ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 1207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

В

ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ - является одним из видов клубных вечеров. Эта форма зародилась в 20-е годы прошлого столетия. Специфика таких вечеров заключается в том, что для их проведения не требуется специально оборудованного помещения, оформления и длительной подготовки. Основной линией вечеров является информационно-логическая и преимущество их заключается в получении информации от первого лица.

ВИКТОРИНА (литературная) - вид литературной игры, во время которой читатели отвечают на вопросы, касающиеся различных областей литературы. Применяется в библиотеках как форма массовой работы.

ВНЕРАБОЧЕЕ ВРЕМЯ - время не занятое общественно необходимым трудом на производстве. (Термин «В. в.» введён советскими экономистами в 1950-х гг.) Количественно равно разнице между календарным и рабочим временем. Составляет преобладающую часть календарного времени. Состоит из времени, связанного с работой на производстве (дорога на работу и обратно и пр.); времени, затраченного на ведение домашнего хозяйства; времени на удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда); свободного времени (досуга).

«ВОЛНИСТЫ» - российские любители музыки и танцев в стиле «новая волна». Склонны к общению с теми, кто разделяет эти их вкусы.

«ВОЛОСАТЫЕ» или «хаиристые» - (от англ. hair - волосы) - российская молодежная группировка, объединяющая людей, интересующихся современной музыкой и «стремящихся делать добро» (обычно это «добро» распространяется на себе подобных молодых людей, не сумевших наладить нормальные отношения с родителями, сверстниками). Обычно аполитичны, наивны. Выступают против насилия в любых формах, особенно против войн. Как правило их интересы вращаются вокруг различных направлений современной музыки, искусства, проблем творчества (здесь они проявляются как «нестандартно мыслящие доки»). Внешние приметы -длинные волосы, одежда в стиле хиппи. Употребляют спиртные напитки, наркотики. Обычно примыкают к системе.

ВСЕМИРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ (ВФДМ) -международное объединение молодёжных организаций: центр международного демократического молодёжного движения, объединяющий молодёжь без различия политических и религиозных взглядов, расовой и национальной принадлежности. Основано 10 ноября 1945 на проходившей 29 октября - 10 ноября Всемирной конференции молодёжи в Лондоне (с тех пор 10 ноября отмечается как Всемирный день молодёжи). Ведёт борьбу за мир, права молодёжи, независимость народов, интернациональное сплочение прогрессивной молодёжи; против империализма, колониализма, неоколониализма, фашизма и расизма. В


ВФДМ в 1970 входило около 200 молодёжных организаций из 98 стран мира. Советскую молодёжь в ВФДМ представляют ВЛКСМ и Комитет молодежных организаций СССР.

ВСЕМИРНЫЕ ФЕСТИВАЛИ МОЛОДЁЖИ И СТУДЕНТОВ - традиционные массовые международные праздники представителей молодёжи и студентов, борющихся за мир, независимость народов, демократию и социальный прогресс. С 1947 проходили под лозунгом "За мир и дружбу", с 1968 - под лозунгом "За солидарность, мир и дружбу". В программах фестивалей - встречи делегаций, семинары,"дискуссии по насущным проблемам современности, конференции, митинги, манифестации, а также художественные выступления и спортивные мероприятия. Подготовка к фестивалю организуется Международным подготовительным комитетом, который создаётся перед фестивалем, и национальными подготовительными комитетами, объединяющими организации, придерживающиеся различных политических направлений. В подготовке и проведении фестиваля активно участвуют Всемирная федерация демократической молодежи и Международный союз студентов.

ВЫСТАВКА ЛИТЕРАТУРЫ - основная форма наглядной пропаганды литературы -комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними.

Г

ГАЛЕРЕЯ - 1) архитект., длинный узкий светлый ход, коридор, приделанный к наружной стороне строения; - 2) Зала, или ряд зал для помещений собрания картин, скульптур и др. предметов искусства.

