение лекции:
2.Подготовка и проведение семинаров:
Заключительное слово преподавателя должно содержать:
В
ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ - является одним из видов клубных вечеров. Эта форма зародилась в 20-е годы прошлого столетия. Специфика таких вечеров заключается в том, что для их проведения не требуется специально оборудованного помещения, оформления и длительной подготовки. Основной линией вечеров является информационно-логическая и преимущество их заключается в получении информации от первого лица.
ВИКТОРИНА (литературная) - вид литературной игры, во время которой читатели отвечают на вопросы, касающиеся различных областей литературы. Применяется в библиотеках как форма массовой работы.
ВНЕРАБОЧЕЕ ВРЕМЯ - время не занятое общественно необходимым трудом на производстве. (Термин «В. в.» введён советскими экономистами в 1950-х гг.) Количественно равно разнице между календарным и рабочим временем. Составляет преобладающую часть календарного времени. Состоит из времени, связанного с работой на производстве (дорога на работу и обратно и пр.); времени, затраченного на ведение домашнего хозяйства; времени на удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда); свободного времени (досуга).
«ВОЛНИСТЫ» - российские любители музыки и танцев в стиле «новая волна». Склонны к общению с теми, кто разделяет эти их вкусы.
«ВОЛОСАТЫЕ» или «хаиристые» - (от англ. hair - волосы) - российская молодежная группировка, объединяющая людей, интересующихся современной музыкой и «стремящихся делать добро» (обычно это «добро» распространяется на себе подобных молодых людей, не сумевших наладить нормальные отношения с родителями, сверстниками). Обычно аполитичны, наивны. Выступают против насилия в любых формах, особенно против войн. Как правило их интересы вращаются вокруг различных направлений современной музыки, искусства, проблем творчества (здесь они проявляются как «нестандартно мыслящие доки»). Внешние приметы -длинные волосы, одежда в стиле хиппи. Употребляют спиртные напитки, наркотики. Обычно примыкают к системе.
ВСЕМИРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ (ВФДМ) -международное объединение молодёжных организаций: центр международного демократического молодёжного движения, объединяющий молодёжь без различия политических и религиозных взглядов, расовой и национальной принадлежности. Основано 10 ноября 1945 на проходившей 29 октября - 10 ноября Всемирной конференции молодёжи в Лондоне (с тех пор 10 ноября отмечается как Всемирный день молодёжи). Ведёт борьбу за мир, права молодёжи, независимость народов, интернациональное сплочение прогрессивной молодёжи; против империализма, колониализма, неоколониализма, фашизма и расизма. В
ВФДМ в 1970 входило около 200 молодёжных организаций из 98 стран мира. Советскую молодёжь в ВФДМ представляют ВЛКСМ и Комитет молодежных организаций СССР.
ВСЕМИРНЫЕ ФЕСТИВАЛИ МОЛОДЁЖИ И СТУДЕНТОВ - традиционные массовые международные праздники представителей молодёжи и студентов, борющихся за мир, независимость народов, демократию и социальный прогресс. С 1947 проходили под лозунгом "За мир и дружбу", с 1968 - под лозунгом "За солидарность, мир и дружбу". В программах фестивалей - встречи делегаций, семинары,"дискуссии по насущным проблемам современности, конференции, митинги, манифестации, а также художественные выступления и спортивные мероприятия. Подготовка к фестивалю организуется Международным подготовительным комитетом, который создаётся перед фестивалем, и национальными подготовительными комитетами, объединяющими организации, придерживающиеся различных политических направлений. В подготовке и проведении фестиваля активно участвуют Всемирная федерация демократической молодежи и Международный союз студентов.
ВЫСТАВКА ЛИТЕРАТУРЫ - основная форма наглядной пропаганды литературы -комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними.
Г
ГАЛЕРЕЯ - 1) архитект., длинный узкий светлый ход, коридор, приделанный к наружной стороне строения; - 2) Зала, или ряд зал для помещений собрания картин, скульптур и др. предметов искусства.
