ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 890

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

ЛИМИНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА - (от лат. limen - порог) - сообщества, возникающие и существующие в промежуточных областях социальных культур. Примерами лиминальных сообществ могут служить коммуны хиппи. Лиминальные личности характеризуются неопределенностью статуса, как правило, «выпадением» из общества.

ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - регион мира, который в социокультурном смысле развивается самостоятельно, вне зависимости от процессов, происходящих в других регионах, на основе собственных культурных норм и ценностей, особого мировоззрения, обычно связанного с господствующей религией.

ЛОКАЛЬНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР - замкнутые, самодостаточные, не поддерживающие диалога с другими типы культур.

ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ или КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ - организованная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе добровольности, общих творческих интересах и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов российских людей. Создают по трем принципам: за счет организаций-учредителей, по принципу частичной самоокупаемости, по принципу полной самоокупаемости.

ЛЕКТОРИИ - учреждения лекционной пропаганды, где систематически проводятся публичные лекции (в Москве - общество «Знание»). Ей лекторами являются профессоры, академики, педагоги и т.д. Они проводят лекции в различных населенных пунктах, на предприятиях и т.п. При обществе работают постоянные курсы. Часто общество имеет свое издательство, выпускает журналы и брошюры.

ЛЕКЦИЯ - это метод культурно-досуговой деятельности (устной пропаганды). Лекция -выступление специалиста, которое раскрывает систему знаний (материал не подлежит обсуждению). Бывает академической или публичной и подкрепляется демонстрацией кинофильмов, слайдов, фотографий и т.д. Лекции делятся на эпизодические (освещение одной темы) и цикловые (несколько лекций на одну тему).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СУД - вид литературной игры - обсуждение остроконфликтных произведений художественной литературы, организованное в форме театрализованного представления.

м

МАНИФЕСТАЦИЯ - (от лат. manifestatio - обнаружение, проявление), массовое публичное выступление для выражения солидарности или протеста

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ - (англ. mass communication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.


«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» - (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. В понятии «М. к.» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств массовой коммуникации - радио, кино, телевидения, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг, грампластинок; индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи. В условиях государственно-монополистического капитализма использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая её в «М. к.». Через систему массовой коммуникации «М. к.» охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов интимных отношений; претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную «колонизацию».

МАГИЯ - (от греч. mageia — волшебство, колдовство) - совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия - одна из форм первобытных религиозных верований, сохранившаяся до наших дней и являющаяся составным элементом всех современных религий. Она выражается в ряде символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Д.Фрезер («Золотая ветвь») отмечал, что символическое мышление основывается на магии подобия (симпатической), которая проявлялась в попытках нанесения вреда врагу путем манипуляций с его изображением, и магии контакта (контагиозной), в которую входят колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения. Обычно выделяют «белую», «черную» и хозяйственную магии. Первые две магии соответственно ориентированы на «добро» (снятие порчи, приворот, лечение и т.п.) и «зло» (нанесение порчи, увечий и т.п.), хозяйственная магия нацелена на успехи в хозяйственной деятельности (вызывание дождя в засуху, обильного урожая, удачное завершение работы и т.п.).

МАЖОРЫ - (от лат. major - большой) - российская молодежь, стремящаяся «красиво жить» на доходы от различных махинаций. Они лишь себя считают людьми «первого сорта», высокомерны по отношению ко всей прочей молодежи, стремятся всячески ограничить свои контакты с «быдлом», «серостью», «людьми второго сорта». Они являют собой то, как наша молодежь понимает элитарный образ жизни. Поскольку родом они не из состоятельных семей, на родителей, в отличие от хайлафистов, мажоры полагаться не могут и поэтому сейчас необходимые для «красивой жизни» средства получают от различных сделок и махинаций на теневом рынке, а в советский период добывали посредством фарцовки и спекуляции. Их деятельность во многом связана с нарушениями закона, и их группировки являются питательной средой для формирования опасных криминальных структур. Мажоры обитают в крупных промышленных или портовых центрах. Они усиленно подражают американским яппи, поэтому ведут «здоровый образ жизни» (не пьют, не курят, не употребляют наркотиков и занимаются спортом - в основном атлетической гимнастикой и различными видами единоборств, чтобы при случае иметь возможность защититься). Круг интересов, внешний вид и времяпрепровождение мажоров мало чем отличаются от хайлафистов. Тусовка для мажоров является не просто местом общения, но и «производственной площадкой», где заключаются сделки, устанавливаются контакты, происходит обмен деловой информацией. Для развлечений у них нет времени - надо делать деньги. Они даже знают иностранные языки, но лишь на том уровне, чтобы разбираться в каталогах и объясняться с иностранцами. Внутренняя сплоченность, стремление к взаимовыручке у мажоров невелики. В окружающих они видят не соратников, а конкурентов и всегда заботятся лишь о своей собственной выгоде и отношения «купли—продажи» переносят на людей.


МАККАРТИЗМ — период в середине 50-х гг. в США (1953-1957), характеризовавшийся крайне правой, реакционной политикой, «охотой на ведьм» и т.п. Назван по имени сенатора Юджина Джозефа Мак-карта, создавшего и возглавлявшего Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — (от лат. massa — ком, кусок) - явление культуры ХХв., порожденное научно-технической революцией, урбанизацией, разрушением локальных общностей и размыванием территориальных и социальных границ. Массовое распространение культурных явлений связано с развитием систем информации и коммуникации, радио, телевидения, кино и т.д., которые способствовали созданию массовой аудитории потребителей культурной продукции. Массовую культуру характеризуют особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление (массовое производство при этом понимается по аналогии с конвейерной технологией в промышленном производстве). Первоначально массовая культура возникла как рынок сбыта для бизнеса, специализирующегося в области развлечений. Массовая культура, неглубокая, стандартная, является культурой повседневной жизни и проявляется в нивелировании творческих индивидуальностей, в тиражировании и доступности (в смысле понятности всем и каждому) культурных ценностей, приоритетах мегаполисных форм существования. Она рассчитана на «среднего» человека, формируется под воздействием восприятия массовым сознанием социокультурных стереотипов, генерируемых средствами массовой информации.

Авторство термина принадлежит М.Хоркхаймеру (впервые применил в работе «Искусство и массовая культура», 1941).

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - понятие, в область определения которого включаются: 1) культура труда и материального производства; 2) культура быта; 3) культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культура отношения к собственному телу и т.п. Согласно У.Осборну, автору термина, материальная культура - это все материальные предметы, а также изобретения и перемены в развитии технологии. Понятие «материальная культура» является следствием философской традиции деления бытия на дух и материю. При этом следует отметить, что деление культуры на материальную и духовную очень условно, поскольку любой артефакт представляет собой сложное сочетание и материальных, и духовных элементов культуры.

МАТРИАРХАТ - (от лат. mate — мать + греч. arche - начало, власть; буквально: власть матери) - форма общественного устройства, характеризующаяся доминирующим положением женщины (матрилинейность наследования имущества, социального положения), матрилокальностью или дислокальностью поселений. Существовал в основном на стадии раннего периода первобытного строя, у некоторых народов предшествовал патриархату («власти отца»); иногда сохранялся в период перехода от родового строя к массовому обществу.


MEM - (сокращенное от греч. mimeme - память) - культурно наследуемая единица информации, аналогичная гену. Мемы - это аналоги биологического генотипа. Автор термина и идеи мемов - Р.Давкин ввел понятие «мем» в книге «Эгоистичный ген» (1975), дав ему следующее определение: мем - это «когнитивно-поведенческий образец, передаваемый от одного человека к другому посредством общения». Давкин утверждает, что, поскольку человек, который передал мем, продолжает быть его носителем, передачу можно считать дублированием (или «размножением») мемов: копия мема оказывается в когнитивной системе другого человека, превращая его или ее в переносчика мема. Процесс самовоспроизводства, приводящий к все возрастающему распространению мемов, определяет их как «воспроизводителей», подобных в этом отношении генам. Примерами мемов могут служить мелодии, идеи, «крылатые» выражения, фасоны одежды, технологии производства, строительства и т.п. Согласно Давкину, мемы «перепрыгивают» из мозга одного человека в мозг другого, вызывая процесс «имитации». Мемы - это идеи, которые мутируют и наследуются, подобно генам, а распространяются, подобно вирусам.