ГОПНИКИ - молодые люди криминальной направленности, проводящие много времени вне дома и занимающиеся добычей денег, причем чаще всего не очень честными способами, о чем и говорится в их гимне: «Гоп-стоп! Мы подошли из-за угла...» Сгустки гопнической культуры наблюдаются в тюрьмах, колониях правонарушителей и т.п.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

ГОТ - член молодежного движения, отличающийся приверженностью к одежде черного цвета и черно-белому гриму. Движение зародилось на севере Англии в конце 70-х гг. XX в. Музыка этого направления агрессивна, а тексты музыкальных композиций порождают ощущение страха. Наиболее известными музыкальными группами «готов» являются «Кьюр» и «Бэншис».

ГРАФФИТИ - (от итал. graffito - нацарапанный) - 1. Древние надписи преимущественно бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий, и проч.; 2. Современное уличное искусство. Зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп культуры. Родоначальники жанра использовали самые обычные маркеры и аэрозоли. Идеальными объектами для художеств нью-йоркских подростков были поезда подземки.


В Россию (тогда Советский Союз) граффити пришло в 1985г. вместе с модой на брейк-данс. Наши граффити начинали с оформления декораций фестивалей брейк-данса, затем стали разрисовывать стены в городах. Сейчас в России это явление является поливозрастным: граффити занимаются и тинэйджеры, и те, кому далеко за тридцать.

ГРОМКОЕ ЧТЕНИЕ - форма устной пропаганды литературы - чтение вслух текста произведения с последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного.

д

ДЕНЬ ИНФОРМАЦИИ - комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новой литературе, поступившей в библиотеку за определенный период (обычно за месяц); организуются выставки, проводятся информационные библиографические обзоры. На дни информации приглашаются работники служб информации, референты.

ДИАНЕТИКА - (от англ. dianetics, греч. dianoia - интеллект, мысль) - один из молодежных религиозных культов, провозглашаемый как учение о душевном здоровье. Создана американским писателем Л.Р.Хаббардом (умер в 1986г.). В России дианетика появилась в 90-х гг. XX столетия. В основу данетики положена идея восточных религиозных учений о реинкарнации, т.е. возрождении души в новом теле.

ДИАХРОНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ КУЛЬТУРЫ - (от греч. dia - через, сквозь, + chronos - время) - исследовательский подход, главным требованием которого является изложение явлений, фактов, событий культуры в хронологической последовательности. Цель -изучение смены состояний культуры во времени.

ДИГГЕР - (от англ. digger - копатель) - копатели-искатели кладов, сокровищ, подземных ценностей и т.п. В крупных городах неформальные объединения диггеров «работают» в системах подземных городских коммуникаций. Диггерство - один из вариантов эскапистского поведения.

ДИСПУТ - публичный спор на актуальную тему, где участники могут высказывать свое взгляды на различные вопросы (морали, этики, культуры, искусства и т.д.). В ходе диспута выявляется правильная точка зрения. Этот метод оказывает воздействие на формирование устойчивых убеждений.

ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ - распространение свойств и особенностей данной исторической культуры на другие культуры.

ДОКЛАД - это устное выступление, в котором излагается обширный материал на тему с целью выработки мнения слушателей по изложенным вопросам. Доклады бывают: отчетные, информационные, проблемные, учебные. Докладчик высказывает точку зрения свою или коллектива. Доклад обсуждается, принимается решение (кроме информационных докладов). Цель: сплотить аудиторию, сформировать мнение, изложить факты.


ДОСУГ - это время, которое остается у человека от работы, переезда, связанного с работой, затрат на физические и бытовые нужды, от семейных и общественных обязанностей, Это время для образования,интеллектуального развития, для общения. В часы досуга человек удовлетворяет свои потребности в общении, самообразовании, творчестве, отдыхе, развлечении, занятиях физкультурой и спортом. Культурный уровень общества зависит от правильного, рационального, разнообразного проведения досуга.

Ж

ЖИВОЕ СЛОВО - основная умственная пропаганда (беседы, дискуссии, встречи). Эти средства сильны своим непосредственным воздействием на аудиторию. Даже при широком развитии средств информации потребность в живом общении остается актуальной. Общение является стимулом развития личности.

3

ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ - крупнейшие международные комплексные соревнования по зимним видам спорта. Зимние Олимпийские игры проводятся 1 раз в четыре года - в год Олимпийских игр.