ГОПНИКИ - молодые люди криминальной направленности, проводящие много времени вне дома и занимающиеся добычей денег, причем чаще всего не очень честными способами, о чем и говорится в их гимне: «Гоп-стоп! Мы подошли из-за угла...» Сгустки гопнической культуры наблюдаются в тюрьмах, колониях правонарушителей и т.п.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
ГОТ - член молодежного движения, отличающийся приверженностью к одежде черного цвета и черно-белому гриму. Движение зародилось на севере Англии в конце 70-х гг. XX в. Музыка этого направления агрессивна, а тексты музыкальных композиций порождают ощущение страха. Наиболее известными музыкальными группами «готов» являются «Кьюр» и «Бэншис».
ГРАФФИТИ - (от итал. graffito - нацарапанный) - 1. Древние надписи преимущественно бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий, и проч.; 2. Современное уличное искусство. Зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп культуры. Родоначальники жанра использовали самые обычные маркеры и аэрозоли. Идеальными объектами для художеств нью-йоркских подростков были поезда подземки.
В Россию (тогда Советский Союз) граффити пришло в 1985г. вместе с модой на брейк-данс. Наши граффити начинали с оформления декораций фестивалей брейк-данса, затем стали разрисовывать стены в городах. Сейчас в России это явление является поливозрастным: граффити занимаются и тинэйджеры, и те, кому далеко за тридцать.
ГРОМКОЕ ЧТЕНИЕ - форма устной пропаганды литературы - чтение вслух текста произведения с последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного.
д
ДЕНЬ ИНФОРМАЦИИ - комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новой литературе, поступившей в библиотеку за определенный период (обычно за месяц); организуются выставки, проводятся информационные библиографические обзоры. На дни информации приглашаются работники служб информации, референты.
ДИАНЕТИКА - (от англ. dianetics, греч. dianoia - интеллект, мысль) - один из молодежных религиозных культов, провозглашаемый как учение о душевном здоровье. Создана американским писателем Л.Р.Хаббардом (умер в 1986г.). В России дианетика появилась в 90-х гг. XX столетия. В основу данетики положена идея восточных религиозных учений о реинкарнации, т.е. возрождении души в новом теле.
ДИАХРОНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ КУЛЬТУРЫ - (от греч. dia - через, сквозь, + chronos - время) - исследовательский подход, главным требованием которого является изложение явлений, фактов, событий культуры в хронологической последовательности. Цель -изучение смены состояний культуры во времени.
ДИГГЕР - (от англ. digger - копатель) - копатели-искатели кладов, сокровищ, подземных ценностей и т.п. В крупных городах неформальные объединения диггеров «работают» в системах подземных городских коммуникаций. Диггерство - один из вариантов эскапистского поведения.
ДИСПУТ - публичный спор на актуальную тему, где участники могут высказывать свое взгляды на различные вопросы (морали, этики, культуры, искусства и т.д.). В ходе диспута выявляется правильная точка зрения. Этот метод оказывает воздействие на формирование устойчивых убеждений.
ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ - распространение свойств и особенностей данной исторической культуры на другие культуры.
ДОКЛАД - это устное выступление, в котором излагается обширный материал на тему с целью выработки мнения слушателей по изложенным вопросам. Доклады бывают: отчетные, информационные, проблемные, учебные. Докладчик высказывает точку зрения свою или коллектива. Доклад обсуждается, принимается решение (кроме информационных докладов). Цель: сплотить аудиторию, сформировать мнение, изложить факты.
ДОСУГ - это время, которое остается у человека от работы, переезда, связанного с работой, затрат на физические и бытовые нужды, от семейных и общественных обязанностей, Это время для образования,интеллектуального развития, для общения. В часы досуга человек удовлетворяет свои потребности в общении, самообразовании, творчестве, отдыхе, развлечении, занятиях физкультурой и спортом. Культурный уровень общества зависит от правильного, рационального, разнообразного проведения досуга.
Ж
ЖИВОЕ СЛОВО - основная умственная пропаганда (беседы, дискуссии, встречи). Эти средства сильны своим непосредственным воздействием на аудиторию. Даже при широком развитии средств информации потребность в живом общении остается актуальной. Общение является стимулом развития личности.
3
ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ - крупнейшие международные комплексные соревнования по зимним видам спорта. Зимние Олимпийские игры проводятся 1 раз в четыре года - в год Олимпийских игр.
«ЗОЛОТАЯ МОЛОДЕЖЬ» - молодежь из обеспеченных слоев общества, проводящая жизнь в праздниках и развлечениях.
ЗОРОАСТРИЗМ - религия, получившая название по имени пророка Зороастра (в Иране -Заратушра). Была широко распространена в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Афганистане и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока. Приверженцев зороастризма сейчас можно найти на Востоке (Иране, Индии). Основными принципами зороастризма являются: противопоставление двух начал - добра и зла, света и тьмы; вера в победу добра. Главную роль в ритуале играет огонь.
И
ИГРА - деятельность, производимая ради сопряженного с ней удовольствия, независимо от полезной цели, противоположна работе, труду. Источником игры является потребность нашего тела и психики в движении, в проявлении накапливающихся запасов сил и энергии. Удовлетворение этой потребности доставляет нам удовольствие. Потребность в И. свойственна
также животным и людям на самой низкой ступени развития. И. людей с животными явились первоначальными условиями приручения зверей; лишь впоследствии первобытные люди научились извлекать пользу от прирученных и одомащненных животных. Влиянию И. на хозяйственную деятельность человека посвящена кн. Бюхера "Работа и ритм" (1899); см. также соч. Lazarus, "Ueber die Reize d. Spieles" и Groos, "Die Spiele d. Thiere" (1896) и "Die Spiele d. Menschen" (1899).- Различают игры: индивидуальные и общественные, физические и умственные, детские и игры для взрослых. В древн. Греции и Риме общественные И. были связаны с культом и государственным строем. Они заключались в состязаниях в борьбе, беге, метании оружия и тому подобн. и сопровождались процессиями и жертвоприношениями богам; особенно славились олимпийские И. у греков и цирковые и гладиаторские И. у римлян. В средние века рыцарские турниры и состязания трубадуров являлись любимыми общественными И. До недавнего времени в Испании бой быков сохранился как пережиток древнеримских цирковых зрелищ. В новейшее время в роли общественных И. выступают разного вида спортивные состязания: скачки и рысистые бега, парусные, гребные, моторные, велосипедные и автомобильные гонки и тому подобн. Среди физических индивидуальных И. наиболее распространены И. в мяч, футбол, лаун-теннис, крокет, кегли, бильярд и др.; из умственных индивидуальных И.- шашки, шахматы и разного вида денежные И.: кости (домино), лото и парты. Детские И., служа для физического и умственного развития ребенка, являются весьма важным элементом воспитания. Со времени Фребеля было обращено особое внимание на И. детей младшего возраста в детских садах и на школьные И. как на весьма целесообразное воспитательное средство.
ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО - отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением-издательской продукции.
ИМПРЕСАРИО - (итал. impresario, от imprendere - предпринимать, затевать), в буржуазных странах частный предприниматель, организатор зрелищных предприятий, устроитель концертов, а также агент, действующий от имени крупного артиста-гастролёра, заключающий для него контракты и т.п. В Италии 16-18вв. И. называли организаторов, владельцев частных трупп, директоров театров.
ИНТЕРНЕТ-АУКЦИОН - электронная торговая система, в которой продажа товаров происходит непосредственно между людьми.
ИНТЕРНЕТ-ИНДУСТРИЯ - отрасль материального и интеллектуального производства, которая обеспечивает функционирование сетевого информационного пространства.
ИНТЕРНЕТ (INTERNET)- глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам.
ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА - реклама в сети Internet, обычно имеющая двухуровневый характер: -1- рекламный носитель: внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателя. -2- непосредственно сайты рекламодателя.
ИНТЕРВЬЮ - (англ. interview), жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение. Подразделяется на два вида: И.-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и И.-мнение, комментирующее известные факты и события.
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - вхождение в культуру; процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.
ИННОВАЦИЯ - (от лат. innovatio - обновление, innovare - обновлять) - появление и распространение объекта или черты, ранее не имевшихся в рамках данной культуры; модернизация; реформа. Инновация может быть результатом внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования.
КОД КУЛЬТУРЫ - (от франц. code) - совокупность знаков, символов (и их комбинация), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека.