ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 888

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

МИФОЛОГЕМА - сознательное заимствование мифологических мотивов и перенесение их в мир современной художественной культуры.

МИФОЛОГИЯ - (от греч. mythos - предание + logos - учение) - способ понимания и объяснения мироздания, общества на ранних стадиях развития человечества. В мифологии «кодировались», закреплялись нормы и правила политической, социальной и производственной деятельности человека.

МОДА - (от лат. modus - мера, способ, правило) - смена культурных образцов; непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений.

МОДЫ - (от англ. modern - современный) - в Англии молодые неформалы, сменившие в 60-е гг. тедов. Как и их предшественники, они были детьми из семей рабочих и других бедных слоев (частенько родом из трущоб) и так же стремились вырваться из своего круга. При этом пытались стать «белыми воротничками» и верхом мечтаний для них было место клерка в банке, магазине и т.п. Но сама работа не имела для них никакой ценности или важности, а своими положительными качествами они считали тщеславие и заносчивость. Они были готовы хотя бы внешним видом (узкие брюки, элегантные пиджаки, темные строгие или двухцветные шерстяные костюмы, застегнутая до ворота рубашка, яркий галстук - все чистое и хорошо отглаженное; остроносые ботинки; короткие щегольские стрижки, чистые волосы) слиться со средним классом. Одежда и прическа для модов были своего рода религией. Они щеголяли уголками рубашки, точно выверенным разрезом своего модного пиджака, формой ботинок, изготовленных на заказ. Они очень верили в удачу и называли себя «тщеславные мальчики».Большая часть модов еще училась в школе, другие - проходили обучение на производстве, некоторые из них уже работали.

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА - совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. В этом случае от удовлетворенности досугом зависит удовлетворение жизнью в целом. Молодежная субкультура выступает как альтернативная существующему образу жизни и культуре. Она характеризуется попытками сформировать собственное мировоззрение, собственные манеры поведения, стиль одежды и причесок, формы проведения досуга и т.д.


«МОЛЧАЛИВЫЕ» — молодые люди в США периода маккартизма, охваченные стремлением отстраниться от всего, замкнуться в своем теплом мирке. Критики постоянно награждали их такими эпитетами, как «посредственность» и «конформисты», «толстые, тупые и счастливые».

МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - исторически сложившаяся устоявшаяся система нормативных отношений между людьми, образующая область культурной практики. В основе моральной культуры лежат освященные традицией фиксированные нормы отношений.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ - (от греч. morphe - форма + logos - учение) - изучение типичных форм и структур культуры. Исходным положением морфологии культуры является убеждение, что развитие культуры обусловлено внутренними закономерностями общества. В рамках морфологии культуры с помощью сравнений и аналогий делаются попытки выявить источники и факторы развития культур и стадии их существования - от рождения до смерти. Большой вклад в морфологию культуры внес немецкий философ истории культуры Освальд Шпенглер («Закат Европы»).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ СТУДЕНТОВ (МСС) - международное объединение студенческих организаций. Основано в августе 1946 на Всемирном конгрессе студентов в Праге. Согласно уставу целями МСС являются защита интересов студентов, борьба за мир и международную безопасность, против империализма, колониализма и неоколониализма, реакции, фашизма и расизма, за национальное освобождение, социальный прогресс и демократизацию образования. В конце 1973 в МСС входили 88 студенческих организаций из 86 стран. Советское студенчество представлено в МСС Студенческим советом СССР. МСС принял активное участие в проведении ряда мероприятий, направленных на укрепление интернациональной сплочённости прогрессивного студенчества, был одним из организаторов Всемирных форумов молодёжи и студентов в Москве (1961 и 1964), Всемирных фестивалей молодежи и студентов.

МУЗЕЙ (греч.) - жилище муз. Перед музеем стоят следующие задачи: собирание, хранение, обработка и показ произведений искусств, предметов быта, археологических находок, продукции промышленных предприятий, сельского хозяйства, рассказ и демонстрация о прошлом, настоящем и перспектив развития административных единиц.

МУЗЕИ - (греч. museion - место, посвященное музам, храм муз, от musa - муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры -первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. М. сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в М. хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).


Современная научная классификация М. различает их по типам и профилям. Тип М. определяется его основным общественным назначением. В соответствии с этим признаком М. делятся на исследовательски-научно-просветительные (абсолютное большинство М.; иногда их называют публичными, массовыми); исследовательские, являющиеся своеобразными лабораториями при научно-исследовательских институтах, и учебные. Профиль М. определяется его отношением к определённой отрасли производства, науки, искусства. По профилям М. разделяются на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические. Внутренняя специализация наук, искусств, производств находит отражение в профилировании М. Так, к историческому профилю относят М. общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические и др. (см. Исторические музеи); к искусствоведческому - М. изобразительного искусства, прикладного искусства (см. Художественные музеи), театральные музеи, музыкальные музеи и др.; к техническому - политехнические, технические отраслевые (связи, транспорта и др.); к естественнонаучному - зоологические музеи, ботанические музеи, геологические и др. Особую группу составляют мемориальные музеи. Кроме М. указанных основных профилей, существуют и комплексные М. Наибольшее распространение имеет сочетание исторической и естественнонаучной специализаций, определяемое для локальных М. как краеведческий профиль (см. Краеведческие музеи).

МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ - это памятные места, связанные с отдельными личностями или историческими событиями.

МЕТОДИСТ ПО КЛУБНОЙ РАБОТЕ - организует всю политико-массовую и культурно-просветительную работу в Доме Культуры, отвечает за ее качество в клубах района. Его функции: подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий, методическое руководство в районе по всем направлениям деятельности, осуществляет руководство работы методического кабинета, заполняет журнал учета работы Дома Культуры.

МЕТОДЫ - пути и способы достижения поставленных целей работниками учреждений культуры и досуга, способы совместной деятельности обществ досуговой деятельности и участников мероприятий, направленных на решение просветительных и воспитательных задач. Методы бывают: просветительными (устная и печатная пропаганда, демонстративный, лабораторный, познание жизни через художественный образ) и воспитательными (формирование общественной активности, навыков, привычек, общественного поведения человека).


МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - групповые занятия с целью обсуждения профессиональных вопросов и обмена опытом работы.

Н

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В Н. т., сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, Н. т. отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ - 1) в СССР - общественные учебные организации, способствующие самообразованию, культурному развитию и повышению профессионального уровня трудящихся. После Октябрьской революции 1917 Н. у. возникали как одна из многочисленных форм общеобразовательной и культурно-просветительской работы. На 8-м съезде РКП (б) (1919) в Программу партии был включен пункт о всесторонней государственной помощи Н.у. как одной из форм внешкольного образования, "самообразования и саморазвития рабочих и крестьян". На новой основе Н. у. стали создаваться в конце 50-х гг. в условиях развитого социалистического общества, научно-технической революции и культурного прогресса, когда встала задача организации непрерывного образования всего населения, формирования всесторонне развитой личности строителя коммунизма. Первыми Н.у. нового типа явились университеты культуры. В Программе КПСС (1961) была отмечена необходимость дальнейшего развития системы Н. у. Цели и задачи Н.у. различных профилей определены в постановлении ЦК КПСС от 8 октября 1968 "Об улучшении работы народных

университетов". Место Н. у. в общей системе народного образования закреплено в ст. 12 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973). В соответствии с потребностями общественного развития, интересами и запросами трудящихся в системе Н. у. происходит процесс дифференциации обучения: только по основным отраслям знаний (общественно-политические, естественнонаучные, экономические, сельскохозяйственные, научно-технические, педагогические, медицинские, правовые и др.) и культуры (музыка, кино, изобразительное искусство и др.) насчитывается более 50 профилей. В 1973 работало около 29 тыс. Н. у., в которых обучалось 7 млн. чел. (в том числе рабочие составляли 31% слушателей, служащие - 34%, колхозники - 13%); преподавательскую работу вели на общественных началах свыше 508 тыс. учёных и специалистов. Обучение в Н. у. бесплатное, без отрыва от производства. Базой их работы являются школы, высшие и средние специальные учебные заведения, клубные учреждения, производственные помещения предприятий, колхозов и совхозов. Учредителями Н. у. выступают Всесоюзное общество "Знание", ВЦСПС, комсомол, министерства просвещения, культуры, высшего и среднего специального образования, здравоохранения, творческие союзы. Особая роль принадлежит Государственному комитету Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, организовавшему "Н. у. миллионов". В союзных республиках, их административных центрах существуют общественные советы по руководству Н. у. Общее руководство и координацию деятельности организаций, ответственных за работу Н. у., осуществляет Центральный совет Н. у. в Москве (создан в 1968). В его составе 119 видных учёных, общественных и государственных деятелей; председатель - академик И. И. Артоболевский.


НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА - ведут лекционную научно-пропагандистскую работу (Географические общества, Общества охраны природы, Общества охраны памятников и т.п.).

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА - непрофессиональная, анонимная, коллективная культура. Включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

НАУКА - специализированная область культуры, ориентированная на познание. Основные функции науки состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построение рациональных прогнозов; управление исследуемыми процессами на основе эксперимента.

НАУЧНАЯ КУЛЬТУРА - область культурной деятельности, целью которой является получение и систематизация общезначимых знаний о мире.

НИГИЛИЗМ - (от лат. nihil - ничто) - полное отрицание всех общепризнанных культурных идеалов, ценностей, моральных норм. Ф.Ницше в термин «нигилизм» вкладывал следующий смысл: нет ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Наибольшее распространение нигилизм получает в кризисные эпохи развития общества.

НИРВАНА - (санскрит; буквально - угасание, успокоение) - в буддизме и джайнизме -состояние высшего блаженства; достигается личными усилиями верующего, направленными на освобождение от всех земных чувств, страстей и привязанностей.

«НОВЫЕ ЛЕВЫЕ» - культурно-политическое движение леворадикальной ориентации, оказавшее значительное влияние на культуру Запада. Возникло в начале 60-х гг. ХХв Движение выражало протест части студенчества и интеллигенции против буржуазного общества, его социально-экономических и политических институтов, культуры, образа жизни, нравственных ценностей и идеалов.

О

ОБРЯД - различные обязательные действия, установленные церковью, но не имеющие значения таинства, а также такие действия, совершаемые в различных случаях жизни, например, на свадьбах, похоронах, которые освящены только обычаем.

ОБЩЕНИЕ (коммуникация) - обычно общение определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы -речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются более простые - не знаковые, а сигнальные способы К., иногда неправильно называемые "языком животных".