ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 864

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

  • характеристику подготовленности группы к семинарскому (практическому) занятию и его оценку в целом, положительные стороны и существенные недостатки;

  • анализ доклада и выступлений студентов, дополнение и углубление содержания рассмотренных учебных проблем;

  • рекомендации докладчику;

  • учет пропагандистского мастерства, умения установить контакт с аудиторий, проявленных управленческих качеств, форм изложения, логичности, убедительности и доходчивости речи;

  • оценку самостоятельности разработки докладчиком темы доклада.

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

  • вначале сказать о степени активности группы, отметить тех, кто выступал впервые, кто отмалчивался на предыдущих занятиях;

  • указать, насколько точно студенты умеют, как будущие управленцы, реагировать на неточности и ошибки выступающих товарищей;

  • подчеркнуть, правильно ли ставились аудиторией вопросы докладчику;

  • насколько глубоко и всесторонне обсужден материал темы семинара.

  • исправить допущенные в ходе семинара и не замеченные курсантами неточности и ошибки, дать правильное, научное толкование вопроса;

  • раскрыть содержание вопросов, которые ставились, но не получили освещения;

  • ответить на вопросы студентов;

  • сделать выводы по теме семинара;

  • дать задание на самостоятельную работу.

Научная педагогика не допускает «распекания» выступавших студентов, унижение их достоинства. Рекомендуется продолжительность заключения на 4-х часовом семинаре – до 20 минут, на 6 часовом семинаре – до 45 минут.

Глоссарий

А

АККУЛЬТУРАЦИЯ - (англ. acculturation; "от лат ad+cultura - образование, развитие) -процесс взаимовлияния, как правило, различных по уровню развития культур. Выражается в том, что менее развитая культура полностью или частично воспринимает другую, более развитую. Термин возник в 30-х гг. XX столетия в США и используется при рассмотрении многообразия процессов ассимиляции и этнической консолидации.


АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ИСТОЛКОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» - два сосуществующих подхода, в основе которого лежит вопрос об объеме понятия «культура»: включает ли оно только положительные или же и отрицательные моменты. Согласно первому (ценностному) подходу, под культурой можно понимать лишь такую небиологическую активность человека, которая приводит к положительным результатам; согласно второму подходу, понятие «культура» распространяется на любую (и положительную и отрицательную) небиологическую деятельность человека, а также ее результаты.

Сторонники аксиологического подхода истолкования понятия «культура» считают, что оно связано лишь с «истинной человечностью», направлено на духовное совершенство человека. При этом в сторону отбрасывается большинство созданий человека, которые нельзя отметить знаком плюс (бомба, нацеленная на разрушение, военное искусство, вандализм и т.п.). Это приводит к сужению понятия «культура», нежеланию признания амбивалентности действий людей, субъективности (поскольку для различных людей критерий ценностей различный). Кроме того, при подобном подходе одни и те же создания людей в зависимости от ситуации могут выступать и как «культура», и как «некультура»; так, например, топор, который используют при строительстве храма, следует относить к понятию «культура»; а тот же топор, которым станут что-либо разрушать или кого-либо убивать, уже нельзя будет отнести к понятию «культура». Сторонники антропологического подхода истолкования понятия «культура» исходят из того, что оно вбирает в себя все виды небиологической деятельности человека, а также ее результаты (как со знаком плюс, так и со знаком минус). Культура - это все, что создано и создается людьми.

АНКЕТИРОВАНИЕ - (от франц. enquete, буквально - расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе А. каждому лицу из группы, выбранной для А., предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты. А. может проводиться 3 способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" А., когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. С целью повышения эффективности опроса перед массовым А., как правило, проводятся пробные опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных ("неработающих") вопросов.


АНСАМБЛИ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ - (или танца, иногда — Ансамбли народной песни и пляски), вид художественных концертно-эстрадных коллективов. А. п. и п. включают различные искусства: вокальное (хор, ансамбль, соло), музыкальное (оркестр симфонический, народных инструментов и др.), хореографическое (сольные танцы, ансамбли и др.). Основу А. п. и п. составляют хор или танцевальная группа. В репертуар ансамблей входят произведения советских и зарубежных композиторов, старинные и современные образцы песенного, танцевального и инструментального фольклора. Программа А.п. и п. может объединяться сквозной темой или состоять из отдельных номеров; обычно содержит элементы театрализации. В А.п. и п. привлекаются особо одарённые исполнители из участников художественной самодеятельности, а также артисты-профессионалы.

АРТЕФАКТ - (от лат. arte/actum - искусственно сделанное) - любой искусственно созданный объект (например, предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, художественная утварь, жилище, дороги и т.д., созданные людьми).

АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ - (от лат. aspectus - взгляд, вид) - точка зрения, с которых рассматривают культуру. В культурологии выделяют следующие пять аспектов культуры: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксеологический; 4) нормативный; 5) социологический.

АУДИТОРИЯ КЛУБА - это участники досуговых занятий, слушатели лекций, зрители массовых мероприятий. Это аудитория подразделяется на реальную и потенциальную. Реальная - люди, которых клубные работники привлекли к различным формам культурно-досуговой деятельности (делится на стабильную и нестабильную). Потенциальная - часть населения, которую клубным работникам еще предстоит приобщать к культурно-досуговой деятельности.

АУКЦИОН - (лат. audio - продажа с публичных торгов) способ продажи товаров на основе конкурса покупателей. Победителем аукциона, получающим право приобретения товара, является покупатель, предложивший более высокую цену. Обычно аукцион предусматривает не одновременное, а поочередное предложение товаров с правом их предварительного осмотра. Аукционы проводятся в постоянных или заранее назначенных местах в традиционное или заранее установленное время.