МЕМЕТИКА - наука, изучающая мемы и их распространение в человеческом сообществе; одно из ответвлений современного этапа эволюционного направления в исследовании культуры. Меметика до сих пор не развилась в точную науку: ей не хватает формализации, определенных результатов, а также проверяемых опытным путем гипотез.

МЕНТАЛИТЕТ - (от лат. mentalis - умственный, духовный) - мироощущение, мировосприятие; склад ума, умственный настрой, образ, способ мышления личности или общественной группы; глубокий психологический уровень коллективного и индивидуального сознания. Менталитет представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, которая формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека. Целостный образ жизни человека определяется менталитетом, объединяющим ценностные формы сознания (мораль, религия, философия и др.) с миром бессознательных психических состояний.

МЕТАЛЛИСТЫ - российские молодые неформалы, объединенные общим интересом к «металлическому року». Цель объединения - совместное прослушивание и дискуссии о различных группах «тяжелого рока» («Хэви металл рок»: «Кисе», «Эй-Си/Ди-Си», «Айрон Мейден», «Эк-септ», «Металлика» и др.). Музыку этих групп отличает жесткий ритм ударных инструментов, огромной мощности звучание и сольные импровизации исполнителей. Содержание песен обычно трудно различить из-за оглушительного звука. Одежда и атрибутика металлистов однотипны, но достаточно разнообразны. «Форма», или «прикид», обычно включает следующие обязательные элементы: кожаный ошейник с заклепками или металлическими шипами, аналогичные напульсники и накладки на плечах, клепанная куртка, брюки. К этим обязательным элементам могут добавляться два клепанных ремня в шипах: функциональный - на поясе и декоративный - на бедрах; различные цепи и кожаные детали. Преимущественный цвет - черный. После длительного периода споров и разногласий среди металлистов к концу 1986 г. выделилась группа лидеров, которая привела их к расколу на две части: «умеренных металлистов» и «бешеных металлистов».


МЕЧЕТЬ - (от араб, масджид - место поклонения), культовое мусульманское сооружение. В 7-8 вв. сложился тип прямоугольной в плане М. с окруженным галереями двором и многостолпным молитвенным залом, в обращенной к Мекке стене которого помещался один или несколько михрабов. С 10в. распространяется тип М. с айванами на осях двора. В различных странах под воздействием местных строительных традиций выработались самостоятельные типы М. В Северной Африке для М. характерен глубокий молитвенный зал с выходящими во двор многочисленными нефами, потолками-артесонадо и сталактитовыми куполами (Кутубия в Марракеше, 1153), в Иране, странах Центральной и Средней Азии -айваны по сторонам двора, выдвинутый монументальный портал-пештак на главном фасаде (мечеть Калян в Бухаре, 12 в., перестроена в 15-16 вв.; Соборная М. в Исфахане, 9-20 вв.), в Турции - центрическое здание, покрытое большим куполом в окружении малых куполов или полукуполов (мечеть Селимие в Стамбуле, 1557). М. обычно украшались резьбой по стуку, камню или дереву, узорной кирпичной или каменной кладкой, поливной керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью. Современные М. строятся из новейших строительных материалов, но большей частью сохраняют традиционную планировку.

МИМЕЗИС - (от греч. mimos - подражание, воспроизведение) - способ художественного творчества (в основном в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. Термин «мимезис» введен Аристотелем. Демокрит писал: «Человек видит, что он может создавать то же самое, что происходит в природе. Ласточка вьет свое гнездо •- появляется архитектура. Паук ткет свою паутину -появляется ткачество. Человек слышит, как поет соловей и как поет лебедь, - и появляется пение».

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ - буддизм, ислам, христианство.

МИФ - (от греч. Mythos - предание, сказание) - архаическое повествование о деяниях богов и героев, об управляющих миром богах и духах. Миф - это попытка человека объяснить самому себе всю структуру, смысл того мироздания, космоса, частью которого он является, в котором живет. Миф - это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе, поэтому в мифе всегда присутствует обобщающее начало. Мифологемное сознание свойственно человеку на протяжении всей истории, а не только на ранних ее стадиях. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.