Файл: Стратегия социальноэкономического развития воронежской области на период до 2035 года.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 1868
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В составе существенных возможностей развития Воронежской области
Типологизация интересов субъектов
Относительные конкурентные преимущества Воронежской области
Ключевые проблемы социально-экономического развития Воронежской области
Консервативный сценарий отличается:
Подраздел 4.1. Демографическое и миграционное развитие Воронежской области
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 4.2. Сохранение здоровья и продление активного долго-
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 4.3. Модернизация образования Воронежской области
Ожидаемые основные результаты.
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.4. Развитие культурной среды
Ожидаемые основные результаты:
Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укре- пление нравственных ценностей.
Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.7. Оптимизация рынка труда
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 4.8. Развитие некоммерческого сектора и межсекторного социального партнерства
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 5.1. Развитие высокотехнологичного промышленного
Ожидаемые основные результаты:
Подраздел 5.2. Развитие агропромышленного комплекса
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.4. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты.
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.5. Развитие строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.6. Развитие туризма
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Подраздел 5.7. Развитие малого и среднего предпринимательства
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты.
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Подраздел 5.8. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических
Ожидаемые основные результаты:
Ожидаемые основные результаты:
Способы и направления деятельности органов государственной вла- сти Воронежской области:
Ожидаемые основные результаты.
Ожидаемые основные результаты:
Направления деятельности органов государственной власти Воро- нежской области:
Приоритеты, цели, задачи и направления пространственного разви-
Основные ожидаемые результаты пространственного развития ре- гиона.
Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.
Развитие публичной собственности.
Ожидаемые основные результаты:
Возможности развития социальной защиты региона:
Неблагоприятные факторы развития социальной защиты региона:
Связь, информационные и коммуникационные технологии
Транспортно-логистическая инфраструктура
Основные ограничения в развитии ТЛИС:
Факторами, сдерживающими развитие ТЛИС региона, являются:
Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика
Торговля и потребительский рынок
Внешнеэкономическая деятельность и экспорт.
Проекты и программы развития муниципальных образований Воронежской области
Пространственная конфигурация кластеров АПК Воронежской области
развития и значительное увеличение количества организаций, осуществляю- щих технологические инновации.
Благоприятные факторы, способствующие развитию в Воронежской области технологических компаний, повышению научно-исследовательской и инновационной активности, коммерциализации перспективных разработок, являются:
-
наличие крупных индустриальных компаний в ракетно-космическом, радиоэлектронном, авиастроительном, химическом, нефтегазовом комплексах, использующих инновационные разработки для производства конкурентоспо- собной продукции гражданского и военного назначения, имеющих собствен- ную научную и технико-технологическую базу для разработки и внедрения передовых технологий; -
диверсифицированная структура экономики, способствующая развитию инновационного предпринимательства и повышения инновационной активно- сти экономических субъектов; -
развитая система высшего образования, обеспечивающего проведение фундаментальных исследований и прикладных разработок в приоритетных сферах развития науки и технологий; -
наличие технопарков, ориентированных на инновационную деятель- ность («Содружество», «Авиационный», «Космос-Нефть-Газ»); -
наличие крупных индустриальных парков, в которых функционируют инновационно-ориентированные предприятия («Масловский», «Лискинский»,
«Бобровский», «Перспектива»);
-
развитая структура промышленных кластеров (8 региональных класте- ров, объединяющих более 100 производителей нефтегазового и химического оборудования, радиоэлектронной, мебельной, транспортно-логистической, авиационной отраслей, электромеханики, IT-технологий, строительных мате- риалов и технологий); -
наличие специализированных объектов инфраструктуры инновацион- ной деятельности (бизнес-инкубаторы; технологическая платформа; инжини- ринговые центры; центры коллективного пользования; центры трансферта технологий); -
наличие центра поддержки технологий и инноваций, реализующие ме- роприятия по развитию изобретательской, патентно-лицензионной и иннова- ционной деятельности хозяйствующих субъектов; -
значительный потенциал научно-исследовательских институтов, конст- рукторских бюро, образовательных организаций высшего образования, зани- мающихся фундаментальными и прикладными исследованиями; -
наличие развитой системы подготовки кадров образовательными орга- низациями высшего образования, в том числе для ведущих промышленных предприятий региона; -
диверсифицированная структура малого и среднего предприниматель- ства, которая предоставляет возможность внедрения инноваций в различных
отраслях экономки;
-
высокий потенциал развития цифровых технологий на базе действую- щих IT-предприятий региона; -
наличие основных элементов системы региональных институтов разви- тия в сфере инноваций (ОКУ «Агентство по инновациям и развитию экономи- ческих и социальных проектов», ГБУ ВО «Центр кластерного развития», ОГ- БУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам»), осуществляю- щие широкий спектр консультационной и информационной поддержки высо- котехнологичных проектов, разработку и реализацию новых направлений в сфере высоких технологий и инфраструктуры; -
разработанная региональная нормативная правовая база, позволяющая использовать широкий спектр инструментов государственной поддержки ин- новационных проектов, внедрять системы кадрового и информационного обеспечения инновационной деятельности, осуществлять интеграцию регио- нальной инновационной системы в национальную; -
реализация в регионе комплекса мероприятий по развитию сектора ис- следований и разработок, формированию инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.
Возможности активизации инновационной деятельности в региона:
-
кооперация предприятий региона с высокотехнологичными отечест- венными и зарубежными компаниями в целях разработки, трансфера и ком- мерциализации инноваций, способствующая концентрации высококвалифици- рованных кадров и повышению эффективности в сфере научно- исследовательской и инновационной деятельности; -
развитие инновационной инфраструктуры, в том числе центров компе- тенций, проектных и инжиниринговых центров для реализации региональных высокотехнологичных проектов; -
расширение участия сектора исследований и разработок, бизнес- сообщества Воронежской области в процессах международного научно- технического сотрудничества по приоритетным направлениям развития науки и технологий; -
расширение участия Воронежской области в реализации перспективных федеральных проектов, направленных на развитие новых технологий и компе- тенций, в том числе Национальная технологическая инициатива, улучшение инвестиционного климата, LEADER ID и другие; -
активное участие Воронежской области в реализации программы «Циф- ровая экономика Российской Федерации», по стимулированию создания и раз- витию действующих высокотехнологичных компаний ИТ-сферы, разрабаты- вающих «сквозные» цифровые технологии, в том числе по направлениям: большие данные, системы распределенного реестра, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальности; -
привлечение инвестиций в инновационные проекты за счет развития индустриальных (промышленных) парков, создания особой экономической зоны «Центр».
Основные ограничения:
-
низкий уровень спроса на технологические инновации со стороны оте- чественных экономических субъектов; -
отсутствие системного отраслевого и межотраслевого взаимодействия между предприятиями реального сектора экономики, способного вызвать ку- мулятивный эффект создания и распространения инноваций; -
отсутствие достаточного количества исследовательских, инженерных и рабочих кадров, имеющих необходимые компетенции для обеспечения сба- лансированного инновационного развития сопряженных производств.
Неблагоприятные факторы:
-
наличие развитых технико-технологических и организационно- экономических связей между предприятиями на региональном и националь- ном уровнях, ориентированных на воспроизводство традиционной продукции; -
низкая восприимчивость бизнес-структур к внедрению новых техноло-
гий;
-
слабое взаимодействие сектора исследований и разработок с реальным
сектором экономики по внедрению новых технологий;
-
недостаточный объем инвестиций для приобретения, разработки и вне- дрения новых технологий; -
усиление политики протекционизма в условиях финансово- экономического кризиса и международных санкций; -
огосударствление экономики, снижающее стимулы для инновационного предпринимательства, способствующее сохранению технологического отста- вания монополизированных секторов экономики.
Экология
Анализ состояния окружающей среды и природных ресурсов показывает, что территория Воронежской области по показателям уровня загрязнения по
сравнению с соседними областями относится к умеренно загрязненной. В рам- ках государственной программы Воронежской области «Охрана окружающей среды и природные ресурсы» реализуются мероприятия, проводимые с целью: оздоровления водных объектов; минимизации воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления; создания и охраны уникальных природных территорий; экологического воспитания и просвещения населения; охраны объектов животного и растительного мира.
Значительное количество в общем объеме отходов составляют твердые коммунальные отходы - 2,029 млн. тонн (по экспертной оценке территориаль- ной схемы). В основном все они захораниваются без предварительной сорти- ровки на объектах размещения отходов, которые занимают 757 га земель.
Одной из проблем в сфере обращения с отходами является низкий уро- вень вовлечения отходов в хозяйственный оборот, что связано с недостаточ- ным количеством объектов обработки, утилизации и обезвреживания твердых коммунальных и промышленных отходов.
Водные ресурсы Воронежской области представлены поверхностными и подземными водами и используются как на питьевые и хозбытовые нужды (подземные воды), так и на производственные нужды. Практически все по- верхностные и большая часть подземных водных объектов, особенно в рай- онах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплек- сов, испытывают значительное антропогенное воздействие. С целью восста- новления экологического и рекреационного состояния, предотвращения исто- щения водоемов, улучшения санитарнотехнического состояния и охраны вод- ных объектов необходимо проведение работ по освобождению русел рек от наносов, водной растительности, древесных завалов и приведению параметров русел рек к естественным значениям, установление границ водоохранных зон.
В черте города Воронежа на р. Воронеж расположено Воронежское водо-