Б

БАЛАГАН - (от перс, балахане — верхняя комната, балкон), 1) временное здание для театральных, цирковых или эстрадных представлений. Б. известны в России с середины 18в. Первоначально для представлений приспосабливались ярмарочные торговые помещения. Позднее строились специальные деревянные здания; крыша делалась из брезента или мешковины. Перед Б. сооружался балкон (раус), с которого артисты зазывали публику на представление. В Б. ставились арлекинады, фарсы; псевдопатриотические пьесы, произведения классиков в сильно сокращённом виде; здесь выступали фокусники, акробаты, силачи,


гимнасты, народные хоры, кукольники с Петрушкой и марионетками. В 1880 в Петербурге на Марсовом Поле был организован Б. нового типа — «Развлечение и польза», художественную часть в нём возглавлял А. Я. Алексеев-Яковлев, деятельность которого связана с народным театром. В Б. начали свой путь многие впоследствии известные артисты — А. Л. и В. Л. Дуровы, И. С. Радунский (Бим), Е. А. Лепковский и др. Б. существовали вплоть до 30-х гг. 20 в. (в этот период в них показывали эстрадные дивертисменты). 2) В переносном значении — действия, поступки людей, подобные балаганному представлению, шутовские, грубоватые.

БАЛЕТ - (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo — танцую), вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально-музыкальных образах. Термин «балет» служит преимущественно для обозначения европейского балета, сложившегося на протяжении 16-19вв., но в 20в. стал трактоваться расширенно, в частности применительно к восточным танцевальным представлениям.

БАР - 1) арабская река, море.-2) Отмель, образующаяся против устья реки от наносного песку, затрудняет вход судов.-3) Американская таверна, кабачок, кафе.

БАРД - (от кельт, bard) - поэт и музыкант, исполнитель собственных песен.

БЕСЕДА - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах.

БЕСЕДА О КНИГАХ - разговор с читателями, проводимый в библиотеках при выдаче и приеме литературы. Различают два вида беседы: рекомендательную и беседу о прочитанном. Беседа является основной формой индивидуальной работы с читателями в библиотеке.

«БЕШЕНЫЕ МЕТАЛЛИСТЫ» - российская группировка молодежи, поклонников «тяжелого рока», отклонившаяся от «металлистов» к концу 1986г. XX века, в результате длительного периода споров и разногласий. Агрессивны по отношению к другим группам молодежи. На черной униформе «бешеные» носят браслеты и ошейники с большими шипами, которые при случае используют в драке. Группа представляет определенную опасность для общественного порядка, поскольку в ней имеют вес молодые люди, ранее привлекавшиеся к суду.

БИБИЛИОТЕКА - учреждение, организующее коллективное, индивидуальное, бесплатное пользование произведениями печати, ведет активную пропаганду книг, брошюр, журналов, осуществляя выдачу их населению во временное пользование, как в помещениях библиотеки, так и на дому. Библиотеки бывают: государственные, республиканские, областные, районные, городские.


БИБИЛИОТЕКА НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ - библиотека, организованная на основе личных собраний книг и других произведений печати, предоставляющая эти собрания в общественное пользование.

БИБЛИОБУС - передвижная библиотека, располагающаяся в специально оборудованной автомашине и предназначенная для обслуживания читателей, которые по характеру своей трудовой деятельности или условиям быта не могут пользоваться стационарной библиотекой.

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО - область идеологической, культурно-просветительной и научно-информационной деятельности, обеспечивающая удовлетворение потребностей населения в произведениях печати и других документах посредством библиотек.

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - деятельность библиотеки по пропаганде и выдаче произведений печати и других документов или их копий, оказанию помощи в их выборе и использовании.

БИЛЬЯРД - {франц). - 1) игра шарами из слоновой кости на особом покрытом сукном столе, обнесением бортами и снабженном лузами (мешочками) по углам и середине. Распространены 5 шаровая (русская) игра, 3 шаровая (берлинская), карамболь (французская) и пирамида (15 шаров). - 2) Стол для бильярда. - 3) Китайский Б., бикс, небольшой наклонный столик для китайск. игры шарами.

БИТ ЛОМАНЫ - горячие поклонники группы «Битлз».

БИТНИКИ - (от англ. beat + русский суффикс «ник») - литературно-художественное молодежное движение в США середины 50-х - начала 60-х гг. XX столетия. Провозглашало добровольную бедность, бродяжничество, эротическую, сексуальную свободу, анархических гедонизм, отрешенность от социального мира.

БОГЕМА - (от франц. boheme - цыганщина) - среда художественной интеллигенции (актеры, музыканты, художники), для которой характерен беспечный, беспорядочный образ жизни при отсутствии устойчивого материального обеспечения; образ жизни, быт такой среды.

БРЕЙК-ДАНС - (от англ. break-dance, break - ломать, ломанный + dance - танец) - танец середины 80-х гг. XX столетия, имитирующий движения роботов и содержащий элементы акробатики; зародился в негритянских кварталах американских городов.

БРЕЙКЕРЫ - (от англ. break - перерыв, пауза, внезапная остановка) - российская группа неформалов, объединяющая любителей танцев типа «брейк». Политические взгляды, если они имеются, достаточно наивные. В моральном отношении за членами группы отклонений не замечалось. Брейкеры негативно относятся к молодым людям, которые курят, употребляют алкоголь и наркотики; стараются поддерживать хорошую спортивную форму. Объявленная цель группы - пропаганда танцев типа «брейк», соединяющих элементы рока и художественной гимнастики, насущенных акробатикой. Отличительные признаки брейкеров: узкие черные очки, белые перчатки, облегающая легкая спортиная одежда, кроссовки, налобные повязки и ленты.