«ЗОЛОТАЯ МОЛОДЕЖЬ» - молодежь из обеспеченных слоев общества, проводящая жизнь в праздниках и развлечениях.

ЗОРОАСТРИЗМ - религия, получившая название по имени пророка Зороастра (в Иране -Заратушра). Была широко распространена в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Афганистане и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока. Приверженцев зороастризма сейчас можно найти на Востоке (Иране, Индии). Основными принципами зороастризма являются: противопоставление двух начал - добра и зла, света и тьмы; вера в победу добра. Главную роль в ритуале играет огонь.

И

ИГРА - деятельность, производимая ради сопряженного с ней удовольствия, независимо от полезной цели, противоположна работе, труду. Источником игры является потребность нашего тела и психики в движении, в проявлении накапливающихся запасов сил и энергии. Удовлетворение этой потребности доставляет нам удовольствие. Потребность в И. свойственна

также животным и людям на самой низкой ступени развития. И. людей с животными явились первоначальными условиями приручения зверей; лишь впоследствии первобытные люди научились извлекать пользу от прирученных и одомащненных животных. Влиянию И. на хозяйственную деятельность человека посвящена кн. Бюхера "Работа и ритм" (1899); см. также соч. Lazarus, "Ueber die Reize d. Spieles" и Groos, "Die Spiele d. Thiere" (1896) и "Die Spiele d. Menschen" (1899).- Различают игры: индивидуальные и общественные, физические и умственные, детские и игры для взрослых. В древн. Греции и Риме общественные И. были связаны с культом и государственным строем. Они заключались в состязаниях в борьбе, беге, метании оружия и тому подобн. и сопровождались процессиями и жертвоприношениями богам; особенно славились олимпийские И. у греков и цирковые и гладиаторские И. у римлян. В средние века рыцарские турниры и состязания трубадуров являлись любимыми общественными И. До недавнего времени в Испании бой быков сохранился как пережиток древнеримских цирковых зрелищ. В новейшее время в роли общественных И. выступают разного вида спортивные состязания: скачки и рысистые бега, парусные, гребные, моторные, велосипедные и автомобильные гонки и тому подобн. Среди физических индивидуальных И. наиболее распространены И. в мяч, футбол, лаун-теннис, крокет, кегли, бильярд и др.; из умственных индивидуальных И.- шашки, шахматы и разного вида денежные И.: кости (домино), лото и парты. Детские И., служа для физического и умственного развития ребенка, являются весьма важным элементом воспитания. Со времени Фребеля было обращено особое внимание на И. детей младшего возраста в детских садах и на школьные И. как на весьма целесообразное воспитательное средство.


ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО - отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением-издательской продукции.

ИМПРЕСАРИО - (итал. impresario, от imprendere - предпринимать, затевать), в буржуазных странах частный предприниматель, организатор зрелищных предприятий, устроитель концертов, а также агент, действующий от имени крупного артиста-гастролёра, заключающий для него контракты и т.п. В Италии 16-18вв. И. называли организаторов, владельцев частных трупп, директоров театров.

ИНТЕРНЕТ-АУКЦИОН - электронная торговая система, в которой продажа товаров происходит непосредственно между людьми.

ИНТЕРНЕТ-ИНДУСТРИЯ - отрасль материального и интеллектуального производства, которая обеспечивает функционирование сетевого информационного пространства.

ИНТЕРНЕТ (INTERNET)- глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам.

ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА - реклама в сети Internet, обычно имеющая двухуровневый характер: -1- рекламный носитель: внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателя. -2- непосредственно сайты рекламодателя.

ИНТЕРВЬЮ - (англ. interview), жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение. Подразделяется на два вида: И.-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и И.-мнение, комментирующее известные факты и события.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - вхождение в культуру; процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.

ИННОВАЦИЯ - (от лат. innovatio - обновление, innovare - обновлять) - появление и распространение объекта или черты, ранее не имевшихся в рамках данной культуры; модернизация; реформа. Инновация может быть результатом внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования.

КОД КУЛЬТУРЫ - (от франц. code) - совокупность знаков, символов (и их комбинация), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека.