ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 889

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

ОБЩЕСТВО -1) соединение людей для достижения хозяйственных, политических или научных целей, недоступных силам каждого в отдельности. О юридических и политич. условиях возникновения О. 2) В обширном смысле под О. разумеется совокупность граждан данной страны, связанных солидарностью экономических, политических и духовных интересов, достигаемых и защищаемых путем обширной системы организаций, союзов, постоянных и временных, территориальных обязательных и несвязанных с местом и свободных. Низшим типом территориального обязательного союза является община (сельская, городская), высшим типом обязательного территориального союза служит государство. Обязательные территориальные союзы с государством во главе противопоставляются свободным общественным организациям, возникающим, действующим и прекращающимся волею участников этих союзов. В этом смысле в противоположность государству под О. разумеется исключительно вся система свободных, независимых от административных властей, социальных классов и групп, союзов и учреждений. Наука, занимающаяся изучением общественного строя и законами его развития, называется социологией (обществоведением).

ОБЫЧАИ - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «О.» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера О. ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность О., символ определенных социальных отношений, в то время как О. может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ - древнейшие и наиболее популярные общегреческие празднества и состязания. Устраивались в честь Зевса, происходили раз в четыре года в Олимпии. На время игр объявлялся обязательный для всех греков "священный мир", когда не велись военные действия и дороги в Олимпию были безопасны. Проходили в течение пяти дней: первый и пятый были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные - спортивным состязаниям мужчин и мальчиков. В классическое время в программу Олимпийских игр входили состязания в беге колесниц, пятиборье, кулачный бой и т.д. Участвовать могли только полноправные граждане греческих полисов, позднее - также и римляне. Женщины не допускались к месту игр. Победители-олимпионики награждались венками из веток оливкового дерева, они пользовались в Греции почётом и уважением, иногда даже обожествлялись. В своих городах они обычно получали важные экономические и политические привилегии. Во время игр перед собравшимися выступали поэты, ораторы, философы. Распорядителями и судьями игр были избираемые из граждан области Элида элленодики. Олимпийские игры были отменены римским императором Феодосием I в 394 г. С 1896г. раз в четыре года проводятся международные спортивные соревнования - Всемирные Олимпийские игры.


ОРГАНИЗАЦИЯ - (франц. organisation, от позднелат. organize - сообщаю стройный вид, устраиваю), 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определённых процедур и правил.

ОТДЫХ - состояние покоя или деятельность, восстанавливающие работоспособность. В физиологическом смысле отдых - состояние особой деятельности, когда клетка, оставаясь свободной от работы, восстанавливает свой нормальный состав. Регулярное чередование периодов работы и О. способствует укреплению условнорефлекторных связей, лежащих в основе поведения и трудовой деятельности человека. Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и одних нервных центров на другие ускоряет восстановление работоспособности утомлённой группы мышц. Переключение с одного вида умственной работы на другой, чередование умственной деятельности с лёгким физическим трудом устраняют чувство усталости и являются своеобразной формой отдыха. Для организации оптимального отдыха используют рекреационные зоны. Восстановлению работоспособности помогает отдых на курортах, в домах отдыха и т.п.

ОТПУСК - (ежегодное время отдыха) в России ежегодное время отдыха, гарантированное Конституцией СССР (ст. 119), в течение которого за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок. Наряду с отпуском для отдыха законодательство предусматривает отпуск по временной нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, а также учебные отпуска рабочим и служащим, обучающимся без отрыва от производства.

ОТРАСЛЕВОЙ МУЗЕЙ - это сельскохозяйственный музей, музей сельской промышленности.

П

ПАРКИ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА - это комплексное учреждение культуры, так как в своей работе может использовать методы работы клубных учреждений, концертно-зрелищных, спортивно-оздоровительных и других учреждений культуры. Парки делятся на: центральный (ЦПКО им.Горького в Москве), городские (в областных и городских центрах), районные и зоны отдыха при сельских клубах.

ПАССИВНЫЙ ОТДЫХ - это самый низкий уровень досуга, имеющий место в любом обществе, независимо от его культурного уровня. В него входят (просмотр телепередач, чтение книг, прогулки и т.п.). При этом достигается психологическое расслабление. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущие цели, он пассивен и индивидуален. Тем не менее, он является неотъемлемой частью в жизни человека и служит подготовительной ступенью более высокому уровню досуга.


ПЛАКАТ - (нем. Plakat, от франц. placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать): 1) разновидность графики; 2) единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

ПЛАНЕТАРИЙ - (новолат. planetarium, от позднелат. planeta - планета): 1) аппарат для проецирования изображений звёздного неба, Солнца, Луны и планет на полусферический купол-экран. 2) Научно-просветительное учреждение, в котором читаются популярные лекции по астрономии, космонавтике и наукам о Земле. Лекции сопровождаются демонстрацией искусств, неба с Солнцем, звёздами, планетами, спутниками, различными космическими аппаратами. Здесь можно демонстрировать полярные сияния, кометы, метеоры, солнечные и лунные затмения, панораму Луны, Марса, Венеры и климатических поясов земного шара. Для этих целей служит проекционный аппарат П. Большие П. имеются во многих зарубежных странах: в странах Северной Америки - 26, Южной Америки - 7, Европы (без СССР) - 19, Азии -10, Африки - 2, Австралии - 1.

ПОВЕСТИ ДРЕВНЕРУССКИЕ, литературные произведения (11-17вв.), охватывающие различные типы повествования. В литературе Киевской Руси были распространены переводные повести с нравоучительными тенденциями и развитыми сюжетами (повесть об Акире Премудром; повесть «О Варлааме и Иоасафе»; воинское повествование «История Иудейской войны» Иосифа Флавия; «Александрия»; «Девгениево деяние» и др.). Оригинальные русские повести первоначально носили легендарно-исторический характер и включались в летописи (об Олеге Вещем, о мести Ольги, о крещении Владимира и др.). В дальнейшем П. д. развивались в двух основных направлениях - историко-эпическом и историко-биографическом. Первое культивировало принципы повествования о событиях главным образом военных (повести о междоусобных войнах князей; о войнах с половцами 11-12вв.; о татаро-монгольском нашествии 13-14вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», 15в.). Воинские повести часто превращались в обширные беллетризованные «истории» («Повесть о Царь-граде», 15 в.; «История о Казанском царстве», 16в., и др.), в ряде случаев приобретали фольклорно-эпическую окраску («Повесть о разорении Рязани Батыем», 14в.; «Повесть об Азовском сидении», 17в., и др.). К повестям такого типа относятся дружинно-эпические «Слово о полку Игореве» (12 в.) и «Задонщина» (14в.). Воинским повестям свойственны патриотические идеалы, красочность батальных описаний. Среди повествований о событиях выделяются также повести, посвященные проблемам государственности. Легендарно-исторические повествования периода формирования Русского централизованного государства посвящались преемственности мировых монархий и происхождению династии Рюриковичей (повести «О Вавилонском царстве», «О князьях Владимирских» и др., 15—16 вв.). Затем главной темой повестей становится историко-публицистического описание кризиса московской государственности в «смутное время» и смены царствующих династий («Повесть 1606 года», «Сказание» Авраамия Палицына, «Летописная книга» И. Катырева-Ростовского и др.).


ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - заключает в себе прослушивание бесед, лекций, экскурсии, участие в кружках.

ПРАЗДНИК - институт культуры, выступающий как общественное событие торжественного характера, представляющий собой временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального. Праздник предполагает максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в нем и отмечается как нечто институциализированное. Различаются религиозные, народные и государственные праздники. Любой праздник - это выход за пределы повседневности.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - основа связи настоящего, прошлого и будущего в развитии культурного процесса. При переходе от одних этапов развития культуры к последующим происходит сохранение, закрепление и формирование исторической предопределенности возникновения культурного выбора тех или иных феноменов, отдельных сторон, характеристик культурного процесса в целом.

ПРЕППИ - в США 60-х гг. молодые люди, придерживающиеся классического стиля, часто одетые в дорогостоящую одежду. Специально не подчеркивают приверженности к модному изящному стилю. Зажиточны, состоятельны, принадлежат к высшему классу и консервативны.

ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ - раздел культурологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем культуры.

ПРОГРЕСС - (от лат. progressus - движение вперед) - поступательное движение вперед. Понятие использовалось эволюционистами и под ним понималось поступательное движение социокультурной системы от менее к более сложному строению, от менее к более адаптированному состоянию, от менее к более совершенной форме.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - характеристика социально-профессиональных качеств специалиста. Элементами профессиональной культуры являются образование, профессиональный опыт и квалификация работника. Уровень профессиональной культуры является важным показателем развития общества.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА - система общих символов, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и ролью, которую ее представители играют в обществе, а также профессиональной подготовкой.

ПРЕДАНИЕ, в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, П. при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации; П. сближается со сказкой и легендой, хотя вымысел в нём отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес. Не замыкаясь в рамках бытового повествования, П. включает общественные мотивы. Различают П. исторические (например, о Жанне дАрк, Иване Грозном, А.В.Суворове) и топонимические (о происхождении названий, например, городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Широко использовались в древнерусской литературе, в произведениях А.С.Пушкина, Н.С.Лескова, П.П.Бажова и др


ПРИНЦИПЫ - (от лат. principium - начало, основа), основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА - комплексы простейших физических упражнений, включаемые в режим рабочего дня с целью повышения работоспособности, укрепления здоровья, предупреждения утомления трудящихся. Составляются с учётом особенностей трудового процесса. В практике установились две формы производственной гимнастики: вводная гимнастика (подготавливающая человека к рабочему дню) и физкультурные паузы (активный отдых).

ПРОКАТ (рейтинг) - краткосрочная аренда имущества без права его последующего приобретения арендатором. Обычно владельцем имущества является рейтинговое общество, которое сохраняет право собственности на арендуемые ценности и осуществляет расходы по их обслуживанию.

ПРОФСОЮЗЫ - крупнейшие общественные организации в нашей стране. Для проведения культурно-массовой работы профсоюзы имеют широкую сеть клубных учреждений, библиотек, спортивных и туристических баз.

ПУТЕШЕСТВИЕ -, 1) передвижение по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и др. целями. До 18-19 вв. П. были одним из основных источников получения сведений о тех или иных странах (их природе, населении, истории, хозяйстве), общем характере и очертании поверхности Земли.

Р

РАЁК - 1) вид представления на ярмарках, распространённый главным образом в России в 18-19вв.: ящик с 2 круглыми отверстиями, снабженными увеличительными стеклами; через эти отверстия зрители рассматривали картинки, прикрепленные к деревянной оси, вращающейся внутри ящика. Показ картинок сопровождался стихотворными пояснениями раёшника. 2) (Устаревшее) верхний ярус зрительного зала, то же, что галёрка.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ - сюда входит посещение зрелищных мероприятий (кино, театр, цирк, филармония и т.д.).

«РАССЕРЖЕННЫЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ» - группа английских писателей, выступивших в 50-е гг. ХХв. с произведениями, отразившими протест молодежи против конформизма, власти денег, социального неравенства и ханжества (Дж.Уэйн, Л.Эмис, Дж.Брейн, Дж.Осборн). В творческой манере у них преобладало гротескно-сатирическое начало и нигилистические тенденции. К концу 50-х гг. «рассерженные молодые люди» отошли от прежних тем и героев. Явление, аналогичное «рассерженным молодым людям», имело место в США, где оно получило название «битничество».